Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:28, реферат
Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам и родителям учащихся. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвщения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные). Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме. статье.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
Организация совместных
досуговых мероприятий.
Во многих школах родители — частые гости
и на внеклассных мероприятиях. Все это
позволяет лучше узнать своих детей родителям,
открыть для себя еще не известные стороны
их интересов, увлечений, таланта. Формы
досуга: совместные праздники, подготовка
концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение
фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы,
КВН; домашние клубы выходного дня; кружки,
организованные родителями. Кроме того,
даже не систематические, а единичные
коллективные дела класса, проводимые
совместно с родителями, имеют огромный
воспитательный эффект.
Работа педагога
с родителями невозможна без сотрудничества,
активного вовлечения родителей
в учебно-воспитательный процесс, что
предполагает организацию различных кружков,
спортивных секций, участие в заседаниях
клубов. К сожалению, многие родители настолько
перегружены основной работой, что не
в состоянии уделить достаточного внимания
не только школе и одноклассникам своего
ребенка, но и собственному ребенку. Тем
не менее один-два энтузиаста всегда находятся.
Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые
организуют различные спортивные секции
или проводят соревнования вместе со школьными
преподавателями физкультуры.
Кружки могут работать и вне школы. И если
у какой-то мамы есть возможность собирать
у себя дома девочек, она может возглавить
домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка»,
и этим оказать огромную помощь в воспитании
будущих матерей и хозяек дома.
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Конференция — форма
педагогического просвещения, предусматривающая
расширение, углубление и закрепление
знаний о воспитании детей. Конференции
могут быть научно-практическими, теоретическими,
читательскими, по обмену опытом, конференциями
матерей, отцов. Конференции проводятся
раз в год, они требуют тщательной подготовки
и предусматривают активное участие родителей.
К ним обычно готовят выставки работ учащихся,
книг для родителей, концерты художественной
самодеятельности.
Чтобы собрать материал и привлечь внимание
родителей, на занятиях университета педагогических
знаний, предшествующих конференции, иногда
предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным
словом директора школы (если это общешкольная
конференция) или классного руководителя
(если она классная). С краткими, заранее
подготовленными сообщениями о своем
опыте семейного воспитания выступают
родители. Таких сообщений может быть
три-четыре. Затем предоставляется слово
всем желающим. Итоги подводит ведущий
конференции.
Практикум — это форма
выработки у родителей педагогических
умений по воспитанию детей, эффективному
решению возникающих педагогических ситуаций,
своеобразная тренировка педагогического
мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель
предлагает найти выход из какой-либо
конфликтной ситуации, которая может сложиться
во взаимоотношениях родителей и детей,
родителей и школы, объяснить свою позицию
в той или иной предполагаемой или реально
возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно
организуются с целью ознакомления родителей
с новыми программами по предмету, методикой
преподавания, требованиями учителя. Наиболее
часто открытые уроки практикуются в начальной
школе. Необходимо хотя бы один-два раза
в полугодие давать возможность родителям
присутствовать на открытом уроке. Это
позволит избежать многих конфликтов,
вызванных незнанием и непониманием родителями
всей сложности и специфики учебной деятельности
в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное
для родителей время, чаще всего в субботу.
В этот день педагоги проводят уроки в
нетрадиционной форме, стремясь показать
свое мастерство, раскрыть способности
детей. День завершается коллективным
анализом: отмечаются достижения, наиболее
интересные формы урока, результаты познавательной
деятельности, ставятся проблемы, намечаются
перспективы.
Педагогическая
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные
Часто в решении
той или иной сложной проблемы
педагог может получить помощь
непосредственно от родителей
учеников, и этим не следует
пренебрегать. Консультации с родителями
полезны как для них самих, так и для учителя.
Родители получают реальное представление
о школьных делах и поведении ребенка,
учитель же — необходимые ему сведения
для более глубокого понимания проблем
каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны,
возможно, придут к взаимному согласию
относительно конкретных форм родительского
содействия. В общении с родителями педагог
должен проявлять максимум тактичности.
Недопустимо стыдить родителей, намекать
на невыполнение ими своего долга по отношению
к сыну или дочери. Подход учителя должен
быть таким: «Перед нами стоит общая проблема.
Что мы можем предпринять для ее решения?»
Тактичность особенно важна с теми родителями,
которые уверены, что их дети не способны
на дурные поступки. Не найдя к ним правильного
подхода, педагог столкнется с их возмущением
и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Принципы успешного консультирования
— доверительные отношения, взаимоуважение,
заинтересованность, компетентность.
Заключение
Таким образом, организуя
работу с родителями, учитель ставит
перед ним цель: получение знаний
не ради знаний, а для того, чтобы
в результате своей педагогической
культуры иметь возможность
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый непрерывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. В организации работы с семьями учащихся школа исходит из единства задач, решаемых тем и другим коллективом при достижении цели всестороннего гармоничного развития личности.
Школьные годы оставляют
глубокий след в сознании человека. Они
вспоминаются потом не только интересными
уроками лучших учителей. В памяти всплывают
увлекательные школьные экскурсии и походы,
школьные вечера, яркие доклады, не забываются
и задушевные беседы классного руководителя,
его дружеская поддержка в трудную минуту.
Грамотно организованная работа классного
руководителя с родителями учащихся должна
обеспечивать крепкую основу для осуществления
всего выше сказанного.
Список литературы
1.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие/Л.И.Маленкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
2. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школ/В.П.Сергеева . - 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003. - 220 с.
3.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. - 517 с.
4.Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя/Ф.П.Черноусова. - М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.
5.http://festival.1september.
6.http://www.bibliofond.ru/