МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УПРОВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
УО «ЛОЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПЕДАГОГИКЕ С УКЛОНОМ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ
«Вокально-хоровое воспитание младших
школьников на уроках музыки»
Работу выполнял
Рубан Евгений Николаевич
Учащийся 4 «Б» группы
Руководитель:
Новикова Елена Михайловна
Лоев, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Проблема вокально-хорового
воспитания младших школьников
Значение хорового пения на уроках музыки
История развития хорового пения
Вокально - хоровые навыки
Методика разучивания песни на уроке
Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ УРОКА
МУЗЫКИ по развитию вокально-хоровых
навыков младших школьников
2.1 Развитие певческого дыхания на уроках
И.Ю. Белобородовой
2.2 Певческое самовыражение на уроках Александровой
В.В.
2.3 Использование вокальной методики М.Глинки
на уроках Козловой М.Б.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
При всем
разнообразии направлений работы современной
школы с большой настойчивостью утверждается
тезис о важности музыкального воспитания. Приобщение
младших школьников к музыкальному искусству,
воспитание нравственно-эстетических
чувств, формирование взглядов, убеждений,
духовных потребностей осуществляется
на уроках музыки и является в настоящее
время особенно актуальным. Так в пении,
во время слушания музыки, на занятиях
ритмикой, в игре на детских музыкальных
инструментах учащиеся знакомятся с произведениями,
учатся понимать их, усваивают знания,
приобретают навыки и умения, необходимые
для их эмоционально – осознанного восприятия
и выразительного исполнения.
Успех работы
учителя в решении задач общего музыкального
образования во многом зависит от того,
насколько глубоко он осознаёт воспитательное
значение хорового пения, владеет методами
и приёмами певческого развития школьников,
знает особенности детского голоса, умеет
организовать работу по освоению песенного
материала. Сохранить сегодня певческие
традиции без учителя музыки практически
невозможно. Через хоровую деятельность
происходит приобщение ребенка к музыкальной
культуре, а коллективное пение – это
прекрасная психологическая, нравственная
и эстетическая среда для формирования
лучших человеческих качеств.
Молодые
учителя не всегда владеют эффективными
методиками развития певческой деятельности
учащихся. Поэтому в качестве темы нашего исследования
мы определили: «Вокально-хоровое воспитание
младших школьников на уроках музыки».
Целью нашей работы является теоретическое
обоснование необходимости вокально-хорового
воспитания младших школьников.
Объект исследования: вокально-хоровая
подготовка младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования
первоначальных навыков хорового пения
младших школьников.
Задачи исследования:
- Проанализировать
особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших
школьников .
- Определить
конкретную последовательность формирования
первоначальных певческих навыков
3. Теоретически обосновать
применение на уроках музыки таких педагогических
приёмов, которые соответствуют закономерностям
формирования первоначальных певческих
навыков.
В
соответствии с поставленными задачами
были использованы следующие методы: научного
исследования, изучения и обобщения педагогического
опыта, теоретического анализа педагогических
идей, наблюдения.
Глава I. Проблема вокально-хорового воспитания
младших школьников
1.1 Значение хорового пения
Среди разнообразных
видов детского художественного творчества
трудно переоценить привлекательность
и эффективность хорового пения, эстетическая
природа которого создает благоприятные
предпосылки для комплексного воспитания
подрастающей личности.
Пение обладает
большой оздоровительной силой. Известный
венгерский композитор З. Кодай писал:
«Чудесное свойство пения» дисциплинирование
нервов, тренировка гортани и легких
- все это ставит пение рядом с физической
культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно, не в меньшей
степени, чем пища» [2,123] Д.Б.Кабалевский
подчеркивает, что хоровое пение, являясь
активной формой музыкального образования,
само является предметом искусства, требующим
творческой деловой обстановки и своеобразной
хоровой организации учащихся на уроке.
Под хоровой организацией он подразумевает
создание обстановки, которая бы, с одной
стороны, обеспечивала успешные занятия
классного хора, а с другой - способствовала
становлению у учащихся умений и навыков
хорового пения, любви к этому виду исполнительской
деятельности. «Каждый класс - хор! - вот
идеал, к которому должно быть направлено
это стремление» [5, 19].
