Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

ВКР АНЖЕЛИКИ.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

         Детям предлагали прослушать знакомое им произведение  и назвать композитора. В ходе занятия был создан интерес (приход игрушки- гнома), беседа по вопросам. Ребята были увлечены новым героем, ярко проявляли эмоции. Была  создана проблемная ситуация: Погуляй – ка находит шкатулку с заданием. В этом задании детям предлагалось   рассказать сказку при помощи музыкальных инструментов: для каждого персонажа вместе с детьми подбирали инструмент, который подходит игровому персонажу: мышку озвучивал – треугольник, лягушку – бубен, зайку – ксилофон, волка-  кастаньеты, медведя – барабан. Дети проявляли инициативу и самостоятельность. Затем при рассказывании сказки дети исполняли свою партию на музыкальных инструментах. В конце занятия  слушали пьесу П.И.Чайковского «Камаринская» и исполняли все вместе  на инструментах, чтобы получился большой оркестр. В совместной игре дети проявляли согласованность, передавали особенности выразительных средств музыки, игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Занятие понравилось, дети с большим удовольствием играли и старались все выполнить правильно.

В музыкальной  игре « Дирижер» (приложение 5), вначале был создан интерес (дети исполняли роли музыкантов) В процессе игры ребенок – дирижер не давал никаких словесных указаний, к творческому музицированию  детей побуждали только его мимика и жесты.  Исполнители смотрели друг на друга, а не на инструменты,  это им помогало правильно играть на детских музыкальных инструментах. Ребенок – дирижер пользовался настоящей дирижерской палочкой. Ребята проявляли интерес к музыкальной  игре, охотно в ней участвовали, принимали активное участие в коллективном обсуждении.

В начале игры- занятия «Сказка в музыке» (приложение 6) вели беседу о сказках, рассказывали детям, что музыка может тоже рассказать сказку. В одном сказочном Королевстве Сластей жила конфетная фея по имени Драже.

Предлагали  детям послушать музыку, которая рассказывает о Фее Драже (музыка  П.И.Чайковского). Ребята эмоционально  отзывались на музыку, высказывали свое мнение   о ее характере,  отмечали средства музыкальной выразительности, сравнивали контрастные по характеру произведения.  Во время занятия предлагали детям рассказать о музыке, которая нам нарисовала Фею Драже. «Музыка сказочная, серебристая, нежная, таинственная», - отвечали дети. Дети словами рисовали портрет Феи Драже.  Затем предлагали еще раз послушать вступление и подумать, какие инструменты могут передать эту сказочную картину. «Эту музыку можно украсить звучанием треугольника, металлофона», - колокольчиков отвечали дети. Слушая музыку, дети оркестровали фрагмент танца Феи Драже детскими музыкальными инструментами. Звучание инструментов было легким,  нежным. Для детей от Феи Драже был подарок- это разноцветные шарфы для девочек. С помощью волшебных шарфов мы превращали девочек в добрых фей, а мальчики были придворными музыкантами. И мы перенеслись в сказочное Королевство Сластей. Девочки импровизировали танец Феи Драже. Они были изящными и восхитительными феями, а мальчики помогли им создать этот сказочный образ. Рассказывали детям, что в дремучем лесу жила злая Баба Яга. Она завидовала Фее Драже. Предлагали детям прослушать пьесу  П.И.Чайковского, задавали вопросы по ее содержанию и характеру. Дети передавали характер музыки с помощью образных движений. В конце занятия появлялась  Фея Драже и одаривала детей  подарками из Королевства Сластей.

          В игре - занятии «Симфонический оркестр» (приложение 7) рассказывали детям, что в музыкальном королевстве случилась беда – Госпожа Фальшь поссорила между собой все инструменты. Нужно помирить инструменты, навести порядок в оркестре, чтобы настала гармония и снова стройно и слаженно  зазвучала музыка. Ребята откликнулись на беду и решили нам помочь. Распределили все инструменты по группам симфонического оркестра. Выдавали карточки, среди которых нужно было найти инструменты струнно-смычковой группы и назвать их. Нашли не сразу, думали, советовались друг с другом, но пришли к правильному одному выводу. Выполняли задание - выкладывали на коврике инструменты в соответствии с их расположением в оркестре, слушали фрагменты произведений с солированием скрипки, виолончели, контрабаса. Поддерживали  желание слушать музыку, эмоционально на нее откликались, высказывали о характере музыкальных произведений.  Следующим  заданием  было найти среди карточек медные духовые инструменты и расположить группу духовых на коврике в соответствии с их расположением в оркестре. Дети выполнили задание правильно, внимательно  слушали музыку, определяли тембр инструментов. Расширяли знания детей об ударных музыкальных инструментах это- бубен, барабан, колокольчики, ксилофон. Вместе выполняли задание, слушали музыку, подбирали слова- образцы, характеризующие тембр инструментов. В конце занятия решили провести  игровое упражнение  с дополнительным заданием: имитировали игру на каком – либо инструменте симфонического оркестра. Дети получили радость от занятия и эмоциональный заряд на весь день.

 

 

2.4. Результаты  проведенной работы и их анализ

 После проведения  работы провели повторное диагностическое исследование сформированности интереса к музыкальной деятельности  детей старшего дошкольного возраста.

Полученные  результаты разместили в таблице 3

 

Таблица 3

Диагностика сформированности у детей интереса к музыкальной

деятельности.

