Вокально-хоровое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 15:55, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является теоретическое обоснование особенностей формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников, а также в выявлении комплекса методов, способствующего усвоению этих навыков.

Объектом исследования является вокально-хоровая подготовка обучающихся.

Файлы: 1 файл

аоов.docx

— 74.53 Кб (Скачать)

     Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут  петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и  может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

    1. Применение основных методов и приемов формирования вокально-хоровых навыков на практике

     Наша  опытно-экспериментальная работа строилась  по принципу систематизирования и обобщения  всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали особенности как возрастной психологии детей, так и особенностей голосов младших школьников, отмеченных выше.

     Формирование  вокально-хоровых навыков у детей  проводилось нами в несколько  этапов и включало различные методы и приемы.

     В сентябре в начале занятий, после  прослушивания, мы составляем сводную  таблицу, в которой указываем  характеристики голосов детей и  общие замечания, например:

Фамилия

Имя

Класс Интонация (баллы) Ритм (баллы) Диапазон Индивидуально-психологические  особенности
Петров  Вася 1 а 5 (4,3) 4 (5,3) А-С2 Общительный, живой, сангвиник, рассеянный
           

     Эти записи приблизительны. Очень часто  заполняются не все графы сразу, а отмечается лишь самое существенное, бросающееся в глаза. Далее в  течение годы в ходе работы с детьми делаются дополнительные записи, отражающие динамику формирования вокально-хоровых  навыков у детей. Естественно, что  оценки будут меняться. Личностные качества отмечаются в таблице для  того, чтобы учитываться при индивидуальных направлениях работы с детьми, это  очень важно, так же как и учет особенностей голосовых данных учеников.

     Во  время прослушивания просим ребёнка  спеть любую песенку. Достаточно бывает одного куплета. При выполнении данного задания проверяются  интонация и умение держаться  в тональности, память, диапазон, а  часто и музыкальная среда, в  которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок). Проверка ритмического чувства проводится в форме игры в «ЭХО». Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед  за педагогом.

     Занятия должно начинаться вовремя, необходимо не допускать опозданий детей  на урок, воспитывать у них привычку к пунктуальности. За несколько минут  до начала занятий все уже должны сидеть на местах, дежурный должен отметить присутствующих и отсутствующих  хористов. Когда входит руководитель хора, все встают, и дежурный докладывает:

     - …, на занятии хора присутствуют 52 человека, двое больны, Иванова,  Петрова и Сидорова отсутствуют но неизвестным причинам, дежурный по хору... (такая-то).

     Мы  здороваемся с ребятами, хор отвечает. Мы практикуем в своей работе «музыкальное»  приветствие. Можно и весь рапорт пропеть на заранее придуманную  мелодию или речитатив. Это уже  будет элемент игры в оперу. Можно, конечно, ничего этого не делать, но тогда не возникает атмосфера  необыкновенности, которая, как мы считаем, должна быть на каждом занятии.

     При отборе наиболее эффективных приемов  вокальной работы с детьми на уроке  мы опирались на опыт прогрессивных  методистов прошлого и настоящего времени. Среди известных методических приемов  для развития слуха и голоса мы применяем следующие.

  1. Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

     · слуховое сосредоточение и вслушивание  в показ учителя с целью  последующего анализа услышанного;

     · сравнение различных вариантов  исполнения с целью выбора лучшего;

     · введение теоретических понятий  о качестве певческого звука и  элементах музыкальной выразительности  только на основе личного опыта учащихся;

     · пение «по цепочке»;

     · моделирование высоты звука движениями руки;

     · отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

     · настройка на тональность перед  началом пения;

     · устные диктанты;

     · выделение особо трудных интонационных  оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

     · в процессе разучивания произведения смена тональности с целью  поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.

     2. Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

     · вокализация певческого материала  легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

     · вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

     · при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции  нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

     · расширение ноздрей при входе (а  лучше - до вдоха) и сохранения их в  таком положение при пении, что  обеспечивает полноценное включение  верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;

· целенаправленное управление дыхательными движениями;

     · произношение текста активным шёпотом, что  активизирует дыхательную  мускулатуру и  вызывает чувство  опоры звука на дыхание;

     · беззвучная, но активная артикуляция при  мысленном пении  с опорой на внешнее  звучание, что активизирует артикуляционный  аппарат и помогает восприятию звукового  эталона;

     · проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам  по отношению к  диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани  с целью постановки речевого голоса;

     · вариативность заданий  при повторении упражнений и заучивания песенного  материала за счет способа звуковедения, вокализируемого  слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной  выразительности  и т.п.

     Организовывая работу на уроке, не важно, будет ли это  урок разучивания  новой песни, отработки  старой или закрепления  какого-либо конкретного  навыка, мы обращаем внимание на следующие  общие моменты.

     У детей необходимо развивать хорошую  дикцию. Дикция (греч.) – произношение. Формирование хорошей  дикции основывается на правильно организованной работе над произношением  гласных и согласных. Работая над дикцией  с хоровым коллективом, мы обычно стараемся  научить певцов, как  можно чётче и  яснее произносить  согласные. Это очень  важно, потому что  именно ясность согласных  помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Мы учим также хор и редуцированию. Редукция - ослабление артикуляции звука. Неясно произношение гласных звуков - редуцированный гласный. и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.

     Работа  над гласными.

     Основной  момент в работе над  гласными - воспроизведении  их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую  роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна  и отрицательно влияет на чёткость дикции.

     Специфика произношения гласных  в пении заключается  в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для  обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

     С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность.

     Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.

     Отсюда  и следует специфическое хоровое  применение этих звуков при исправление «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У» и Ы».

     Чистый  гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.

     Наибольшую  пестроту в пение придаёт гласный  звук «А» поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе  у разных языковых групп, это следует  учитывать, исполняя произведение на иностранных  языках. Например, у итальянцев - «А»  из глубины глотки, у англичан - глубоко, а у славянских народов гласная  «А» имеет плоское грудное  звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками  нужно весьма осторожно.

     «И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания  и положением гортани, они осветляют  звуки и приближают вокальную  позицию. Но эти звуки требуют  особого внимания в отношение округления звука.

     Гласная «И» должна приближённо звучать  к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников  считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).

     Гласная «Е» должна быть сформирована как  бы от артикулярного уклада «А».

     Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче, чем чистые гласные.

     Таким образом, работа в хоре над гласными - качество звучания и заключается  в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным  певческим звучанием.

     Работа  над согласными

     Условием  ясной дикции в хоре является безупречный  ритмический ансамбль. Произношение согласных требует повышенную активность произношения.

     Формирование  согласных, в отличие от гласных. связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

     Следуя  из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, мы ставим сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянутся, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

     Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

Информация о работе Вокально-хоровое воспитание