Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа
Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования Вологодской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Сокольский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
по методике музыкального воспитания
специальность 050704 Дошкольное образование
(повышенный уровень)
Сокол
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
деятельности………………………………………………
детском оркестре…………………………………………………...
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Интерес к музыке дошкольников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности. Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров).
Интерес служит своеобразным "компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.
Игра на детских
музыкальных инструментах в оркестре
– один из самых любимых детьми
видов музыкальной
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, эмоциональность, сосредоточенность, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей.
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыканты – просветители Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, композитор и педагог К.Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музыцирования в развитии музыкальности у детей.
В 30-40-х годах Н. Метловым были организованы оркестры в детском саду, подходы к методике работы с нами, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты.
Игра в оркестре развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами обогащает активный словарь детей, развивает их речь, активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Таким образом, обучение игре в оркестре оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов.
Цель - обоснование эффективности использование детского оркестра в развитии интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Глава 1.Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности. Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимо приобщать к культурному наследию начиная с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей [10].
Выделяя две функции музыки - изобразительную и выразительную , Б.М. Теплов отмечает, что программно- изобразительная музыка, имеющая конкретные, «зримые» прообразы (звукоподражания, явления природы, пространственные представления), определенное название или литературный текст , сюжет, передавая конкретные жизненные явления, при этом всегда выражает определенное эмоциональное содержание, эмоциональное состояние. Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности- восприятии, исполнительстве , творчестве , так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания , а следовательно, и его выражения [18].
Эмоциональные проявления ребенка выражают его интерес к музыке, ее предпочтении другим видам деятельности, ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Характер взаимодействия ребенка с музыкой меняется в зависимости от возраста. Так, впервые годы жизни деятельность можно назвать музыкально- предметной. В это время интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первый выбор более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами- носителями звуков. Далее его деятельность становится музыкально- игровой. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится:
─ увлекательной
игрой, поскольку любой вид
─ источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет строить социальные отношения в игре и общении;
─ содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением содержания музыкальных произведений.
Успешность воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста предполагает накопление музыкально-интонационного опыта восприятия произведений классической музыки, как ценностных эталонов, в различных видах музыкальной деятельности; применение системы игр, способствующих проявлению эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационнои, творческой и интеллектуальной активности детей; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности.
Интерес детей старшего дошкольного возраста к музыке выступает формирующимся личностным качеством, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать и первоначальных оценках. Воспитание интереса выступает предпосылкой формирования основ музыкальной культуры дошкольников. В структуру музыкального интереса дошкольника входят два взаимообуславливающих компонента: эмоциональный и интеллектуальный. Ведущая роль в дошкольном возрасте принадлежит эмоциональному компоненту.
Эффективным средством развития интереса к музыке является разработанная система игр, содержание которых предполагает использование метода уподобления характеру звучания музыки. Организация процесса воспитания интереса к музыке предусматривает проведение развлечений познавательной направленности, стимулирующих возникновение и выявляющих сформировавшиеся предпочтения детей. Вариативность игр, включенных в различные формы детской музыкальной деятельности, позволяет привносить в процесс восприятия музыки элементы новизны, избегать стереотипов.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Развитие интереса к музыкальному искусству сказывается на обучении ребенка: чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил.
Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой,