Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:50, реферат
Кризис воспитания в современном обществе, по мнению Е.В. Бондаревской, состоит в том, что оно утеряло свои гуманитарные функции, перестало отвечать на сущностные вопросы жизни (о ее смысле и цели), быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Существующее противоречие между растущей необходимостью усиления воспитательной роли школы и недостаточной разработанностью её теории и методики в педагогической науке определяет потребность в специальном исследовании становления воспитательной системы инновационной школы в педагогической теории и практике.
С.В. Куликова
Кризис воспитания
в современном обществе, по мнению
Е.В. Бондаревской, состоит в том,
что оно утеряло свои гуманитарные
функции, перестало отвечать на сущностные
вопросы жизни (о ее смысле и цели),
быть питательной средой духовного
и нравственного развития личности.
Существующее противоречие между растущей
необходимостью усиления воспитательной
роли школы и недостаточной
В педагогической науке
неоднократно отмечалось, что научное
обоснование инновационных
Историко-педагогические
исследования последних лет показывают,
что воспитание в отечественной
педагогике всегда занимало приоритетное
положение, а в период XIX—начала
XX века актуализировались его
Именно в этот
период формируется понятие «
Продолжателем идей
К.Д.Ушин-ского можно считать
Главная отличительная
особенность образовательной
Цельная системообразующая
концепция воспитания личности, основанная
на принципах народности, природосооб-разности,
гуманизма и религиозной
Уважение человеческого
достоинства учащегося и
Сравнивая теорию свободного
воспитания Л.Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо,
известный ученый, педагог, философ
С.И. Гессен отмечал: «Известно, что
Толстой, начав с теории образования,
кончил теорией жизни... Свобода не
в "природе", а в "жизни". Этим
отличается свободное образование
Толстого от идеала свободного воспитания
Руссо» [3. С. 55].
Продолжателем гуманистической
традиции в педагогике на основе идеи
«свободного воспитания» был
К.Н. Вент-цель, который в центр
воспитания ставил ребенка. С помощью
любви, по его мнению, педагог должен
содействовать развитию индивидуальной
человеческой личности. «Сердце воспитателя
должно быть исполнено искренней
и глубокой любви к тому конкретному
ребенку, с которым ему приходится
иметь дело, как бы испорчен этот
ребенок не был и сколько бы
огорчений он ему не принес» [1.С.
8].
К.Н. Вентцель, как
и другие представители гуманистической
педагогики конца XIX—начала XX века, попытался
реализовать свои идеи на практике,
открыв в 1906 году «Дом свободного ребенка»,
противопоставив его старой школе.
«Дом свободного ребенка» − это
идеальная школа будущего, это
не обычное учебное заведение, а
общеобразовательно-
Дальнейшее развитие
гуманистических взглядов на ребенка
наиболее целостно проявляется в
антропологическом подходе к
вопросам воспитания и образования.
Видные ученые этого периода П.Ф.
Каптерев и П.Ф. Лесгафт, являясь
продолжателями идей К.Д. Ушинского, считали,
что все науки о человеке должны
служить целостному философско-педагогическому
знанию о душе, о теле, о назначении
человека и являются теоретической
базой воспитательной практики.
П.Ф. Каптерев развивает
идею личностного подхода, разрабатываемую
в российской педагогике еще со времени
Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и Л.Н.
Толстого. Он также опирается на
уважение личности и ее человеческого
достоинства, отмечая, что у детей,
так же как и у взрослых, есть
не только обязанности, но и права. Центром
гуманистической педагогики П.Ф. Каптерева
была идея о создании школы, способствующей
саморазвитию человека. Он отмечал, что
«основа школы и источник ее успехов
и усовершенствования есть саморазвитие
человека, применение к школьному
обучению тех начал и методов,
которыми совершаются самовоспитание
и самообразование» [4. С. 357]. «Уважение
учащейся личности, признание ее свободы
и самостоятельности должны проникать
во весь школьный строй, причем, конечно,
также последовательно
Эти идеи в той
или иной степени развивались
в российской педагогической науке
и практике и в итоге привели
к идее гуманистической школы. Сам
термин «гуманистическая школа» вводит
в педагогическую науку П.Ф. Лесгафт:
«Задача всякой гуманистической
школы, а только такой должна быть
школа, состоит в возбуждении
у молодого человека отвлеченного мышления
и выяснении правды и значения
человеческой личности... гуманистическая
школа есть школа, содействующая
развитию человека. Это не учреждение,
служащее для накопления человеческих
знаний, а учреждение, где будет
мысль, где знания являются материалом,
посредством которого вырабатываются
понятия и мысли» [6. С. 251].
Анализ педагогических
концепций, сформировавшихся в России
в конце XIX —начале ХХ в., позволяет
констатировать, что процесс становления
и развития гуманистической парадигмы
протекал по следующим направлениям:
демократическому (создание условий
для свободной деятельности ребенка,
принцип культуросообразности, учет
национальных особенностей), общечеловеческому
(любовь и уважение к ребенку, вера
в ребенка и добрые силы его
души, признание ценности личности
ребенка), приро-досообразному (учет возрастных,
индивидуальных и возрастных особенностей,
создание условий для саморазвития, самовоспитания
и самообразования) [5].
Все вышеизложенное
позволяет сделать вывод о
том, что в педагогической мысли
России конца XIX—начала XX в. поиск новой
школы осуществлялся на основе идей
русской гуманистической
П.Ф. Каптерев, анализируя
данный период развития школьного образования,
подчеркивал, что Россия, развиваясь
параллельно с западной цивилизацией,
не была изолирована от влияния западных
идей. Инновационные поиски зарубежной
педагогической мысли в области
воспитания оказали влияние на Россию,
где также появилось несколько
«новых школ», следовавших зарубежным
образцам. Это школа Е.С. Левицкой
в Царском Селе (1900 г.), гимназии Е.Д.
Петровой в Новочеркасске (1906 г.) и
О.Н. Яковлевой в Голицыне под
Москвой (1910 г.). Их появление было вызвано
волной либеральных и революционных
воззрений, которая прокатилась
по всей стране. Именно благодаря поддержке
общественно-демократического и педагогического
движений теоретические изыскания
в области проблем
В этих школах значительная
роль отводилась воспитателю, так как
с приходом каждого нового ребенка
он стоит перед трудностью − найти
новое решение, исходя из принципа индивидуализации.
Например, Е.С. Левицкая считала, что
задача воспитателя не только изучать
ребенка, но и применять к нему
в каждом отдельном случае нужную
систему воздействия [2]. Еще одним
немаловажным моментом, характеризующим
учреждения нового типа в России конца
XIX— начала ХХ вв., является создание
на их основе системы детских клубов,
ориентированных на учет индивидуальных
и возрастных особенностей детей. Клубы
позволяли развивать личные таланты
каждого ученика, помогали ему выделиться,
самопроявиться среди своих сверстников,
причем правила поведения в таких
клубах вырабатывались самими учениками
и влияли на улучшение поведения
во всей школьной жизни, так как было
создано ученическое
Анализируя воспитательную
деятельность новых учебных заведений
в России конца XIX —начала XX века, будет
целесообразным соотнести их с казенными
классическими гимназиями того периода.
Обратимся к воспоминаниям
Таким образом, в
результате проведенного выше анализа
мы можем выделить две тенденции
в процессе становления воспитательной
системы в новых школах России
конца XIX—начала ХХ вв. Первая тенденция
заключается в том, что создаются
школы нового типа, основанные на отечественной
гуманистической традиции, где приоритет
отдавался воспитанию и школа
понималась, прежде всего как воспитательная
система (В .П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф.
Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Д.И.
Тихомиров, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).
Вторая тенденция проявилась в том,
что создаются учебные