Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 15:55, реферат
Целью нашей работы является теоретическое обоснование особенностей формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников, а также в выявлении комплекса методов, способствующего усвоению этих навыков.
Объектом исследования является вокально-хоровая подготовка обучающихся.
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки. Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как Гладкой Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других. Однако тема вокально-хорового воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением можно заниматься бесконечно долго и все равно будут оставаться пробелы и «узкие» места. Кроме того, методики хорового воспитания вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Этим и обуславливается актуальность данной темы. Целью
нашей работы является теоретическое
обоснование особенностей формирования
вокально-хоровых навыков у Объектом исследования является вокально-хоровая подготовка обучающихся. Предмет исследования: процесс формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников. Изучение
методической и научной литературы,
анализ опыта ведущих музыкальных
педагогов и методистов, а также
моей личной работы с детским хоровым
коллективом позволили Цель, предмет и гипотеза определяют следующие задачи исследования: 1.
проанализировать историю 2.
определить конкретную 3.
рассмотреть систему 4. раскрыть особенности возраста (психологические и индивидуальные) младших школьников. Особое значение при выполнении данной работы уделялось методологическим основам исследования. Здесь мы опирались на изучение исследований в области методики вокального воспитания детей. Отметим статьи и очерки С. Гладкой, Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова, а также современные исследования по работе с детскими хоровыми коллективами К.Ф. Никольской-Береговской, М. С. Осенневой, В. А. Самарина, В. Л. Живова и других педагогов. Также в своей работе мы использовали работы ученых психологов в области возрастной психологии, таких как Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, Я.А. Пономарева, С.Л.Рубинштейна. В своей научной работе мы использовали следующие методы исследования: 1.
теоретический анализ 2.
обобщение современного 4.
Экспериментальное изучение Общая
методология предполагает формирование
у детей творческой личности, которая
способна вести созидательную Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового опыта ведущих педагогов и методистов и включала в себя определение цели и задачи исследования, выявление исходного уровня учащихся, проведение обучающего эксперимента, обобщение результатов работы, формулирование выводов. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОРА
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов. Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)».1 Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:1 1. Певческая установка Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов: - внимание - дыхание - начало пения - окончание пения - менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи 3. Дыхание и паузы Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни. 4. Звукообразование Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения. 5. Дикция Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата. |
1 2 3 4 5 6 7
Скачать
курсовую работу бесплатно
найти
другие по запросу
"Формирование вокально-хоровых навыков
у младших школьников"
Поиск
· Формирование вокально хоровых навыков у младших школьников
· Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых 2
· Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых
· Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в условиях досугового центра
· Формирование трудолюбия у младших школьников в семье
· Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников 2
· Развитие коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка
· Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения
· Развитие творческой активности младших школьников через применение коррекционных программ
· Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников
· Формирование читательских умений у младших школьников
· Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе
· Общение младших школьников
· Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников 6. Строй, ансамбль
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a kappella.
В
хоровом пении понятие «
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста
Вопрос о психологической специфике развития в младшем школьном возрасте представляется очень актуальным для педагогов и злободневным. В последние десятилетия появилось большое количество самых разнообразных образовательных учреждений, где обучаются дети младшего школьного возраста. При этом, с одной стороны, детей нагружают самой разной информацией – появляются новые школьные предметы, содержание классических дисциплин сильно усложняется и увеличивается. С другой стороны, все время повышаются требования к поступающим в школу детям. Они должны уметь не только связно пересказывать текст и выразительно читать стихи, но и читать, считать и писать, что, кстати, является содержанием программы начальной школы.1
Может
быть, эти изменения в начальной
школе диктуются жизнью? Может, действительно
современные дети уже готовы учиться
не только с шести, но и с пяти
или с четырех лет? Может, такая
перегрузка дает в дальнейшем какие-то
особые необыкновенно хорошие
К сожалению, все это не так. Во-первых, психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации, то есть, другими словами, современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней давности. Во-вторых, несмотря на отбор, очень многие дети по-прежнему пропускают буквы и путают таблицу умножения. Но самым неприятным при этом является то, что большинство современных детей не любит и не хочет учиться, что они не умеют учиться и что, даже окончив школу и сдав с помощью репетиторов экзамены в вуз, они испытывают колоссальные трудности и нередко так и не получают заветное высшее образование. Помимо этого, они почти так же, как и учащиеся начальной школы, неграмотно пишут и не всегда верно помнят таблицу умножения.
Это положение дел ни для кого не секрет. Не зря почти каждый новый министр образования пытается реализовать новую реформу образования, которая всегда затрагивает учащихся начальной школы. При этом говорят о низкой зарплате учителей, о новых инновационных программах, о плохой экологии и т.п. Если посмотреть на все сказанное выше глазами психолога, то одной из самых главных причин проблем и трудностей начального образования является то, что педагоги и учителя очень слабо себе представляют психологические особенности детей.
Выдающиеся психологи двадцатого века Л.С. Выготский и Ж. Пиаже настоятельно подчеркивали, что ребенок – это не маленький взрослый, что у него иная логика и другое, нежели у взрослых, восприятие окружающего. 1Поэтому никакие инновации и новые оригинальные предметы ничего качественно изменить не могут, если только они не ориентированы (именно ориентированы, а не только учитывают) особенности современных младших школьников.
В
современной системе воспитания
младший школьный возраст охватывает
период жизни ребенка от семи до
десяти-одиннадцати лет (I-III классы
школы). Появление младшего школьного
возраста связано с возникновением
в экономически развитых странах
системы всеобщего и
Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
У
младшего школьника интенсивно растет
и хорошо снабжается кровью мышца
сердца, поэтому оно сравнительно
выносливо. Благодаря большому диаметру
сонных артерий головной мозг получает
достаточно крови, что является важным
условием его работоспособности. Вес
головного мозга заметно
Изменяется
взаимоотношение процессов
Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.1
Каждый
период психического развития ребенка
характеризуется основным, ведущим
видом деятельности. Так, для дошкольного
детства ведущей является игровая
деятельность. Хотя дети этого возраста,
например в детских садах, уже
учатся и даже трудятся посильно, все
же подлинной стихией, определяющей
весь их облик, служит ролевая игра
во всем ее разнообразии. В игре появляется
стремление к общественной оценке,
развивается воображение и
Как
только семилетний ребенок вошел
в класс, он уже школьник. С этого
времени игра постепенно теряет главенствующую
роль в его жизни, хотя и продолжает
занимать в ней важное место ведущей
деятельностью младшего школьника
становится учение, существенно изменяющее
мотивы его поведения, открывающее
новые источники развития его
познавательных и нравственных сил.
Процесс такой перестройки
Особенно отчетливо выделяется этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Большинство детей психологически подготовлены к этому. Они с радостью идут в школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Эта внутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях. Прежде всего, предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Психологически оправдано положение, известное опытным педагогам: с первых дней пребывания ребенка в классе необходимо четко и однозначно раскрыть ему правила поведения школьника на занятиях, дома и в общественных местах. Важно сразу же показать ребенку отличие его новой позиции, обязанностей и прав от того, что было привычно ему раньше. Требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм - это не излишняя строгость к первоклассникам, а необходимое условие организации их жизни, соответствующее собственным установкам детей, подготовленных к школе. При шаткости и неопределенности этих требований дети не смогут ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить их интерес к школе.