Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

ВКР АНЖЕЛИКИ.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

прививаем им желание  и умение это делать, учим выразительно

пользоваться звуками.

 

 

1.2.  Игра на детских музыкальных инструментах вид музыкальной деятельности дошкольников

Одним из интересных для детей видов музыкального исполнительства всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один из видов музыкальной детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга и коллективное исполнение в детском оркестре.

Выдающиеся музыканты – просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австрийский композитор и педагог Карл Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования  и развития музыкальности у всех детей [8]. В ребенке важно развивать  все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность. Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

Прежде  всего нужно стремиться с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые  попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д. Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный  тембр,   быть  доступными  детям   по   своему   размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие   настройки,   ремонта,— приведены   в   порядок   до   начала занятий.

    Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать, в оркестре как равноправные инструменты. Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.

        Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды:

Беззвучные: эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации.

Звучащие: ─ игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

─ игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

─ игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

─ игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Существует определенная  классификация всех музыкальных инструментов:

─ струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы);

─ духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при выдыхании его из трубки;

 ─ клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу;

─ ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу;

─ ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

         Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления необходимо дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки. Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например, выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем - вторую. Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. Другое важное условие при выборе произведений - строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

         Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху. Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты - нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически. Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

          Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н.А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии. Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта - слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

         Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

         Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже. После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых.

         Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой. Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения.

          Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включают во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносят их в свободное от занятий время, используя игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх. В работе с детьми надо стараться использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах. В процессе музыкально-дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности.

          Встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах. Нужно предложить этому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такие задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением.

          Важно, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают на занятиях, во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества. Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Большая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах не пройдёт бесследно: дети овладеют многими инструментами, будут играть индивидуально и в ансамблях.

         Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.

При   комплектовании   оркестра     следует   придерживаться известной пропорции: желательно, чтобы были представлены   все   группы   инструментов — струнные,   духовые,   ударные ударно-клавишные, клавишно-язычковые.  Однако по их количественному соотношению следует добиваться,  чтобы  инструментов с нежным, тихим звучанием (цитры, металлофоны) было больше, так как они точнее по своему строю и удобнее для игры. Что касается ударной и духовой групп,  а также аккордеонов и триол, лучше, если  их будет меньше.   Они звучат  сочно,   насыщенно,  довольно громко и могут заглушать цитры, металлофоны. К тому же играть на аккордеонах и триолах сложнее.

Информация о работе Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста