Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

ВКР АНЖЕЛИКИ.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

  ( Дети отвечают). Правильно,  ударными. Значит бубен тоже ударный  инструмент.

Далее рассказываем детям , как в древние времена музыканты  любили приходит на ярмарки, где дают не только покупали, продавали разный товар, но и веселились, смотрели разные представления.  Одним из любимых развлечений было хождение  с медведем, который танцевал и бил в бубен. Хотите поиграть с таким медведем?  ( Дети отвечают).

Педагог звенит в колокольчик, в зал входит ряженый – Медведь с бубном( воспитатель).  Ну-ка, Миша,

                         Покажи нам,

                         как Дуняша 

                         В круг заходит, лихо пляшет.

(Медведь танцует, бьет в бубен, дети хлопают в ладоши). После пляски проводиться игра с Медведем (« У Медведя во бору»).  После игры Медведь прощается с детьми. Педагог играет на деревянных ложках.  Спрашиваем детей что это? ( Дети отвечают). Правильно, это деревянные ложки. Русские люди любили веселиться, и даже ложки у них служили ударными инструментами. Настоящие музыканты играли на 3х, 4х и даже 10 ложках одновременно. А вы хотите  поиграть на ложках?  (раздаем детям ложки, под русскую плясовую мелодию « Перевоз  Дуня держала», дети стучат в такт ложками).

Затем педагог показывает  новые  инструменты – барабанку, трещетку, стиральную доску – и  рассказывает, что они особенно необходимы были весной, при встрече праздника  Егория, когда первый раз выгоняли домашних животных (коров, овец, коз) в поле. В этот день дети вставали рано утром и брали в руки самые шумные  ударные инструменты, бегали по деревне, поднимая ужасный шум,  отгоняли нечистую силу).

- Утром, как только  вставало солнце, выходил пастух  и играл на  барабанке, дудочке  или жалейке, созывая животных в лес и поле. В пастухи обычно выбирали человека. Умеющегося играть на этих инструментах. Играл он на них  поочередно. Послушайте как звучат эти инструменты ,и отгадайте как получается звук, что надо делать, чтобы зазвучала мелодия? ( Дети отвечают). Правильно, чтобы получился звук, надо дуть. И такие инструменты, звук в которых получается в результате дыхания, называются духовыми. Иногда , правда , считают, что духовыми они называются оттого, что надо в музыку вложит много души. Духовыми инструментами  часто приписывали волшебную силу, так как животные всегда шли за играющим пастухом, и как бы они не разбегались по лесу,  стадо всегда сходилось на звуки музыки.

Проводится игра «  Пастушок и стадо». Дети изображают животных: коров, овец и т.д. По сигналу дети свободно расходятся по залу, а на звуки музыки (наигрыш пастуха) все собираются вместе вокруг Пастушка.

Педагог задает детям  загадки:

1.«В лесу выросло,  из леса вынесли, на руках  плачет, а на полу скачет »

( Балалайка).

2.« В  лесу тяп-тяп  , дома-то – ляп- ляп, на руках плачет, а кто слушает скачет» . ( Балалайка).

Музыкальный руководитель играет на балалайке. Как же получаются звуки на этом инструменте? (Дети отвечают – музыкант « щиплет» струны). А если  музыка получается благодаря  игре на струнах, то как называется такой инструмент?   Правильно, струнный. Какие еще струнные инструменты вы знаете?  ( Дети называют скрипку, гитару, гусли). А в каких сказках главные герои играют на музыкальных инструментах?  ( Дети отвечают). Можно напомнить сказку « Кот, Петух, Дрозд и Лиса», где Кот, чтобы спасти Петуха, играет на звончатых гуслях.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Игра « Магазин  музыкальных инструментов»

Цель:  развивать сотрудничество в группе, умение чувствовать партнера;  создать условия для самостоятельных музыкальных импровизаций детей;  обучать совместному исполнению музыки в игровой форме.

Задачи:  создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя  музыкантом; развивать в детях способности слушать и наблюдать;  создать атмосферу   творческого исследования  звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приемов.

Ход игры

 Ребята,  сегодня  я вам буду рассказывать музыкальную  сказку, а для этого давай те  сядем на стульчики по кругу,  чтобы всем было хорошо слышно и видно. Все имеющиеся инструменты сложили в  красивую сумку. Предлагаем детям закрыть  глаза и вытащить из сумки любой инструмент, какой достанется. С закрытыми глазами его надо пощупать и попробовать  отгадать, что за инструмент им достался. Конечно, дети на них спонтанно поиграют, пошумят, поделятся с соседями радостью. Но музыкальная сказка начинается с тишины….

В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. На его полках стояли и лежали самые  разные, очень красивые инструменты. Каждый из них прибыл сюда из какой-  нибудь страны. Большие барабаны прибыли из Африки, гулкие волынки из Шотландии, деревянные ложки из России, а разноцветные  маракасы  и всевозможные дудочки привезли отовсюду.

Инструменты очень скучали  на полках днем, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, в магазине начиналась дискотека под названием « Тарам - шурум- бурум».  Инструменты спрыгивали с полок и начинали сами играть и танцевать, стараясь показать, на  что каждый из них способен.

            «Дискотека» Музыка А. Шмитца « Микки- Маус»

Предлагаем детям танцевать  и играть на своем музыкальном  инструменте, как будто у них  сегодня дискотека….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

«Путешествие  в мир музыкальных инструментов» (интегрированное занятие)

Цель: формировать у детей основы музыкальной культуры. Развивать их музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств.

Задачи: закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Учить играть  на различных детских музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре. Развивать навыки одновременного исполнения на музыкальных инструментах и движений в соответствии с характером музыки. Закреплять навык  естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения, чисто.

Программное содержание:

Воспитывать в детях  чувство красоты. Поддерживать желание  слушать музыку, эмоционально на нее  откликаться, высказывать свои впечатления. Учить передавать в движении характер музыки. Учить различать группы музыкальных инструментов, слышать и узнавать русские народные инструменты ( ложки, балалайка, баян). Вступать в оркестр. Вместе вступать и заканчивать игру на инструментах. Играть свои партии сохраняя общий темп, динамику, настроение. Учит выразительно читать стихи. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи. Познакомить с музыкальной культурой  Испании, учить играть на кастаньетах.

Материал и оборудование: Музыкальные инструменты: кастаньеты, ложки, набор инструментов К. Орфа (ксилофон, метеллофон , колокольчик – сопрано), ударные инструменты( бубны, румбы, треугольники, трещотки, коробочки и др.), синтезатор, триола.

                                            Ход занятия

 

Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель говорит: Сегодня я  пригласила вас в музыкальный зал на необычное занятие. Вы узнаете, когда возникли первые музыкальные инструменты. Точно ответить на этот вопрос очень трудно. Наверно, это случилось давным-давно, когда люди одевались в звериные шкуры и жили в каменных пещерах. Они  всегда пытались подражать звукам природы, и впервые поняли, что можно заставить звучать  давно знакомые предметы. Человек обтянул глиняный горшок кожей или подул в отверстие  тростинки, стукнул камень о камень, а может, тронул тетиву лука и заиграл. С этой поры люди не расстаются с музыкой. С незапамятных времен музыка сопровождала человека к его работе, чем бы он ни занимался.

Молодцы, спешите,

По местам идите,

Железо шипит…

Ну-ка взмахните,

Громко стучите…

Гремит и блестит.

Когда- то на высоких башнях средневековых  городов стояли трубачи- часовые. Различными сигналами сообщали они городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или  о приближении врага. Пролетели год за годом, век за веком,  и человек изобретал все новые  и новые  музыкальные инструменты: струнные и духовые, ударные и клавишные.

Ребята, а какие вы знаете музыкальные инструменты? (Дети отвечают.)

Посмотрите,   как  необычно сегодня у нас  выглядят  Маша, Алена, Даниил, Андрей. Они так  ярко одеты! Как вы думаете, это национальные костюмы какой страны? ( Дети отвечают.) На каких музыкальных инструментах любят играть в Испании? Правильно,  на гитаре и на кастаньетах. Какие русские народные инструменты напоминают по звучанию кастаньеты? (Ложки.)  Чем они похожи?  ( Дети отвечают.) Давайте послушаем , как звучат русские ложки. Разбирайте ложки вставайте врассыпную! 

Ребенок.

Звонкие, резные, ложки  расписные.

От зари до зари веселятся  ложкари!

Дети исполняют русскую  народную песню «На зеленом лугу», подыгрывая себе на ложках.

 Музыкальный руководитель. Молодцы ложкари!

Расписные наши ложки

Веселее, чем гармошки.

Как начнем на них играть,

Так и хочется плясать!

А сейчас для вас сюрприз:  вы можете увидеть и услышать русский  музыкальный инструмент, о котором  говорится в этой загадке.

Струн дано мне очень  мало,

Но пока что мне  хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень  , длень, длень!

Ну- ка кто я  отгадайка?

Озарная….(балалайка)!

Играет  музыкальный  руководитель пьесу.

Какой голос у балалайки?  ( Дети отвечают.) Понравился сюрприз? Хотите еще один? Тогда слушайте следующую загадку:

Только кнопочки затронешь,

Нежно разведешь меха-

Сразу в музыке утонишь,

Унесет тебя река.

Та река из нот чудесных,

Ей всегда и всюду  тесно.

Льется речка и журчит.

Что за инструмент звучит?  ( Баян.)

А у баяна какой  голос? ( Дети отвечают.)

Сегодня мы услышали звучание испанских кастаньет и русских  народных инструментов. Но все они  звучали по отдельности. А если инструменты  будут играть вместе , что получится? ( Оркестр.)

А вот еще один сюрприз – стихотворение.

Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую,

Я со всеми затанцую!

Грусть в душе почувствую!

А «страданья»  заиграет-

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет-

С нами делает,что хочет!

                            ( Л. Яковлев)

Музыкальный руководитель. Ребята, хотите сыграть в оркестре?  Выбирайте инструменты по желанию. ( Звучит шумовой оркестр под русскую  народную  мелодию  «Полянка».)

Сегодня вы узнали, когда появились музыкальные инструменты, слушали, как звучат кастаньеты, балалайка, баян. А как же называются все эти музыкальные инструменты?  ( Народные инструменты.)

Я надеюсь, что путешествие  в мир музыкальных инструментов  вам понравилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Занятие « Здравствуй ,гномик Погуляй – ка»

Цель: Развивать умения  творческого оркестрового музицирования, развивать умение слушать партнера, развивать у детей музыкальную  эрудицию

Игровой материал: детские  музыкальные инструменты,  треугольник, бубен, барабан, ксилофон,  кастаньеты на ручке, ложки.

В аудиозаписи звучит « Шествие гномов» из сюиты  Э. Грига « Пер Гюнт». Дети узнают знакомое произведение и называют композитора.

Ход занятия: Ребята , как вы думаете, где живут сказочные гномы? Я хочу рассказать об одном из них, потому что он пришел к нам в гости ( гном- игрушка). А зовут его Погуляй - ка. ( Дети здороваются.)

Погуляй-ка очень  любит  сбегать из пещеры Горного Короля и гулять по музыкальным тропинкам, напевая песенки. Много удивительного  встречается на его пути. И вот  однажды гномик Погуляй - ка нашел на музыкальной тропинке шкатулку. Он решил принести их к нам в детский сад.

Шкатулка эта с заданиями. А помощниками к этим заданиям будут наши музыкальные инструменты. ( Открываем шкатулку, достаем задание). Сегодня мы с вами расскажем сказку « Теремок», но расскажем необычно, при помощи музыкальных инструментов. Давайте подберем для каждого персонажа инструмент, который ему подходит. А кто в нашем теремке будет жить? ( Дети называют).

Мышку будет озвучивать – треугольник, лягушку – бубен, зайку – ксилофон, волка-  кастаньеты, медведя – барабан. Слово теремок мы заменим игрой на ложках, а «тук- тук» исполним на кубиках.

Вы все хорошо знаете сказку, будьте внимательны, я рассказываю, а вы исполняете свою партию на музыкальных инструментах, за вас будут говорить они. (Раздаю инструменты). Остальные дети – слушатели. « Стоит в поле…(ложки), он не низок, не высок, не высок. Как по полю, полю…(треугольник)…» Понравилась вам сказка? А теперь украсим его любимую мелодию «Камаринская» П.И.Чайковского, опять при помощи инструментов. Дети слушают мелодию, а затем исполняют все вместе на музыкальных инструментах, чтобы получился большой оркестр. Дети прощаются с гномиком.

Информация о работе Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста