Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:28, реферат
Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам и родителям учащихся. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.
Введение
Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам и родителям учащихся. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.
В отличие от школы
70-80-х гг., когда воспитание главным
образом связывалось с
В связи с этим, целью данной работы является изучение составляющих деятельности классного руководителя с родителями учащихся.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические источники по данной теме;
- рассмотреть функции, методы и формы работы классного руководителя с родителями учащихся;
- сделать выводы о составляющих деятельности классного руководителя с родителями учащихся.
Метод, используемый в работе- анализ теоретических источников.
Объектом данной реферативной работы является деятельность классного руководителя.
Предметом изучения являются функции и характеристики видов деятельности классного руководителя.
1.История становления классного руководства
После 1917 года начинается
строительство новой советской
школы. Ее доминирующей задачей стало
политическое воспитание учащихся на
основе коммунистической идеологии. Однако
далеко не все учителя желали и
умели воспитывать детей в
духе требований новой власти. В
первичных коллективах
В 1923 г. классное наставничество было официально ликвидировано и сделана ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того — ученические организации в середине 20-х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся — первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно-воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни, работа с родителями.
В 30-х гг. в отечественной
школе происходят кардинальные изменения:
восстанавливается классно-
В 1934 г. выходят Устав
и Положение о единой трудовой
школе, где отмечается, что обязанности
по организации учебно-
Процесс послевоенного развития системы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.
В 1947 г. было утверждено новое Положение о классном руководителе, которое полнее и четче определило его цели и функции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчетности.
Негативное влияние на школу 40-50-х гг. оказал характерный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 г., являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.
В круг обязанностей классного руководителя входили и работа с пионерской и комсомольской организациями, изучение школьниками «Правил для учащихся», контроль за их посещаемостью и успеваемостью, надзор за дисциплиной и поведением и так далее. Рекомендовалось заниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически не велось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересах отдельной личности, а для создания работоспособного классного коллектива.
В дальнейшем круг обязанностей
классного руководителя мало изменился.
Создание детского коллектива и идеологическое
воздействие на учащихся остаются ведущими
направлениями в его
Следует отметить, что
в массовой школе конца 70-начала
80-х гг. отчетливо просматривалась
тенденция к механическому
Многофункциональность
деятельности классного руководителя
в определенном смысле была вызвана
идеей общественного
2.Функции классного руководителя
Для проведения внеклассной
воспитательной работы с учащимися
средних и старших классов
из числа наиболее опытных учителей
назначаются классные руководители.
В последнее время, однако, в печати
иногда высказывается мнение, что
институт классных руководителей в
школе уже устарел и не нужен,
поскольку все вопросы
Первый. Проведение
многих видов внеклассной
Второй. Педагогическая целесообразность введения в школах классных руководителей осознавалась исторически. В российских гимназиях и других средних учебных заведениях с 60-х гг. XIX в. и вплоть до 1917 г. были классные наставники, которые имели специальных помощников, или надзирателей, следивших за поведением гимназистов в классе и вне учебного заведения. Попытки отменить классных наставников в советской школе в 20-е гг. себя не оправдали, и в середине 30-х гг. они были восстановлены сначала под названием групповодов, а затем, когда группы были переименованы в классы, стали называться классными руководителями.
Третий. Своеобразный институт классных руководителей, называемых воспитателями в Бельгии, например, или тьюторами в Англии, существует в большинстве стран мира и признается абсолютно необходимым.
Деятельность классных
руководителей в школе
В качестве важнейших функций (направлений) воспитательной работы классных руководителей выступают:
— когнитивно-диагностическая;
— организаторско-стимулирующая;
— объединительно-сплачивающая;
— координирующая;
— личностно-развивающая.
Когнитивно-
Организаторско-
Объединительно-
Координирующая
Личностно-развивающая
функция связана с вовлечением
учащихся в разнообразные виды деятельности,
с формированием у них
3.Формы и методы работы классного руководителя
Эффективность воспитания
ребенка сильно зависит от того,
насколько тесно
Значительное место
в системе работы классного руководителя
с родителями учащихся отводится
психолого-педагогическому
Формы работы:
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.