Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:23, дипломная работа
Процесс раскрытия музыкального образа произведения – один из самых сложных и тонких аспектов работы педагога в школе и детском саду. Он требует больших специальных знаний, понимания сути и задач музыкального воспитания.
Ведя разговор об эстетическом воспитании личности средствами музыки, мы плохо представляем себе механизм воздействия её на человека.
Введение …………………………………………………………………. 2 стр.
Глава 1. Специфика понятия «интонация»,
как средства воплощения авторского замысла.
1.1. Интонационное осмысление мелодии (Исторический аспект)…6 стр.
1.2. Интонация и её составляющие по Б.Асафьеву…………………..8 стр.
1.3. Содержание интонации по В.Медушевскому …………………13 стр.
1.4. Типы музыкальной интонации…………………………………..15 стр.
1.5. Роль поэтической и музыкальной интонации в раскрытии
литературно - музыкальных образов……………………………18 стр.
1.6. Взаимосвязь музыкальной и живописной интонации…..…… 21 стр.
Глава 2. Образность как основа музыкального искусства.
2.1. Понятие музыкального образа в искусстве.
Образное мышление. Воображение……………………………..24 стр.
2.2. Педагогический аспект организации восприятия
музыкального образа и способы его постижения…………….. 29 стр.
Глава 3. Роль интонации в углублении понимания музыкального
образа в разделе детского исполнительства «Пение».
3.1. Возрастные особенности слуха и голоса
детей дошкольного возраста…………………………………….39 стр.
3.2. Методы и приемы работы над постижением музыкального
образа через интонацию на музыкальных занятиях в ДОУ…...41 стр.
3.3. Эмоциональные и игровые компоненты фонопедического
метода В.Емельянова и их влияние на выразительность
музыкальной интонации………………………………………….48 стр.
Заключение……………………………………………………………. 53 стр.
Библиография…………..……………………………………………….55 стр.
Приложение…………………………………………………… …........57 стр.
С помощью интонации музыка может выражать тончайшие нюансы эмоционального состояния человека. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и торжественной и праздничной, как в песне «Праздник» (муз. Г.Фрида, сл. Н.Френкеля) [ № 25] или шутливой и беззаботной песне «Смешные нотки» (муз. З.Роот, сл. И.Красных) [№ 21], а может нежной и танцевальной, а грустная - и нежно-задумчивой, мечтательной и скорбной, трагической.
Эти слова - образы с трудом применяются детьми, так как употребляются в непривычных для дошкольников значениях (сравним словосочетания: «светлая» бумага и «светлая» музыка, «решительный» человек, «решительная» музыка и т.д.). Но именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Вспомним замечательные слова В.А. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то такое, что приближало бы слово к музыке» [№ 23].
К своей работе мы прилагаем «Словарь эмоций, чувств и ассоциаций», где представлены образные слова, характеризующие эмоциональную сторону музыкальной интонации. Применение данного словаря в работе с дошкольниками мы считаем очень важным для развития их словарного запаса и углубления восприятия музыки. При его составлении использовался следующий принцип: слова сходного эмоционально-образного содержания объединены в одну группу. Это деление носит условный характер, т.к. некоторые слова могут быть отнесены одновременно к нескольким группам.
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времён и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся всё более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции. [№ 24]
Б.В.Асафьев объясняет это явление так: «В сознании слушателей не размещены целиком музыкальные произведения, а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но который, в сущности, составляет «устный музыкально-интонационный словарь». Интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя) «запас» выразительных для него, «говорящих ему» музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда «на слух лежащих» звукообразований, вплоть до характерных интервалов. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным «дорогам». [№ 2, с.271 ].
Прокладывать эти «дороги» предпочтительнее на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении ребёнка эталоны красоты.
3.3. Эмоциональные и игровые компоненты фонопедического
метода В.Емельянова и их влияние на выразительность
музыкальной интонации.
Знакомясь с фонопедическим методом В.Емельянова, мы выявили много интересного, связанного аспектом восприятия голоса, речи и пения. Воздействие этого метода происходит не только на тренировочном уровне, но имеет и творческий, эмоциональный и игровой компоненты. К детям дошкольного и младшего школьного возраста применимо в основном игровое взаимодействие.
