Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа
Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41
Детям предлагали прослушать знакомое им произведение и назвать композитора. В ходе занятия был создан интерес (приход игрушки- гнома), беседа по вопросам. Ребята были увлечены новым героем, ярко проявляли эмоции. Была создана проблемная ситуация: Погуляй – ка находит шкатулку с заданием. В этом задании детям предлагалось рассказать сказку при помощи музыкальных инструментов: для каждого персонажа вместе с детьми подбирали инструмент, который подходит игровому персонажу: мышку озвучивал – треугольник, лягушку – бубен, зайку – ксилофон, волка- кастаньеты, медведя – барабан. Дети проявляли инициативу и самостоятельность. Затем при рассказывании сказки дети исполняли свою партию на музыкальных инструментах. В конце занятия слушали пьесу П.И.Чайковского «Камаринская» и исполняли все вместе на инструментах, чтобы получился большой оркестр. В совместной игре дети проявляли согласованность, передавали особенности выразительных средств музыки, игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Занятие понравилось, дети с большим удовольствием играли и старались все выполнить правильно.
В музыкальной игре « Дирижер» (приложение 5), вначале был создан интерес (дети исполняли роли музыкантов) В процессе игры ребенок – дирижер не давал никаких словесных указаний, к творческому музицированию детей побуждали только его мимика и жесты. Исполнители смотрели друг на друга, а не на инструменты, это им помогало правильно играть на детских музыкальных инструментах. Ребенок – дирижер пользовался настоящей дирижерской палочкой. Ребята проявляли интерес к музыкальной игре, охотно в ней участвовали, принимали активное участие в коллективном обсуждении.
В начале игры- занятия «Сказка в музыке» (приложение 6) вели беседу о сказках, рассказывали детям, что музыка может тоже рассказать сказку. В одном сказочном Королевстве Сластей жила конфетная фея по имени Драже.
Предлагали детям послушать музыку, которая рассказывает о Фее Драже (музыка П.И.Чайковского). Ребята эмоционально отзывались на музыку, высказывали свое мнение о ее характере, отмечали средства музыкальной выразительности, сравнивали контрастные по характеру произведения. Во время занятия предлагали детям рассказать о музыке, которая нам нарисовала Фею Драже. «Музыка сказочная, серебристая, нежная, таинственная», - отвечали дети. Дети словами рисовали портрет Феи Драже. Затем предлагали еще раз послушать вступление и подумать, какие инструменты могут передать эту сказочную картину. «Эту музыку можно украсить звучанием треугольника, металлофона», - колокольчиков отвечали дети. Слушая музыку, дети оркестровали фрагмент танца Феи Драже детскими музыкальными инструментами. Звучание инструментов было легким, нежным. Для детей от Феи Драже был подарок- это разноцветные шарфы для девочек. С помощью волшебных шарфов мы превращали девочек в добрых фей, а мальчики были придворными музыкантами. И мы перенеслись в сказочное Королевство Сластей. Девочки импровизировали танец Феи Драже. Они были изящными и восхитительными феями, а мальчики помогли им создать этот сказочный образ. Рассказывали детям, что в дремучем лесу жила злая Баба Яга. Она завидовала Фее Драже. Предлагали детям прослушать пьесу П.И.Чайковского, задавали вопросы по ее содержанию и характеру. Дети передавали характер музыки с помощью образных движений. В конце занятия появлялась Фея Драже и одаривала детей подарками из Королевства Сластей.
В игре - занятии «Симфонический оркестр» (приложение 7) рассказывали детям, что в музыкальном королевстве случилась беда – Госпожа Фальшь поссорила между собой все инструменты. Нужно помирить инструменты, навести порядок в оркестре, чтобы настала гармония и снова стройно и слаженно зазвучала музыка. Ребята откликнулись на беду и решили нам помочь. Распределили все инструменты по группам симфонического оркестра. Выдавали карточки, среди которых нужно было найти инструменты струнно-смычковой группы и назвать их. Нашли не сразу, думали, советовались друг с другом, но пришли к правильному одному выводу. Выполняли задание - выкладывали на коврике инструменты в соответствии с их расположением в оркестре, слушали фрагменты произведений с солированием скрипки, виолончели, контрабаса. Поддерживали желание слушать музыку, эмоционально на нее откликались, высказывали о характере музыкальных произведений. Следующим заданием было найти среди карточек медные духовые инструменты и расположить группу духовых на коврике в соответствии с их расположением в оркестре. Дети выполнили задание правильно, внимательно слушали музыку, определяли тембр инструментов. Расширяли знания детей об ударных музыкальных инструментах это- бубен, барабан, колокольчики, ксилофон. Вместе выполняли задание, слушали музыку, подбирали слова- образцы, характеризующие тембр инструментов. В конце занятия решили провести игровое упражнение с дополнительным заданием: имитировали игру на каком – либо инструменте симфонического оркестра. Дети получили радость от занятия и эмоциональный заряд на весь день.
2.4. Результаты проведенной работы и их анализ
После проведения работы провели повторное диагностическое исследование сформированности интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Полученные результаты разместили в таблице 3
Таблица 3
Диагностика сформированности у детей интереса к музыкальной
деятельности.
Дети |
Наличие интереса к музыке |
Эмоциональная отзывчивость |
Музыкальная эрудиция |
Умение музицировать |
Итог результатов |
АЛЕНА |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 В |
ДАНИИЛ |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 В |
МАТВЕЙ |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 В |
УЛЬЯНА |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 В |
МАРИЯ |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 С |
Гистограмма 1
Развитие интереса к музыкальной деятельности
сравнение результатов
Таким образом, в ходе проведенной работы уровень сформированности интереса к музыкальной деятельности повысился.
Результаты проведенной нами работы позволили сделать вывод, что данная тема актуальна в работе современного дошкольного учреждения и что развитие интереса к музыке может проходить в разных видах деятельности, в том числе и через игру на музыкальных инструментах в детском оркестре.
Заключение
Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Игра в оркестре развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами обогащает активный словарь детей, развивает их речь, активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Эмоциональные проявления ребенка выражают его интерес к музыке, ее предпочтении другим видам деятельности, ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Успешность воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста предполагает накопление музыкально-интонационного опыта восприятия произведений классической музыки, как ценностных эталонов, в различных видах музыкальной деятельности; применение системы игр, способствующих проявлению эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационнои, творческой и интеллектуальной активности детей; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности. Обучая детей игре на детских музыкальных инструментах, сначала их знакомят с различными инструментами, их названиями, тембровой окраской, объясняют расположение высоких и низких звуков, приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают навыки игры на этих инструментах. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от степени их одаренности.
В первой главе раскрыты вопросы развития интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной деятельности, характеристика игры на детских музыкальных инструментах как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в детском оркестре.
Вторая глава посвящена
После проведенной работы было проведено повторное исследование, которое показало динамику уровня в формировании интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из нашей работы можно сделать вывод, что правильная организация работы в детском оркестре способствует развитию интереса к музыкальной деятельности, развитию музыкальных способностей детей, формированию их музыкальной культуры.
Список использованной литературы
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе). - Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998.
2. Андросова В.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1969.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
4. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.
5. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1981.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
7. Бурлина Е.Я. О понятии "музыкальный интерес" // Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей / Сост. А.А.Фарбштейн. - Л.: Музыка, 1975. - Вып. 2.
8. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М.: Просвещение,1976.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.
10.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраст: Учеб.пособие для суд. высш.учеб. заведений/ А.Г.Гогоберидзе , В.А. Деркунская.- М:Издательский центр «Академия», 2005.
11 . Ковалив В. В. « Мои первые ритмы». Мн. 2003.
12. Ковалив В.В. « Элементарное музыцирование». Мн. 2007.
13. Кононова Н.Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. - 1990.
14. Лугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1992.
15. Метлов Н.А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет.сада/ Cост. С.И. Чешева, А. П. Николаичева.- М.: Просвещение , 1985.
16.Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников /
Основы эстетического воспитания / Под ред. НА.Кушаева. - М.: Просвещение, 1986.
17. Программы для средних общеобразовательных школ. Музыка, 1-8 классы/ Под ред. Ю.Б.Алиева. - М., 1993.
18. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-ов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, муз. Руководителей и воспитателей дет.сада/ О.П. Радынова, А. И. Катинене, М .Л. Палавандишвили; Под ред. О.П Радыновой.- М.:Просвещение: Владос, 1994.
19. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997.
20. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 2000.
21. Тютюникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М., 2000.
22 . Усова А.П. Обучение в детском саду.- М., 1981.
Приложения
Приложение 1
Беседа « Волшебная дудочка»
Цель: Формировать у детей представление о музыкальной культуре русского народа, научить их различать музыкальные инструменты. Развивать речь, память, активный и пассивный словарь.
Словарь: ударные, духовые, струнные музыкальные инструменты; колокольчик, барабанка, трещетка, свирель, рожок, жалейка, дудочка, гусли, балалайка.
Общение с детьми начинается с приветствия по старинной русской традиции (поклон и пожелание здоровья). Затем педагог рассказывает о том, что русский человек мог и землю пахать, и хлеб растить, и дом построить, а также сделать музыкальный инструмент и сыграть на нем так, что ноги сами в пляс пойдут.
Показываем детям на народные инструменты (разложены на столе), обращает внимание на то, что какие они красивые и объясняет, что это - музыкальные инструменты, придуманные самим народом, и поэтому они называются народными. Педагог (звенит большим колокольчиком): Послушайте, как красиво звенит колокольчик. Посмотрите внимательно, как получается такой звук? (передает детям колокольчик и дает им возможность позвенеть, рассмотреть, как он устроен). Дети отвечают.
Да, правильно. Звук получается в результате удара язычка (показывает) о стенку колокольчика. Если звук получается путем удара, то такой инструмент называется ударным.
- А вот еще один знакомый всем инструмент (показывает бубен). Как он называется? ( Дети отвечают). Ударьте по нему рукой (дети поочередно ударяют руками в бубен). Как получается звук? ( Дети отвечают - от удара рукой). А как называются инструменты, звук которых извлекается ударом?