Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 00:54, курсовая работа
Целью нашей работы является теоретическое обоснование необходимости вокально-хорового воспитания младших школьников.
Объект исследования: вокально-хоровая подготовка младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования первоначальных навыков хорового пения младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших школьников .
Определить конкретную последовательность формирования первоначальных певческих навыков
Введение
Глава I. Проблема вокально-хорового воспитания младших школьников
Значение хорового пения на уроках музыки
История развития хорового пения
Вокально - хоровые навыки
Методика разучивания песни на уроке
Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ УРОКА МУЗЫКИ по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников
2.1 Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
2.2 Певческое самовыражение на уроках Александровой В.В.
2.3 Использование вокальной методики М.Глинки на уроках Козловой М.Б.
Заключение
Литература
С 1941 по 1970 года важное место отводится овладению техническими навыками и развитию вокального слуха ученика (Н. Л. Грозденская, О. А. Апраксина, В. Т. Соколов, Е. Я. Гембицкая).
В 1971 году основы музыкально-педагогического процесса сформулированы О. А. Апраксиной: «Развитие слуха, музыкальной памяти необходимы для любых занятий музыкой, особенно для ее исполнения в условиях общеобразовательной школы, прежде всего, для хорового пения, в процессе которого происходит совершенствование необходимых навыков»[3, 47]. Подобно Д. Б. Кабалевскому, она создает свою программу, в которой большое внимание уделяется развитию навыков хорового пения у школьников. В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников уделяется довольно большое внимание. Это тема подробно рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова, Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко, В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова. Музыкальный деятель хорового искусства Г.А. Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение - сопровождались пением. На всех праздниках народ пел. Пели - работая, пели - отдыхая. В каждой деревне уважаемый человеком был тот, кто работать мог и петь» В каждой приходской школе, гимназии, институте в любом учебном заведение любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика. Хоровое искусство имеет крепкие национальные корни и традиции, огромные сокровища как фольклорного, так и композиторского творчества» [12, 76]. В последнее время появляются все новые концептуальные идеи реформирования школьного образования, в котором значительное место отводится задачам повышения роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мышления ребенка. Осознание социальных, эстетических и нравственных функций хорового искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного хорового воспитания в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями.
1.3 Вокально-хоровые навыки
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
В основе выразительного пения, развитие слуха и голоса лежат вокально – хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка. Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряжённо, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию. Создание певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.
Певческая установка непосредственно связанна с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох со звукообразованием. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней её частях с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, недопустимо. С певческим дыханием связанно понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации. Однако не следует забывать, что при всей неоспоримой значимости певческой опоры объяснить её суть младшим школьникам нужно очень аккуратно, так как результаты бывают обратные – дети напрягаются, сопят и поднимают плечи. Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяет цепное дыхание.
- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот;
- брать дыхание незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;
- чутко прислушиваться к пению
своих соседей и общему
Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования, при формировании которого должны соблюдаться следующие требования:
- перед возникновением звук
должен быть оформлен в
- звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.
Из трёх типов атаки звука основной принято считать мягкую, создающую условия для эластичной работы связок. Твёрдая атака, и придыхательная атака, когда смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, применяются в пении младших школьников крайне редко. Как правило, твёрдая атака может быть рекомендована для ребёнка, склонного к вялости, инертности, и наоборот, чрезмерно активному ученику лучше посоветовать придыхательную атаку. Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных. Правильному формированию певческого звука способствует также манера произнесения слов – дикция. При этом произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.
Правила орфоэпии | |
Пишется |
Произносится |
Б, в, г, д, ж, з в конце слова |
[п], [ф], [к], [т], [ж], [с] |
О безударное |
[а] |
Д, з, з, з перед мягкими согласными |
[д'], [з’], [c’], [т'] |
Я безударное |
[эи] |
Н, нн перед мягкими согласными |
[н'] |
Ж и ш перед мягкими согласными |
[ж], [ш] |
Ж удвоенное (жж) |
|
Ся, сь – возвратные частицы |
[са], [с'] |
Чн, чт |
[шн], [шт] |
Ч и н, разделённые гласными |
[ч] и [н] |
Стн, здн |
[сн], [зн] |
Сш и зш |
|
Сч и зч |
|
К, тт (удвоенные согласные) |
[к], [т] |
1.4 Методика разучивания песни на уроке
Информация о работе Вокально-хоровое воспитание младших школьников на уроках музыки