Дети

Наличие интереса к музыке

Эмоциональная отзывчивость

Музыкальная эрудиция

Умение музицировать

Итог результатов

АЛЕНА

       3

3

3

3

     12      В

ДАНИИЛ

       3

3

3

3

     12     В

МАТВЕЙ

       3

3

           3

3

      12     В

УЛЬЯНА

       3

2

3

3

      11     В

МАРИЯ

       2

2

2

2

       8      С




 

Гистограмма 1

Развитие интереса к музыкальной деятельности

сравнение результатов

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Таким образом, в ходе проведенной работы уровень сформированности интереса к музыкальной деятельности повысился.

Результаты проведенной  нами работы позволили сделать вывод, что  данная тема актуальна в работе современного дошкольного учреждения и  что  развитие интереса к музыке может проходить в разных видах деятельности, в том числе и через игру на музыкальных инструментах  в детском оркестре.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.  Игра в оркестре  развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами  обогащает активный словарь детей, развивает их речь, активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Эмоциональные  проявления  ребенка выражают его интерес к музыке, ее предпочтении другим видам деятельности, ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Успешность воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста предполагает накопление музыкально-интонационного опыта восприятия произведений классической музыки, как ценностных эталонов, в различных видах музыкальной деятельности; применение системы игр, способствующих проявлению эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационнои, творческой и интеллектуальной активности детей; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности. Обучая детей игре  на  детских музыкальных  инструментах, сначала  их   знакомят  с различными инструментами, их названиями,  тембровой окраской, объясняют  расположение высоких и низких звуков, приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают навыки  игры на этих инструментах. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от степени их одаренности.

          В первой главе раскрыты вопросы развития интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной деятельности, характеристика  игры на детских музыкальных инструментах как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в детском оркестре.

Вторая глава посвящена практическим исследованиям возможностей  формирования интереса к музыкальной деятельности  детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре. В ней описана проведенная диагностика, перспективный план, который включал в себя не только занятия, но и индивидуальную работу, игры-занятия, музыкальные беседы, анализ проделанной работы.

После проведенной работы было проведено  повторное исследование, которое  показало динамику уровня в формировании   интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из нашей работы можно сделать вывод, что  правильная организация работы в детском оркестре способствует развитию интереса к музыкальной деятельности, развитию музыкальных способностей детей, формированию их музыкальной культуры.

Список  использованной литературы

 

1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе). - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998.

2. Андросова В.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1969.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.:  Просвещение, 1983.

4. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.

5. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1981.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

7. Бурлина Е.Я. О понятии "музыкальный интерес" // Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей / Сост. А.А.Фарбштейн. - Л.:   Музыка, 1975. - Вып. 2.

 8. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М.: Просвещение,1976.

9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.

10.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраст: Учеб.пособие для суд. высш.учеб. заведений/ А.Г.Гогоберидзе , В.А. Деркунская.- М:Издательский центр «Академия», 2005.

11 . Ковалив В. В. « Мои первые ритмы». Мн. 2003.

12. Ковалив В.В. « Элементарное музыцирование». Мн. 2007.

13. Кононова Н.Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. - 1990.

14. Лугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду  - М.: Просвещение, 1992.

15. Метлов Н.А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет.сада/ Cост. С.И. Чешева, А. П. Николаичева.- М.: Просвещение , 1985.

16.Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников /

Основы эстетического  воспитания / Под ред. НА.Кушаева. - М.: Просвещение, 1986.

17. Программы для средних общеобразовательных школ. Музыка, 1-8 классы/ Под ред. Ю.Б.Алиева. - М., 1993.

18. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-ов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, муз. Руководителей и воспитателей дет.сада/ О.П. Радынова, А. И. Катинене, М .Л. Палавандишвили; Под ред. О.П Радыновой.- М.:Просвещение: Владос, 1994.

19. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997.

20. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5-й  год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 2000.

21. Тютюникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М., 2000.

22 . Усова А.П. Обучение в детском саду.- М., 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Беседа «  Волшебная дудочка»

Цель:  Формировать у детей представление о музыкальной культуре русского народа, научить их различать музыкальные инструменты. Развивать речь, память, активный и пассивный словарь.

Словарь: ударные, духовые, струнные музыкальные инструменты; колокольчик, барабанка, трещетка, свирель, рожок, жалейка, дудочка, гусли, балалайка.

                                              Ход беседы

Общение с детьми начинается с приветствия по старинной русской традиции (поклон и пожелание здоровья). Затем педагог рассказывает  о том, что русский человек мог и землю пахать, и хлеб растить, и дом построить, а также сделать музыкальный инструмент и сыграть на нем так, что ноги сами в пляс пойдут.

Показываем детям на народные инструменты (разложены на столе), обращает внимание на то, что какие они красивые и объясняет, что это - музыкальные инструменты, придуманные самим  народом, и поэтому они называются народными. Педагог (звенит большим колокольчиком): Послушайте, как красиво звенит колокольчик.  Посмотрите внимательно, как получается такой звук?  (передает  детям колокольчик и дает  им возможность позвенеть, рассмотреть, как он устроен). Дети отвечают.

Да, правильно. Звук получается в результате удара язычка (показывает) о стенку колокольчика.  Если звук получается путем удара, то  такой инструмент называется ударным.

- А вот еще один знакомый всем инструмент (показывает бубен). Как он называется?  ( Дети отвечают). Ударьте по нему рукой  (дети поочередно ударяют руками в бубен). Как получается звук?  ( Дети отвечают - от удара рукой). А как называются инструменты, звук которых извлекается ударом?

Информация о работе Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста