Вокально-хоровое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 15:55, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является теоретическое обоснование особенностей формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников, а также в выявлении комплекса методов, способствующего усвоению этих навыков.

Объектом исследования является вокально-хоровая подготовка обучающихся.

Файлы: 1 файл

аоов.docx

— 74.53 Кб (Скачать)

     С 1941 по 1970 года важное место отводится  овладению техническими навыками и развитию вокального слуха  ученика (Н.Л. Грозденская, О. А. Апраксина, В. Т. Соколов, Е. Я. Гембицкая).

     В наше время проблеме формирования вокально-хоровых  навыков у младших  школьников уделяется  довольно большое  внимание. Эта тема подробно рассматривается  в методических трудах Г. А. Стулова2, Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко3, В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова.

       В новом XXI веке актуальность преподавания хорового пения не ставится под сомнение, это доказывает активный выпуск в последние годы различных учебников и пособий для учителей по обучению хоровому пению. Отметим несколько из них:

     Никольская-Береговская  К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие  для студентов высших учебных  заведений. М., 2003 г. В данном учебном  пособии изложена история развития и становления хоровой школы  в России, материал очень хорош  своей содержательностью и систематичностью изложения.

     Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. В данном учебном пособии в соответствии с программой курса рассматривается теория вокально-хорового искусства, раскрывается методика работы с детским хоровым коллективом - рассказывается о воспитании у певцов вокально-хоровых навыков, достижении ансамбля, четкости дикции, об основных репетиционных приемах работы с отдельными хористами и всем коллективом, о подборе учебного и концертного репертуара, о подготовке к концерту и так далее. Особое внимание уделено основам организации и управления хоровыми коллективами в школе и в системе дополнительного образования. В приложении даются произведения для детского хора. Может быть полезно учителям музыки, хормейстерам.

     Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика М.: Владос, 2003. Это пособие может использоваться в качестве основного материала по курсу «Теория хорового исполнительства», а также в качестве дополнительного - по курсу «Хороведение» на занятиях в классах хорового дирижирования, вокала, чтения хоровых партитур. Адресовано студентам и преподавателям музыкальных и педагогических вузов, колледжей, преподавателям музыкальных и общеобразовательных школ, хормейстерам-практикам и широкому кругу любителей хорового пения.

     К сожалению, в последнее десятилетие  ситуация с вокально-хоровой работой  в общеобразовательных школах России изменилась, и далеко не в лучшую сторону. Одной из причин такого положения  дел является сложившаяся негативная социокультурная ситуация в стране, которая коснулась, в первую очередь, юного поколения школьников.

     В такой ситуации роль учителя на уроке  музыки и возрождение традиций вокально-хорового исполнительства в школе становится весьма актуальной. Вернуть учащихся в мир музыкально-эстетических ценностей  сегодня – первоочередная задача.

     1.4 Принципа создания  хора на начальном  этапе

     Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная  и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут  почти все дети. Воспитательные возможности  хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к  дружному делу. Песня несколько отдельных  чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».1

     При правильно организованной работе хорового коллектива, при развитом самоуправлении его участников создаются условия  для выработки и проявления у  них определенных норм поведения, общения  с товарищами, уважения к труду  учителя, дисциплины, воли, чувства  ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному  делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них  от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся.

     Понимание методологии репетиционно-исполнительского процесса с хором основано прежде всего на доскональном знании хороведческих проблем, на осознанном применении незыблемых методов хоровой работы. Классификация приёмов работы с хором в этом смысле не случайна. Каждый момент репетиционной работы, будь то знакомство с произведением или его художественная отделка, имеет собственное место в последовательности действий дирижера. Смещение моментов репетиционного хода выучивания репертуара, но и, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкально - воспитательный процесс, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.

     Методические  принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное  заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь  непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским  хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем  в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально - технологические, т.е. вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

     Для создания хорового коллектива необходимо произвести отбор детей для участия  в нем. Здесь не следует только ограничиваться быстрым заключением  по немногим данным. У одного есть возможность  запоминать спетые или сыгранные  фразы, у другого в чутком разговоре, по поводу испытываемого впечатления  музыкального порядка. Ребёнок с  абсолютным слухом, может оказаться  глуповатым при восприятии некоторых  музыкальных отношений, или будет  лишён задатков хорошего вкуса. Зато ученик с не обнаружившимся сразу  слухом, со временем может оказать  глубокий, обширный и серьёзный интерес  к музыке; осознать её и стремится  к высшему когда как более одаренный будет играть по слуху и не пойдет дальше, остановившись на примитивном. Поэтому к подбору детей в хор следует относится с осторожностью, улавливать музыкальность, выяснять интерес к музыке (применять максимум способов).

     Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и специальное образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения семейное положение).

     При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон), музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной  памяти, а также выяснить музыкальную  подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные  методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается исполнить какое-либо вокальное произведение; песню, романс, арию. После этого определяется диапазон голоса, тип голоса (тенор, баритон, бас и т.д.). На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если поступающий имеет музыкальное образование или опыт пения в хоре, упражнения могут быть несколько усложнены. Например, поступающему предлагается на слух определить несложные интервалы в мелодическом, а затем и в гармоническом виде, построить голосом от заданного звука разные интервалы. В прослушивание целесообразно включать хроматические построения.

     Важной  проблемой является составление  учебного плана.1 Музыкально-хоровая школа, являясь формой организации свободного времени детей, внеклассным и внешкольным видом их деятельности, вместе с тем представляет собой учебное заведение, где должно быть налажено последовательное, систематическое обучение детей музыкальному искусству.

     Все наши занятия, особенно на первом этапе, должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для  достижения этой цели особенно важна  творческая атмосфера в коллективе. Необходимо вызвать интерес к  разучиваемой песне, к ее создателям. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать, прежде всего, занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников (сопереживателей музыки).

     Работу  с младшим хором надо всячески разнообразить. Например, помимо исполнения обычных песен, малыши могут исполнять и целую сюиту на одну тему или несколько песен, связанных литературным текстом. Можно сделать и тематическую музыкально-литературную композицию.

     Если  младший хор будет заниматься стабильно, то уже через 2—3 года в  средний хор будут переходить дети, хорошо подготовленные в вокально-хоровом  отношении.

     ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ  НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШЕЙ ГРУППОЙ  ХОРА

    1. Начальный этап работы с младшим хором

     Младший хор, как уже отмечалось выше, характеризуется  ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы — ре — ми-бемоль второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются  ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В связи с этим, мы считаем, что  в начале занятий деление на хоровые  партии нецелесообразно. Главная наша задача — добиться унисонного звучания хора.

     Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки  хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и  т. д.). Особое внимание здесь стоит уделить дыханию — широкому дыханию по фразам. Каждое занятие младшего хора (хор занимается 1 раз в неделю 45 минут) начинаем обычно с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Все разучиваемые песни выписываем на доске. Иногда применяем прием релятива: вместо неудобной тональности со многими знаками на доске пишем ближайшая удобная, например вместо ре-бемоль мажора ре мажор, вместо фа минора ми минор и т.д. Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам.

     Пение мелодий по нотам  приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая  перестройка: «оказывается, это интересно  — петь по нотам, и не так уж трудно».

     Нами  обязательно учитываются  и особенности  возраста детей, которые  отмечались нами в  первой главе нашего исследования. Так, в  младших классах  дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для  его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.

     Хоровой урок, по нашему мнению, должен проходить  стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой  коллектив — это  актив для проведения спевок, пения на сборах. Использование  комплекса различных  методов и приемов  должно быть ориентировано  на развитие основных качеств певческого голоса детей путём  стимулирования, прежде всего, слухового  внимания и активности, сознательности и  самостоятельности.

     Дифференциация  качеств звучания голоса и элементов  музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании  всех видов умственной деятельности учащихся.1 Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п. Для реализации такого подхода к развитию детского голоса необходимо знание педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

     Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых  навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как  это очень важно: от того что будут  петь дети зависит  то, как они будут  петь. Чтобы правильно  подобрать репертуар  педагог должен помнить  о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требования:

      1) Носить воспитательный характер

     2) Быть высокохудожественным

     3) Соответствовать возрасту и пониманию  детей

     4) Соответствовать возможностям данного  исполнительского коллектива

     5) Быть разнообразным по характеру,  содержанию

     6) Подобранным трудностям т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

Информация о работе Вокально-хоровое воспитание