Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:23, дипломная работа
Процесс раскрытия музыкального образа произведения – один из самых сложных и тонких аспектов работы педагога в школе и детском саду. Он требует больших специальных знаний, понимания сути и задач музыкального воспитания.
Ведя разговор об эстетическом воспитании личности средствами музыки, мы плохо представляем себе механизм воздействия её на человека.
Введение …………………………………………………………………. 2 стр.
Глава 1. Специфика понятия «интонация»,
как средства воплощения авторского замысла.
1.1. Интонационное осмысление мелодии (Исторический аспект)…6 стр.
1.2. Интонация и её составляющие по Б.Асафьеву…………………..8 стр.
1.3. Содержание интонации по В.Медушевскому …………………13 стр.
1.4. Типы музыкальной интонации…………………………………..15 стр.
1.5. Роль поэтической и музыкальной интонации в раскрытии
литературно - музыкальных образов……………………………18 стр.
1.6. Взаимосвязь музыкальной и живописной интонации…..…… 21 стр.
Глава 2. Образность как основа музыкального искусства.
2.1. Понятие музыкального образа в искусстве.
Образное мышление. Воображение……………………………..24 стр.
2.2. Педагогический аспект организации восприятия
музыкального образа и способы его постижения…………….. 29 стр.
Глава 3. Роль интонации в углублении понимания музыкального
образа в разделе детского исполнительства «Пение».
3.1. Возрастные особенности слуха и голоса
детей дошкольного возраста…………………………………….39 стр.
3.2. Методы и приемы работы над постижением музыкального
образа через интонацию на музыкальных занятиях в ДОУ…...41 стр.
3.3. Эмоциональные и игровые компоненты фонопедического
метода В.Емельянова и их влияние на выразительность
музыкальной интонации………………………………………….48 стр.
Заключение……………………………………………………………. 53 стр.
Библиография…………..……………………………………………….55 стр.
Приложение…………………………………………………… …........57 стр.
Рассматривая творческий процесс созидания в единстве с восприятием, хочется отметить, что этот механизм лежит в основе программной темы по музыке: «Композитор – исполнитель – слушатель», которая для педагога должна стать ведущей, красной нитью проходящей сквозь все занятия. Эта тема – стержневая, она – компас и руководство к действию. Средством же воплощения авторского замысла становится интонация. Через неё мы постигаем смысл любой мелодии.
Все виды искусства опираются на интонацию, поскольку, по определению Б.Асафьева, музыка – искусство интонируемого смысла; литература и музыка – интонационные искусства высказывания произношения. [ № 2 ].
Своеобразно выражается
Вслушиваясь в мелодию картин, их ритм, краски, словно в голоса оркестра, можно открыть для себя удивительную жизнь образов. Портреты заговорят с нами как живые люди, пейзажи будут не только ласкать глаз, но и будоражить душу, наполнять её могучей музыкой, и мир откроется перед нами яркий и звучный! [ № 17 ].
Глава 2. Образность как основа музыкального искусства.
2.1. Понятие музыкального образа в искусстве.
Образное мышление. Воображение.
На музыкальных занятиях и уроках музыки мы говорим ребятам: музыка – «живая», в ней «бьётся сердце». Музыка умеет говорить, у неё своя, особенная речь, которую надо учиться понимать. Как всё живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зёрнышка, затем прорастает, развивается, приобретает определённую форму… А раз музыка живая, к ней надо относиться, как к другу: уметь её услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего не раскроет тебе. Способность понимать художественное произведение – не привилегия для избранных, особо одарённых. Её можно развить. [ № 3 ].
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания,
воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.
Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
Как образ, восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно - персептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).
В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.
Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы - представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования. Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом 1-го являются сновидения, грезы. 2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.
С помощью образного
мышления более полно
воссоздается все многообразие
различных фактических
В образном мышлении используются различные приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его частей, обобщение.
Образное мышление является не
только генетически ранним
этапом в развитии по отношению
к словесно-логическому
В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.
Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».
Различают воображение произвольное (активное), и непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.
Творческим воображением
называют самостоятельное
Оно требует отбора материалов,
необходимых для построения
образа в соответствии с
Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.
Т.о., активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.
На практике, особенно у детей,
не имеющих достаточного опыта
общения с музыкой,
Характеризуя образ «нашествия» в Седьмой, Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича, педагог сначала погружает детей атмосферу военного времени. Она рассказывает историю создания этого произведения. Через несколько месяцев после начала войны Шостаковича эвакуировали из Ленинграда. Однако сердцем композитор был с родным городом и очень переживал страшные испытания, которые выпали на долю его жителей. Ребята узнают, как драматично развивались события в начале войны, как варварски вторглись фашистские полчища на нашу мирную землю и сами пытаются дать название музыке (нашествие, угроза, наступление, что-то надвигающееся страшное…). Фашизм олицетворяется с жестокостью, бездушием, безликостью и злостью, музыка как бы пытается охватить всё пространство, пытается всех подмять под себя. В музыкальной характеристике образа фашизма мы слышим бесчеловечный лязг, скрежет гусениц фашистских танков.
Далее педагог предлагает ребятам поговорить об особенностях построения музыки. «Эпизод нашествия» из 1 части Седьмой симфонии сравнивается с «Болеро» Мориса Равеля. Между этими двумя сочинениями есть динамическое и тембровое сходство: первые такты начинаются еле слышным звучанием пиано, а в конце музыка звучит форте. А в чём различие? В первую очередь в ритме. У Равеля – ритм танца, у Шостаковича – ритм марша. И, конечно, в характере мелодии. У Равеля мелодия непрерывно льющаяся, песенно-танцевальная, а у Шостаковича – резкая, маршеобразная, каждая интонация как бы отрубается от соседней.
Так ребята знакомятся с двумя различными музыкальными образами: образом разрастающегося, охватывающего все больше людей танца и образом разрастающегося, бесчеловечного нашествия диких, варварских сил. В музыке Равеля мы слышим людей, в музыке Шостаковича – только лязг и скрежет машин.
«Много сил и энергии вложил
я в это сочинение. Никогда
я не работал с таким подъёмом,
как сейчас. Есть такое крылатое
выражение: «Когда грохочут
Эти слова Д.Шостаковича
Природа фантазирования под
музыку коренится в противоречии
между естественным
[ №4 ].
2.2. Педагогический аспект организации восприятия
музыкального образа и способы его постижения.
Так как же сделать так, чтобы высокая замечательная классическая музыка, ее лучшие образцы затронули самые глубокие струны души и сердце человека, стала доступна и понятна, помогла являясь отражением окружающей действительности, понять эту действительность и самого себя в сложных жизненных отношениях.
Для решения этой задачи в распоряжении педагога есть, по существу, только два канала обращения к воспитаннику: зрительный и слуховой. Опираясь на зрение можно воспитывать свободно и самостоятельно, ясно и четко мыслящего человека (например, при восприятии картин художников, скульптур, таблиц, наглядных пособий и т.д.). Слух же предстает нам в качестве главной двери в подсознательный мир человека в мир его подвижной - как музыка! - души. Именно в оживлении звуков, в их короткой жизни, ее течение, умирание, рождение. И не музыкой ли воспитывать человека глубоко и тонко, свободно чувствующего?
Мы считаем, что на музыкальных занятиях в детском саду становится принципиально важным: реализует ли педагог основную цель воспитания - открытие жизни, открытие себя в этом мире. Является ли музыкальное занятие только лишь освоением еще одного вида деятельности, или это занятие, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде - к тому, что возвышает человека. Поэтому, ребёнок на занятии - личность, постоянно ищущая и приобретающая смысл жизни на земле.
Через музыкальный образ лежит путь к пониманию социальных отношений.
Разнообразие музыкальной деятельности на занятиях еще отнюдь не показатель глубины духовной жизни. Более того, музыкальная деятельность может оказаться совершенно не сопряженной с деятельностью духовной в том смысле, что искусство может выступать для ребят как предмет, только как некий творческий результат, распространяющийся вовне без возвращения к самому себе. Поэтому совершенно необходимо, чтобы музыкальная деятельность не стала самоцелью, а чтобы содержание искусства стало «содержанием» ребенка, духовная работа стала откровенной деятельностью его мыслей и чувств. Только в этом случае педагог и ребенок смогут найти в занятиях искусством личностный смысл, и оно действительно станет плодородной «почвой» для взращивания духовного мира, для поиска наилучших путей нравственного самовыражения. По словам Сухомлинского музыкальное воспитание - это воспитание не музыканта, а человека. Музыка - источник и предмет духовного общения. Необходимо стремиться к расширению и углублению у дошкольников целостного музыкального восприятия, как духовного овладения произведениями искусства, как общения с духовными ценностями; формировать интерес к жизни через увлеченность музыкой.
Художественно-образное мышление на занятиях необходимо развивать для того, чтобы ребенок смог суметь взглянуть по-своему на явления и процессы окружающего мира в целом и через это глубже почувствовать свой духовный мир. Художественность - это, прежде всего такая организация средств выражения, которая действует непосредственно на чувства и эти чувства изменяет. Художественный материал на занятии обеспечивает реальный выход за пределы музыки в ИЗО, литературу, в жизнь и далее, через размышления над миром и возвращение ребенка к себе, к своему внутреннему ощущению ценностей, отношений и т.д.