Емельянов утверждает, что пока педагог имеет искренний интерес к своему голосу, к себе как к певцу и развивает свои певческие возможности – развиваются и его ученики. Он должен «пропустить метод через себя», тем самым встать на бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, исполнительских возможностей, певческой технологии, а через них – развития и совершенствования своей души, своей личности.
Емельянов советует педагогам предлагать детям прежде всего то, что получится абсолютно у всех, создавая инерцию успешной деятельности. Давать абсолютно исполнимые задания в необычном, игровом виде.
«Важно начать что-то делать и издавать звуки, а что, и какие – неважно!»
Для детей дошкольного возраста автор предлагает голосовые игры с определённой последовательностью гласных и согласных. При этом необходимо работать по системе, даже если она придумана вами.
Лучше плохая система, чем ежедневная талантливая импровизация.
Для детей талантливая импровизация педагога на занятии при отсутствии системы – это только куча положительных эмоций, восхищение и любовь, но ни какого движения вперёд и каждый раз – с нуля. Главным воздействующим фактором является именно система, а импровизация только создаёт эмоциональный фон. [ №10, стр. 14].
Фонопедический метод имеет критерии эффективности учебного процесса: акустическая эффективность, энергетическая экономичность, биологическая целесообразность. В эстетическом плане эти (экологические) критерии и эта цель должны дать нам академическую манеру пения близкую взрослой академической манере пения в женском варианте (и мальчиков и девочек!) Эта манера пения должна выступать как базовая.
Хороший ансамбль в пении – важная составляющая в создании художественного образа музыкального произведения. Проблема ансамбля в пении – это проблема идентичности голосообразующих движений поющих. Если из двух поющих на одном тоне, не важно мальчиков или девочек, один поёт грудным голосом, а другой фальцетным – ансамбля не будет, как бы они ни слушали друг друга. Отличаться они будут тембром, при чём не качеством, а окраской. В этом виновата различная артикуляция гласных, ведь овал рта может растягиваться как по вертикали, так и по горизонтали. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями или гласными разных объёмов и разной формы (открытость – закрытость), то ансамбля не будет, пока не будет достигнута идентичность фонетики.
«Петь надо уметь с любым овалом рта, а также и с прямоугольником.
Всё зависит от того, какая краска нужна». [№10, стр.35].
Первый принцип фонопедического метода звучит так:
- биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Отсутствие
целостного комплексного подхода ко
всем проявлениям голосовой
Особенно интересно,
что если первые две головы у всех
людей подразумеваются
Нам придётся осознать истину, что так же, как из одних и тех же уст может литься и поэзия и ругань, точно так же одним и тем же голосовым аппаратом мы издаём самый широкий спектр звуков от первого крика до предсмертного хрипа. Теми же мышцами, что мы говорим и поём, теми же мышцами мы и свистим, и плюём, и дуем. Ряд мышц участвуют и в образовании гласных и согласных, но и в жевании, глотании.
Емельянов глубоко
убеждён, что прежде чем играть на
инструменте, его предстоит сделать.
Это и будут координационно-
Мы отобрали несколько упражнений, которые можно использовать для развития интонационного слуха и голосообразования в детском саду.
- Артикуляционная гимнастика. [№ 10, стр. 156 – 158]
Расширению диапазона способствует игра – упражнение:
- «Вопросы-ответы». Упражнение строится на скользящей вверх
вопросительной интонации и спускающейся вниз утвердительной:
У У О У А О Э А
У У. У О. О А. А Э.
Последовательность гласных у – о – а – э – ы (с точки зрения фонетики звуки "у" и "ы" одинаково расширяют глотку. Выстраиваясь подобным образом, гласные выравниваются, уподобляются друг другу. Это очень важно для формирования певческого легато).
Добавляя к этому упражнению согласные звуки, можно с детьми попасть в "волшебную страну":
- «Страшная сказка». У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЕА, ЫЕАО, ЫЭАОУ.
