Вокально-хоровое воспитание младших школьников на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является теоретическое обоснование необходимости вокально-хорового воспитания младших школьников.
Объект исследования: вокально-хоровая подготовка младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования первоначальных навыков хорового пения младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших школьников .
Определить конкретную последовательность формирования первоначальных певческих навыков

Оглавление

Введение
Глава I. Проблема вокально-хорового воспитания младших школьников
Значение хорового пения на уроках музыки
История развития хорового пения
Вокально - хоровые навыки
Методика разучивания песни на уроке
Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников
2.1 Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
2.2 Певческое самовыражение на уроках Александровой В.В.
2.3 Использование вокальной методики М.Глинки на уроках Козловой М.Б.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

рубан.docx

— 101.15 Кб (Скачать)

С 1941 по 1970 года важное место отводится овладению техническими навыками и развитию вокального слуха ученика (Н. Л. Грозденская, О. А. Апраксина, В. Т. Соколов, Е. Я. Гембицкая).

В 1971 году основы музыкально-педагогического процесса сформулированы О. А. Апраксиной: «Развитие слуха, музыкальной памяти необходимы для любых занятий музыкой, особенно для ее исполнения в условиях общеобразовательной школы, прежде всего, для хорового пения, в процессе которого происходит совершенствование необходимых навыков»[3, 47]. Подобно Д. Б. Кабалевскому, она создает свою программу, в которой большое внимание уделяется развитию навыков хорового пения у школьников. В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников уделяется довольно большое внимание. Это тема подробно рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова, Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко, В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова. Музыкальный деятель хорового искусства Г.А. Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение - сопровождались пением. На всех праздниках народ пел. Пели - работая, пели - отдыхая. В каждой деревне уважаемый человеком был тот, кто работать мог и петь» В каждой приходской школе, гимназии, институте в любом учебном заведение любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика. Хоровое искусство имеет крепкие национальные корни и традиции, огромные сокровища как фольклорного, так и композиторского творчества» [12, 76]. В последнее время появляются все новые концептуальные идеи реформирования школьного образования, в котором значительное место отводится задачам повышения роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мышления ребенка. Осознание социальных, эстетических и нравственных функций хорового искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного хорового воспитания в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями.

 

1.3 Вокально-хоровые навыки

 

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

В основе выразительного пения, развитие слуха и голоса лежат вокально – хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка. Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряжённо, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию. Создание певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связанна с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох со звукообразованием. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней её частях с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимо. С певческим дыханием связанно понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации. Однако не следует забывать, что при всей неоспоримой значимости певческой опоры объяснить её суть младшим школьникам нужно очень аккуратно, так как результаты бывают обратные – дети напрягаются, сопят и поднимают плечи. Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяет цепное дыхание.

- не делать вдох одновременно  с рядом сидящим соседом;

- не делать вдох на стыке  музыкальных фраз, а по возможности  внутри длинных нот;

- брать дыхание незаметно и  быстро;

- вливаться в общее звучание  хора без акцента, с мягкой  атакой (началом) звука, интонационно  точно;

- чутко прислушиваться к пению  своих соседей и общему звучанию.

 Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования, при формировании которого должны соблюдаться следующие требования:

- перед возникновением звук  должен быть оформлен в мысленно  – слуховых представлениях школьников;

- звук при атаке осуществляется  интонационно точно, без глиссандо.

Из трёх типов атаки звука основной принято считать мягкую, создающую условия для эластичной работы связок. Твёрдая атака, и придыхательная атака, когда смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, применяются в пении младших школьников крайне редко. Как правило, твёрдая атака может быть рекомендована для ребёнка, склонного к вялости, инертности, и наоборот, чрезмерно активному ученику лучше посоветовать придыхательную атаку. Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных. Правильному формированию певческого звука способствует также манера произнесения слов – дикция. При этом произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.