Цель хорового
пения на уроках музыки в начальной школе
- способствовать творческой самореализации
младших школьников посредством хорошего
исполнительства.
Задачи:
- образовательные:
постановка и развитие голоса,
формирование вокально- хоровых навыков,
знакомство с вокально - хоровым репертуаром;
- воспитательные:
воспитание вокального слуха как важного
фактора пения в единой певческой манере,
воспитание организованности, внимания,
ответственности в момент коллективного
музицирования;
- развивающее:
развитие музыкальных способностей,
интереса к хоровому пению
как мотивационного компонента
готовности к дальнейшему саморазвитию.
Основная
направленность обучения хоровому пению
в начальных классах заключается в том,
что младшие школьники учатся:
- петь
песни разного эмоционального
содержания;
- чувствовать
настроение музыкального произведения
и передать его в своём исполнении;
- петь
двухголосные песни;
- соблюдать
правила пения и охраны голоса
(петь естественно, красивым звуком,
с мягкой атакой звука, правильно
дышать при этом, ясно выговаривать
слова);
- понимать
основные дирижерские жесты –
«вступление», «дыхание», «начало»
и «окончание» звучания (пения).
Таким образом, хоровому пению как
коллективной музыкальной деятельности,
активно влияющей на развитие музыкальной
и общей культуры учащихся, свойственны
следующие положительные особенности:
1. В коллективной
хоровой деятельности, когда учащийся
на виду у всех, он раскрывается
перед руководителем и сверстниками,
его легче изучить, обучить и направить;
2. Участие
в общем деле формирует у
школьника умение общаться, объективно
оценивать свои действия, помогает
осознать имеющиеся недостатки,
как музыкальные (качество слуха
и голоса, певческие умения и
навыки), так и поведенческие;
3. Работая
в хоре, ученик формирует положительные
личностные качества, необходимые
для работы в коллективе, учится
применять свои силы, музыкальные
способности и умения с пользой
для себя и для хора;
4. Хоровая
деятельность, активная и социально-ценная,
представляет существенный фактор,
обеспечивающий становление в
сознании ученика необходимости
единства слова и дела, полезного
намерения и личностных средств
его осуществления;
5. В процессе
коллективного хорового творчества
развиваются самостоятельность
и чувство локтя, инициатива и
другие волевые качества, так
необходимые ученику, музыкальная
деятельность переключает его
внимание на полезное дело, значимое
и для него и для остальных
участников коллектива;
6. В хоровом
пении согласуются и объединяются
разнообразные музыкально-воспитательные
средства, положительно воздействующие
на ученика, что усиливает позитивные
влияния и нейтрализует отрицательные;
Итак, хоровое пение - одно из главных
средств музыкального воспитания школьников.
Занятия в хоровых коллективах способствуют
гармоничному развитию личности, формируют
такие качества как: эмоциональность,
коммуникабельность, инициативность,
ответственность, организованность, коллективизм,
трудолюбие, креативность. На уроках музыки
развиваются познавательные процессы:
ощущение, восприятие, внимание, память,
воображение, мышление, воля. А так же специальные
умения и навыки: сценическая культура,
эстетический вкус, творческие способности,
певческие навыки, музыкальная грамотность,
ораторское искусство. Хоровые занятия
развивают психические способности школьника:
эмоции, чувства - восприятия, ощущения,
память (эмоциональную, образную, слуховую,
механическую, логическую, двигательную),
сознание, волю, внимание, сосредоточенность,
воображение, мышление, речь.
1.2 История развития хорового
пения
хоровой пение музыка урок школьник
Первые
попытки осуществить музыкальное воспитание
в рамках общеобразовательной школы можно
отыскать ещё в Царской России. Школьная
система отличалась крайней пестротой.
Это были кадетские корпуса, Институт
благородных девиц, духовные семинарии
и училища, патриархальные училища. Допуская
«пение и вообще музыку» в школу, «по мере
возможности и усмотрению начальства»,
уставы всех видов школ на протяжении
всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные
занятия в число обязательных предметов
учебного плана. Особенно заботливо было
поставлено образование в привилегированных
женских учебных заведениях, где музыка,
как правило, рассматривалась в качестве
важного элемента воспитания. И все же
конец 19 века в России богат появлением
на свет исследованиями по проблеме хорового
воспитания детей.