А можно поговорить на "заколдованном языке", сохраняя вопросительную и утвердительную интонации.:
у - шу, у - шо , х - ша, у - шз, у - шы
у – фу, у – фо, у - фа, у - фэ, у - фы
у - су, у - со, у - са, у - сэ, у - сы
Получается очень забавно. Выразительная мимика, и соответствующие жесты руками (вверх и вниз) помогают детям развивать их артистические способности.
- "Ночью в лесу","Ночные звуки"
Аналогичное упражнение исполняется приемом "эхо". Педагог показывает – дети повторяют. Последовательность гласных такова:
у – уо – уоа – уоаэ – уоаэы.
Необходимо следить за динамикой, излишняя громкость вредна, и не соответствует предлагаемому образу. Пальцами как-бы "проколоть" щеки, чтобы придать гласным звукам объем, освободить нижнюю челюсть.
- Упражнение на дыхание - на морозе согреть дыханием руки;
- «От шёпота до крика» - раз, два (шёпот), три, четыре (тихо),
пять, шесть (средний голос), семь, восемь (громко),
девять (очень громко), десять!!! (крикнуть). [№ 10, стр. 158 – 182 ]
- «Езда на автомобиле». Имитация звука «Р» вибрацией губ. Поездка на автомобиле с изменением направления движения, подъёмом в горку, спуском, объездом препятствий. Рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона.
Эти упражнения ориентированы на обучаемых самого начального уровня и предполагают игровое освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом детей обоего пола.
Известно, что человек любит и с желанием выполняет то, что получается правильно и красиво. Правильно - в нашем случае - экологично. Красиво - приближаясь к эталону, выраженному в представленных ранее характеристиках (тембральной, интонационной, динамической).
Обе эти задачи можно успешно решать с помощью фонопедического метода профессора Санкт-Петербургской консерватории В.В.Емельянова. Использование в вокальной педагогике фонопедичеекого метода даёт большой лечебно-восстановительный и развивающий эффект.
Заключение
Таким образом, музыка как
Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания,
воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.
Образы - представления выступают, как важный продукт образного мышления. Художественно-образное мышление на занятиях с дошкольниками необходимо развивать для того, чтобы ребенок смог суметь взглянуть по-своему на явления и процессы окружающего мира в целом и через это глубже почувствовать свой духовный мир.
В результате изучения научной и педагогической литературы по данной теме, мы пришли к выводу, что целостность, образность, ассоциативность, интонационность, импровизационность - вот те основания на которых может быть построен процесс приобщения дошкольников к музыке.
Воспринимается отношение автора к созданному им образу только через смысловую интонацию, которая присутствует и в музыкальном произведении, и в живописи, и в литературе.
Анализ содержания и составляющих музыкальной интонации показал, что природа вхождения ребенка в музыку в детском саду должна быть такой: от интонации слова («Вначале было слово») - в интонационный строй музыки - в ее сердцевину - в главный образ.
Осознать музыку произведения искусства – значит услышать его внутренний мир, темп, интонацию, эмоциональную наполненность.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что изучение особенностей музыкальной интонации, как средства воплощения авторского замысла, является эффективным фактором в раскрытии музыкального образа и обогащении духовного мира ребёнка.
Библиография
1. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования.
- 2-е изд., - М.: Изд. Центр «Академия», 2006. –272 с.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс.
Кн. 2: Интонация. Л., 1971. - с. 350
3. Асафьев Б. Речевая интонация. М.; Л., 1965. 19-20 с.
4. Баженова Н.С. Музыкальный образ. «Музыка в школе», №1 2008 г.
5. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово.Ч. 3. М., 1978.-с. 340-365.
6. Вознесенский А. Ахиллесово сердце.
– М., Художественная литература, 1966 г.
7. Вендрова Т. Раскрывать музыку, как саму жизнь.
«Музыка в школе» , № 3. 1988 г. – 22 с.
8. Вендрова Т. Диалог об интонации. «Музыка в школе» № 1, 1983 г.-18 с.
9. Вулах Л. Тема «Интонация» во втором классе.
«Музыка в школе» № 3, 1986 г. – 13 с.
10. Емельянов В. Развитие голоса. //Учебно-методическое пособие
для
учителей музыки и пения,