 

Правила орфоэпии

Пишется

Произносится

Б, в, г, д, ж, з в конце слова

[п], [ф], [к], [т], [ж], [с]

О безударное

[а]

Д, з, з, з перед мягкими согласными

[д'], [з’], [c’], [т']

Я безударное

[эи]

Н, нн перед мягкими согласными

[н']

Ж и ш перед мягкими согласными

[ж], [ш]

Ж удвоенное (жж)

 

Ся, сь – возвратные частицы

[са], [с']

Чн, чт

[шн], [шт]

Ч и н, разделённые гласными

[ч] и [н]

Стн, здн

[сн], [зн]

Сш и зш

 

Сч и зч

 

К, тт (удвоенные согласные)

[к], [т]


 

Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним, что в итоге способствует протяжённости гласного звука в слоге. При этом роль согласных нисколько не должна преуменьшаться, так как в противном случае небрежность.

Понятие «ансамбль» означает художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностью задач в хоровом пении различают ансамбли динамический, ритмитический и тембровый. Видный мастер хорового пения П. Г. Чесноков, определяя условия пения в ансамбле, полагал, что певцу надо возможно более уравновешиваться по силе звука и сливаться по тембру со своей партией голосов, партии – уравновешиваться в хоре, а дирижеру – регулировать силу и окраску звука как отдельных певцов, так и целых партий.

Пение в ансамбле тесно связанно с хоровым строем – точным интонированием в одноголосном пении (горизонтальный строй) и многоголосном пении (вертикальный строй). В работе над трудностями строя следует придерживаться правил интонирования ступеней лада:

I, V –  интонируется в мажоре устойчиво, в миноре с тенденцией к  повышению;

IV - в миноре при движении мелодии вверх – с тенденцией к повышению; при движении вниз – с тенденцией к понижению; в мажоре - устойчиво;

II – интонируется высоко;

III – в мажоре интонируется высоко, в миноре - низко;

VI – в натуральном миноре и гармоническом мажоре интонируется с тенденцией понижению; в натуральном мажоре и мелодическом миноре интонируется высоко;

VII – в мажоре и гармоническом миноре интонируется с тенденцией к повышению; в натуральном миноре – с тенденцией понижению.

Такова работа по формированию вокально-хоровых навыков.

 

1.4 Методика разучивания  песни на уроке

 

Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Что бы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную работу, а именно: выявить эмоционально – смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить её исполнительский план, а также план репетиций, подобрать распевки на материале песни. Всё это подготовительная работа учителя музыки.

Разучивание песни со школьниками значительно отличается от разучивания произведения с подготовленной взрослой аудиторией. В школе учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их неумением петь. И, несмотря на это, при работе со школьной аудиторией задачи достижения качества звучания, стройности, выразительности исполнения не снимаются. Учитель в школе ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связанно, тянуть звук, но и педагогические – научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению. По мере решения этих задач выдвигаются новые, более дифференцированные (научить пению на «опертом» дыхании, добиться правильного формирования гласных, не допускать форсирования звука, петь каноном).

Вокальные навыки формируются комплексно, но бессмысленно обращать внимание на все недостатки звучания сразу. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формулирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах разучивания песни.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

  1. краткое вступительное слово педагога;

  1.  исполнение (показ) песни учителем;

  1.  Беседа с детьми о песни;

  1. Чтение поэтического текста песни;

  1. Разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление художественное исполнение песни.

Важен выбор песни. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям а) по форме – крайне лаконичные, не более одного периода; б) по мелодии – яркие, выразительные напевные; в) ритму – весьма простые, чередование не более 2 – 3 видов длительностей; г) голосоведение – ясное естественное, склад диатонический; д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы. Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по её разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, весёлые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенно нарастающие трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлечённости пением на уроке в школе.

В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том кто её сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о её содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.

Показ учителем песни лучше начинать со слов: « Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок, остановок, незнание слов при игре и пении. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительно по нюансам, агогике, в соответствии трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя наиболее сложные мелодические скачки и ритмические фигурации. Показывая песню, учитель должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Необходимо, чтобы пение учителя соответствовало детскому пению, было лёгким и звонким по характеру звука, точным по интонации, чётким по ритму и осмысленности фразировки. Если показ песни не произведёт на школьников должного впечатления, не станет образцом, к достижению которого они будут стремиться, то работа над песней врядли будет успешной.

Информация о работе Вокально-хоровое воспитание младших школьников на уроках музыки