Среди педагогов
последней трети 19 века особой известностью
пользовался Степан Васильевич
Смоленский [3, 54]. Впервые в школьное образование
Смоленский ставит проблему единства
обучения и воспитания на уроках музыки.
В статье «Заметки об обучении пению»
он указывает три главные задачи:
Воспитательная - формирование духовной культуры
Образовательная - знание русской музыкальной литературы
Развивающая - обучение приёмам пения
Он создаёт
учебник, в котором даёт свои методические
разработки. В «Курсе хорового пения»
изложена методика преподавания пения
по цифирной нотации для учителей. Этот
учебник выдержал шесть изданий и был
одним из основных в народных школах России.
Главное задачей массового музыкального
просвещения С.В.Смоленский считал эстетическое
воспитание общества через хоровое пение
и, в первую очередь, через школьное музыкальное
образование.
Большую
популярность в те годы приобрела «Методика
пения» Алексея Николаевича Карасева.
Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное,
но и воспитательное значение. Автор особо
подчеркивает, что при занятиях хором
развивается активное внимание и обостряется
умственная работа. А.Н.Карасев ставит
ряд целей при обучении детей пению:
Развитие присущих детям музыкальных
способностей, а вместе с тем органов голоса,
речи и дыхания.
Применение указанных способностей и
умений, полученных при обучении, к практике
[3, 67]..
Не меньший
интерес представляет работа Д.Н. Зарина
«Методика», которая начинается с вводной
части «О методе хорового пения и его принципы».
По его мнению, значение школьного пения
состоит не только в воспитании эстетического
чувства, но и в его воспитательном воздействии:
На умственные
силы детей: сознание, память,
воображение;
2. Эстетическое
чувство, которое возможно только через
исполнение хорошей музыки [ 1,79 ].
Более решительным выражением новых
педагогических тенденций является «Методика
пения в начальной школе, основанная на
новейших данных экспериментальной педагогике»
Александра Леонтьевича Маслова. Автор
описывает различные эксперименты. Он
призывает к методическим исканиям, в
которых видит обязанность каждого настоящего
учителя, но наряду с этим не зачеркивает
все наследие старой русской педагогики.
Он требует сочетания новых методов со
старым, проверенным опытом. А.Н.Маслов
говорит о том, что хоровое пение – это
основной вид школьной работы по музыке.
При этом считает, что введение усиленного
изучения нотной грамоты легко может убить
в ребенке, как музыкально чутье, так и
интерес к красоте и творческому воображению.
Нотная грамота, как таковая в начальной
школе, должна являться лишь вспомогательным
средством при обучении. Главная ценность
его методики - в стимулировании творческого
потенциала детей. Творчество детей он
видел в исполнительской интерпретации
песен и в вокальной импровизации, и применял
аналогичные творческие задания. Вместе
с тем Маслов специально изучал возможности
детей, которых учителя относили к музыкально
неспособным.
С 1930 по 1941 года начинается систематическая
работа над усовершенствованием методов
певческого обучения, основанных на регулярных
наблюдениях за вокальным развитием детей.
Подробно об этом пишут в своих работах
Н. Л. Грозденская и В. Т. Соколов. Анализ
планов и программно-методических материалов
показывает, что в этот период происходило
постепенное сокращение уроков музыки.
Считалось, что дети, имеющие желание и
способности, могут заниматься хоровым
пением и музыкой во внеурочное время.
Хоровое пение способствовало созданию
детских хоровых коллективов, отличавшихся
высоким профессионализмом. Традиционными
становились городские и областные школьные
праздники песни. Расцвет детского хорового
исполнительства имел большое значение
для музыкального воспитания подрастающего
поколения. Поскольку основным критерием
оценки являлась вокально-хоровая работа
в школе, многие учителя, стремясь показать
свой высокий уровень, использовали сложный
репертуар, часто без учета возрастных
и индивидуальных возможностей детей.
Непосильные исполнительские задачи,
частые репетиции, форсированное пение
вели к перегрузкам, и в конечном итоге
– к заболеваниям детских голосов. Сложившееся
положение побудило начать серьезную
работу по изучению, охране и воспитанию
детских голосов. Проводились специальные
исследования, организовывались вокальные
конференции, сыгравшие положительную
роль в разработке методики вокально-хоровой
работы.