Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:50, реферат
Кризис воспитания в современном обществе, по мнению Е.В. Бондаревской, состоит в том, что оно утеряло свои гуманитарные функции, перестало отвечать на сущностные вопросы жизни (о ее смысле и цели), быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Существующее противоречие между растущей необходимостью усиления воспитательной роли школы и недостаточной разработанностью её теории и методики в педагогической науке определяет потребность в специальном исследовании становления воспитательной системы инновационной школы в педагогической теории и практике.
Управление воспитательной
системой А.С. Макаренко строил на основе
все большего включения в этот
процесс не только педагогического
коллектива, но и самих детей. Главное
в самоуправлении как важнейшей
функции коллектива, считал А.С. Макаренко,
- конкретная деятельность, организуемая
при активном участии детей, совершенствующая
коллектив и коллективные отношения,
и именно этим задачам должна соответствовать
структура самоуправления. А.С. Макаренко
предлагал строить главный
А.С. Макаренко впервые
выдвинул проблему защищенности личности
в коллективе. Заботу всего коллектива
о себе должен чувствовать каждый
воспитанник. Каждый должен быть уверен,
что любая попытка
Подводя итог описанию
опыта А.С. Макаренко, необходимо выделить
то, что заслуживает особого
Заслуга А.С. Макаренко
состоит в том, что он дал новое
толкование ряду педагогических вопросов
и детально разработал выдвинутые ранее,
но недостаточно разработанные до него
советской педагогикой
Поиски передовых
педагогических коллективов в 20—30-е
годы не ограничивались опытом школ, описанных
выше. В те же годы существовала «Школа
жизни» во главе с педагогом Н.И.
Поповой, школа-коммуна Наркомпроса
им. П.Н. Лепешинского, руководимая М.М.
Пистраком. Несмотря на некоторые особенности
этих школ, общим в их деятельности
была главная цель - воспитание активного,
сознательного строителя нового
социального общества. Опыт воспитательных
систем 20—30-х годов представляет
одно из интереснейших явлений
Вышеизложенное позволяет
констатировать, что послереволюционная
педагогическая наука и практика
Советского государства впитала
в себя наиболее прогрессивные идеи
из мирового педагогического опыта
и обладала огромным гуманистическим
потенциалом. Советское государство
первым в мире провозгласило принцип
«все лучшее - детям», который ныне составляет
основу международных деклараций и
конвенции о правах ребенка. Страна
была пионером в развитии системы
дошкольного воспитания, бесплатного
на всех ступенях образования, оказания
материальной помощи учащимся, строительства
мощной сети внешкольных учреждений.
Образовательная политика 20-х годов
ориентировала педагогов и
Проведенный анализ
становления учебных заведений
нового типа показывает, что развитие
советской системы образования
первоначально осуществлялось на основе
инновационных поисков новой
школы, которая была призвана решать
задачу воспитания активного, сознательного
строителя нового социального общества.
В ее решении наблюдаются две
противоречивые тенденции. Первая заключалось
в том, что видные представители
педагогической науки этого периода
Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский,
С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко искренне
считали: в условиях революционных
изменений, происходящих в обществе,
буржуазное воспитание, детерминированное
частнособственническими
Историко-педагогический
анализ образовательной теории и
практики России XIX—начала XX века позволяет
определить воспитательную систему
инновационной школы как
- теоретическом (
- практико-ориентированном
(реализующем данные концепции
в учебных заведениях нового
типа).
Воспитательная система
инновационной школы данного
периода могла появиться только
в рамках гуманистической парадигмы
образования, так как ее сущностные
характеристики опирались на основополагающие
принципы гуманистически ориентированной
педагогики:
- опора на общечеловеческие
ценности (любовь и уважение к
ребенку, вера в ребенка и
добрые силы его души, признание
ценности личности ребенка);
- демократизация (создание
условий для свободной
- народность (опора
образования на воспитательный
идеал народа; включенность школы
в народную среду, учет
- природосообразность
(учет возрастных и
Список литературы
1. Вентцель К.Н.
Как создать свободную школу.
2-е изд. М., 1908. 149 с.
2. Воспитательные
системы школы: история и
3. Гессен С.И. Основы
педагогики: Введение в прикладную
философию / Отв. ред. и сост.
П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448
с.
4. Каптерев П.Ф.
Избр. пед. соч. / Под. ред. А.Н.Арсеньева.
М.: Педагогика, 1982. 704 с.
5. Куликова С.В.
Гуманистическая
6. Лесгафт П.Ф.
Изб. пед.соч.: В 2-х т. М., 1951. Т.
1. 335 с.
7. Макаренко А.С.
О воспитании молодежи М., 1951. 400
с.
8. Рачинский С.А.
Сельская школа: Сборник
9. Сорока-Росинский
В.Н. Педагогические сочинения.
10. Теория и практика
школьных воспитательных систем
/ Редкол: Л.И. Новикова и др. М.:
Новая школа, 1996. 160 с.
11. Толстой Л.Н.
Сборник статей. М.: Учпедгиз, 1955.470 с.
12. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М., 1974. Т.2. 365 с.