Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

ВКР АНЖЕЛИКИ.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки РФ

Департамент образования  Вологодской области

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального  образования

«Сокольский педагогический  колледж»

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

по методике музыкального воспитания

 специальность 050704 Дошкольное образование

(повышенный уровень)

 

 

                                                      студентки 42 группы  

                                                                        Гужовой Анжелики Евгеньевны

                                                       Руководитель работы:

                                                            преподаватель методики

                                                                музыкального образования

                                                                            Тихомирова Татьяна                        

                                                                               Леонидовна

 

 

 

Сокол

2011

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста  через занятия в детском оркестре

    1. Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной      

          деятельности…………………………………………………………6

    1. Игра  на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
    2. Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в

          детском оркестре…………………………………………………...19

Глава 2.   Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития  интереса к музыкальной деятельности  детей старшего дошкольного возраста»

         2.1 . Изучение условий  ДОУ …………………………………………..23

         2.2 . Диагностические исследования  сформированности интереса  к       

                  музыкальной  деятельности  детей группы  старшего дошкольного

                   возраста………………………………………………………………24

         2.3 . Описание работы по формированию  интереса к музыкальной

                  деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29

       2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………...39

Приложения……………………………………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.  Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Интерес к музыке дошкольников рассматривается в настоящее  время в русле более широкой  проблемы формирования основ музыкальной  культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности. Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров).

Интерес служит своеобразным "компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Игра на детских  музыкальных инструментах в оркестре – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются  музыкальные способности и исполнительские  возможности всех детей, независимо от степени их одаренности. Она является замечательной формой приобщения детей к совместному, коллективному элементарному музицированию.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей появляется   чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей.

Интерес к оркестру детских  музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыканты – просветители Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, композитор  и педагог К.Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музыцирования в развитии музыкальности у детей.

В 30-40-х годах  Н. Метловым были организованы оркестры в детском саду, подходы к методике работы с нами, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты.

          Игра в оркестре развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами  обогащает активный словарь детей, развивает их речь, активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Таким образом, обучение игре в оркестре оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов.

 

Цель -  обоснование эффективности использование детского оркестра в развитии   интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

 Объект исследования - процесс развития интереса к музыкальной деятельности у детей    старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

       Задачи:

  1. Рассмотреть особенности развития интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
  2. Раскрыть роль детского оркестра в  развитии интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
  3. Провести диагностическое исследование уровня сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Организовать опытно-практическую работу по теме исследования.
  5. Проанализировать результаты проведенной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  1.Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через  занятия в детском оркестре

 

    1. Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной деятельности

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической  формой художественного отражения  действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться  на их общественной деятельности, влиять на формирование личности. Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимо приобщать к культурному наследию начиная с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей [10].

Выделяя две функции  музыки - изобразительную и выразительную ,  Б.М. Теплов отмечает, что программно- изобразительная музыка, имеющая конкретные, «зримые» прообразы (звукоподражания, явления природы, пространственные представления), определенное название или литературный текст , сюжет, передавая конкретные жизненные явления, при этом всегда выражает определенное эмоциональное содержание, эмоциональное состояние. Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности- восприятии, исполнительстве , творчестве , так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания , а следовательно, и его выражения [18].

Эмоциональные  проявления  ребенка выражают его интерес к музыке, ее предпочтении другим видам деятельности, ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности.  Характер взаимодействия ребенка с музыкой меняется в зависимости от возраста. Так, впервые годы жизни деятельность можно назвать музыкально- предметной. В  это время интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первый выбор более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами- носителями звуков. Далее его деятельность становится музыкально- игровой. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится:

─   увлекательной  игрой, поскольку любой вид музыкальной  деятельности на этом этапе - для ребенка по сути своей является игрой;

─ источником обогащения опыта эмоциональных отношений  и переживаний, что позволяет  строить социальные отношения в игре и общении;

─    содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением содержания музыкальных произведений.

Успешность воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста предполагает накопление музыкально-интонационного опыта восприятия произведений классической музыки, как ценностных эталонов, в различных видах музыкальной деятельности; применение системы игр, способствующих проявлению эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационнои, творческой и интеллектуальной активности детей; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности.

Интерес детей старшего дошкольного возраста к музыке выступает  формирующимся личностным качеством, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать и первоначальных оценках. Воспитание интереса выступает предпосылкой формирования основ музыкальной культуры дошкольников. В структуру музыкального интереса дошкольника входят два взаимообуславливающих компонента: эмоциональный и интеллектуальный. Ведущая роль в дошкольном возрасте принадлежит эмоциональному компоненту.

Эффективным средством  развития интереса к музыке является разработанная система игр, содержание которых предполагает использование метода уподобления характеру звучания музыки. Организация процесса воспитания интереса к музыке предусматривает проведение развлечений познавательной направленности, стимулирующих возникновение и выявляющих сформировавшиеся предпочтения детей. Вариативность игр, включенных в различные формы детской музыкальной деятельности, позволяет привносить в процесс восприятия музыки элементы новизны, избегать стереотипов.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Развитие интереса к  музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка: чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил.

         Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой,    

Информация о работе Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста