Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

ВКР АНЖЕЛИКИ.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

Детей в оркестре рассаживают  так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева  — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно. Так выглядит оркестр максимальный по количеству инструментов, смешанный по составу (т. е. включающий все группы инструментов). Однако не всегда используются все группы (например, исключается ударная). Можно организовать оркестр, состоящий только из однородных инструментов, например из одних металлофонов. Такие оркестровые составы могут звучать как в сопровождении фортепиано, так и без сопровождения.

Обучая детей игре  на  детских  музыкальных  инструментах, сначала  их   знакомят  с различными инструментами, их названиями,  тембровой окраской, объясняют расположение высоких и низких звуков, приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают навыки  игры на этих инструментах. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как  выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность исполнения. Для многих игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части и первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т. д. Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека). Детей  объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии. Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми - сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра. В работе с оркестром музыкальные руководители в основном пользуются готовыми инструментовками (переложениями пьес для оркестра), опубликованными в детских сборниках. Зная некоторые правила инструментовки, они могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию) [14].

  Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы - здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой). При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма [13].

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой  обучения индивидуальной игре и в  ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направление движения звуков мелодии (выкладывают звуки на фланелеграфе, показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропевание). Чтобы определить соотношение длительностей звуков, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, принятых в нотной грамоте, делают подтекстовки ритмического рисунка мелодии с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте. Педагог должен быть внимателен к каждому ребенку. Некоторые дети подбирают мелодии по слуху легче других, следовательно, им не нужны все подготовительные упражнения. Те, кто играет на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, выучивают свои партии под фортепианное сопровождение, под пение и постепенно объединяются с другими [22].

         Музыка в повседневной жизни детского сада еще одна форма организации  музыкальной деятельности детей. В повседневной жизни детского сада  ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие,  так и без нее. Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни. Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются  надолго, способствуют формированию музыкально- эстетического сознания [18].

Игра в оркестре  воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, выдержку, настойчивость, волю, чувство товарищества, взаимопомощь. Оркестр в детских садах – интересный и полезный для детей вид деятельности [15].

          От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ. Для этого надо передать в группы некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов.

 

 

1.3. Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в детском оркестре

 Игра в оркестре - одна из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников, так же повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив. В процессе игры на музыкальных инструментах проявляются индивидуальные возможности каждого ребёнка. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки [8].

  Перед исполнением произведения необходимо  вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Детей объединяют в подгруппы лишь тогда,  когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии. Мелодию могут  играть  сначала одни инструменты, потом другие (по музыкальным фразам  или предложениям). Для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения лучше поручать  инструментам, отличающимся по тембру.  При распределении между детьми  партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии  мелодических инструментов [9].

 У детей появляются  ответственность за правильное  исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Поэтому стараемся привлекать к данному виду деятельности застенчивых, малоактивных детей. Играя на музыкальных инструментах, дети смелее чувствуют себя и в других видах музыкальной деятельности, преодолевают свою застенчивость, становятся активными членами детского коллектива. Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности.

       Участие в оркестре развивает организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слушают в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению [1].

Детей  привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей - либо помощи извлекать  из них звуки. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые  они слушают в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению.

Совместная игра ребенка  и взрослого на фортепиано  создает  прекрасные условия  для развития эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального слуха,  памяти, чувства  музыкального ритма. На групповых и индивидуальных занятиях можно создавать ритмические ансамбли, используя как деревозвучные (деревянные ложки, кастаньеты, трещотки), так и металлозвучные ударные инструменты (треугольники, румбы, бубенцы, погремушки, маракасы). Игрой на ударных инструментах лучше всего сопровождать исполнение педагогом на фортепиано, баяне или аккордеоне веселых плясовых мелодий. В последнем  случае оркестровка должна быть особенно прозрачной. Играя на разнообразных инструментах, воспроизводя всего лишь одну ноту на фортепиано  или других  звуковысотных  инструментах  с диатоническим или хроматическим звукорядом , ребенок осваивает ритмические закономерности , элементарную динамику , первоначально игровые движения, приобретая навык игры в ансамбле. В работе с детьми старшего   дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. В некоторых играх игрушка может служить оформлением:  например, ребята  надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, давая  сигнал «отправления поезда», и т. д. Для  развития  звуковысотного  слуха  можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может  стать «музыкальной  лесенкой». Молоточком,  на конце которого прикрепляется  маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет»  куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.

Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми  инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок [18].

Для развития динамического  слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно  усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра типа «горячо - холодно»).

Эффективным методом  работы является совместная игра  музыкального руководителя и ребенка на одном музыкальном инструменте по фразам. Педагог исполняет более сложные, а ребенок – более легкие эталонные мелодические построения. Затем партия ребенка усложняется и становится все более самостоятельной. « Музыкальное эхо» - буквальное повторение сыгранных  педагогом  музыкальных фраз, предложений - еще  один вариант совместной игры  ребенка и взрослого. Хорошие результаты дает и исполнение ребенком мелодии на детском музыкальном инструменте, а педагогом – аккомпанемента на  фортепиано, баяне или аккордеоне.

 

 

 

 

Глава 2.   Опытно-практическая работа по теме « Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

2.1. Изучение условия ДОУ

 

Практическая работа по теме исследования с детьми старшего дошкольного возраста проводилась в одном из дошкольных учреждений  Вельского района, Архангельской области.

Содержание работы  в МДОУ определяет программа  «Детство » под редакцией В.И.Логиновой, Т.И. Бабаевой.

 Работа в детском саду ведётся по нескольким направлениям:

1) повышение знаний  педагогов и родителей в области оздоровления детей;

2) создание образовательной среды, направленной на оздоровление детей;

3) внедрение в работу здоровье сберегающих технологий.

 В ДОУ созданы все  условия для проведения музыкальных  занятий, которые проходят в зале. Зал просторный, светлый, красиво убранный во время занятий. В группе имеется музыкальный центр, оборудованный пособиями, игрушки-самоделки, 2 небольших столика  для музицирования, магнитофон,  детские музыкальные инструменты: музыкальный треугольник, металлофоны, барабаны, пианино,  маракасы, бубны т.д. Пособия яркие, красивые удобные для использования. В группе так же есть все необходимое для музыкальных занятий: игрушки, дидактические пособия, костюмы, атрибуты, методическая литература, музыкально- дидактические игры, предметы, аудио- и видеотека, ТСО (все  это хранится в  музыкально- методическом кабинете,  который находится рядом с залом). Все детские музыкальные инструменты для детей доступны в любое время.

Информация о работе Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста