Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа
Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41
Приложение 5
Музыкальная игра « Дирижер»
Цель: Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре, формировать эмоциональную отзывчивость.
Игровой материал: Три контрастных по звучанию музыкальных инструмента (ложки, погремушки, треугольник)
Ход игры: Четверо участников исполняют роли музыкантов, пятый дирижер, все остальные дети зрители. Начало и окончание игры дирижер обозначает взмахом руки (вверх - начало, вниз - окончание). Дирижер побуждает музыкантов (вместе или по очереди) играть в соответствии его жестами.
Методические рекомендации: В процессе игры ребенок не должен давать никаких словесных указаний. К творческому музицированию детей побуждают только его мимика и жесты. Чтобы было легче вести игру и побуждать исполнителей смотреть друг на друга, а не на свои инструменты, ребенок – дирижер может стать на некоторое возвышение, например на стул. Играть на инструментах может, за исключением дирижера. Дирижер может воспользоваться настоящей дирижерской палочкой.
Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях.
▪ Увлеченность музыкально- игровой деятельностью.
▪ Степень осознания творческого замысла.
▪ Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнение творческих заданий.
▪ Адекватность творческих проявлений характеру музыкально- игрового образа.
▪ Оригинальность и воплощение творческого замысла и выборе средств его воплощения.
▪ Умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт
Игра - занятие
Задачи:
Развивать эмоциональную
отзывчивость на музыку, побуждать
детей высказываться о
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик»- Фея Драже;
П.И.Чайковский. «Детский альбом»- Баба Яга.
Музыкальные инструменты и оборудование: ложки, треугольники, барабаны, металлофоны, колокольчики, бубен.
Разноцветные легкие шарфы.
Музыкальный руководитель: Ребята, все вы любите сказки- весёлые и добрые, с чудесами и волшебством. Музыка тоже может рассказывать сказку: и о прекрасной фее, злом колдуне, уродливом гноме- но её язык особенный, она рассказывает не словами, а звуками: то ласковыми, таинственными, то грозными и тревожными.
В одном сказочном Королевстве Сластей, где можно встретить человечков из сахара и шоколада, проплыть в золотой скорлупе по апельсиновому ручью, жила конфетная фея по имени Драже. Послушайте музыку, которая рассказывает о Фее Драже.
Звучит тема Феи Драже из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: Расскажите о музыке, которая нам поведала о Фее Драже.
Дети: Музыка сказочная, серебристая, сверкающая, нежная, таинственная.
Музыкальный руководитель: Нарисуйте, пожалуйста, словами портрет Феи Драже.
Дети: Фея Драже- маленькая, хрупкая, в разноцветном платье, голос у нее тоненький, она постоянно разбрасывает свои сладости- угощенья.
Музыкальный руководитель: Почему вы так решили?
Дети: Потому что музыка звучит высоко, легко, вся переливается, и как будто рассыпаются горошины Драже.
Музыкальный руководитель: Верно, музыка звучала в высоком регистре, легко, изящно. Но вот сама Фея появилась не сразу - во вступлении действительно слышались переливчатые мелодии, как будто открываются двери волшебного сказочного дворца и рассыпаются разноцветные горошины. Давайте послушаем ещё раз вступление и подумаем, какие инструменты могут передать эту сказочную картину.
Дети слушают фрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»- вступление к теме Феи Драже.
Дети: Эту музыку можно украсить звучанием треугольника, колокольчиков, металлофона, потому что звук этих инструментов серебристый.
Дети, слушая музыку, оркеструют фрагмент темы Феи Драже.
Музыкальный руководитель: Звучание ваших инструментов было легким, и все вокруг засверкало, заискрилось разноцветными красками. А вот послушайте - появляется сама Фея Драже и исполняет свой танец. Какой он? (дети слушают тему Феи Драже.)
Дети: Он красивый, легкий, изящный.
Музыкальный руководитель: У меня есть подарок от Феи Драже – это разноцветные шарфы. С помощью волшебных шарфов я превращу девочек в добрых фей, а мальчики будут придворными музыкантами. Давайте перенесемся в это сказочное Королевство Сластей.
Педагог предлагает девочкам
импровизировать танец Феи
Музыкальный руководитель: вы были изящными и восхитительными феями, а мальчики помогли вам создать этот сказочный образ. Я открою вам маленький секрет: есть еще один инструмент, который имеет очень интересное название- челеста. Звучание этого инструмента волшебно и сказочно. Его привез в Россию Петр Ильич Чайковский- композитор, который сочинил танец Феи Драже для челесты. Именно этот инструмент мы слышали с вами в звучащей музыке.
Наша сказка продолжается. Недалеко от Королевства Сластей в темном, дремучем лесу жила Баба Яга. Она очень завидовала Фее Драже и злилась на нее. А вот и сама Баба Яга к нам пожаловала.
Звучит пьеса «Баба Яга» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель: Какой вы представляете Баба Яга?
Дети: Она страшная, сердитая и злая.
Музыкальный руководитель: Действительно, музыка звучит тревожно, сердито, она колючая, быстрая. Это Баба Яга ковыляет, опираясь на колючку. Затем она садиться в ступу и взлетает над дремучим лесом. Давайте изобразим Бабу Ягу.
Дети передают характер музыки с помощью образных движений.
Музыкальный руководитель: Эту выразительную музыку написал тоже композитор П.И. Чайковский, и ее звуки помогли вам представить и изобразить в движениях сказочного героя.
Сказка наша продолжается. Задумала Баба Яга похитить все краски в Королевстве Сластей. Долго она злилась и колдовала, и вот все краски исчезли: Королевство стало серым, хмурым, а Фея
Драже выглядела грустной и печальной. Ребята, давайте поможем Фее Драже. Скажите, какие цвета нужно вернуть в Королевство Сластей, чтобы оно опять засверкало волшебными красками?
Дети: розовый, желтый, серебристый, золотой, сиреневый, красный, голубой.
Музыкальный руководитель: Ребята, произошло чудо: краски вернулись в Королевство, а Фея снова стала веселой и радостной. А вот и она сама!
Появляется Фея Драже и одаривает детей подарками из королевства Сластей. Звучание тема Феи Драже, она исполняет свой танец, и дети импровизируют движения под звучащую музыку.
Игра- занятие
«Симфонический оркестр»
Цель: формировать умение детей классифицировать по группам инструменты симфонического оркестра.
Игровой материал: Коврик размером 150х150 см, набор карточек с изображением инструментов симфонического оркестра.
Музыкальные произведения:
П.И.Чайковский. «Лебединое озеро» (фрагмент);
Л. Боккерини. «Менуэт»;
И- С. Бах «Шутка».
В гости к детям приходит Фея Музыки.
Фея музыки: Ребята, в моем музыкальном королевстве случилось беда- Госпожа Фальшь поссорила между собой все инструменты. Инструменты перемешались в оркестре, а место музыки занял хаос. Нужно помирить инструменты, навести порядок в оркестре, чтобы настала гармония и снова стройно и слаженно звучала музыка.
Дети: Как же тебе помочь, Фея Музыки?
Фея Музыки: вам нужно определить все инструменты по группам симфонического оркестра. Оркестр- это общий дом всех инструментов, у каждой группы симфонического оркестра есть свое место в этом доме. Какие вы знаете группы инструментов симфонического оркестра?
Дети: Ударные, духовые и струнные.
Фея Музыки: Вот вам карточки - найдите среди них инструменты струнно-смычковой группы и назовите их.
Дети: Скрипки, виолончель и контрабас.
Фея Музыки: Что у них общего?
Дети: Звук извлекают с помощью смычка, и по форме они похожи друг на друга.
Фея музыки: Давайте на нашем коврике (панно, фланелеграф, доска и т.д.) расположим инструменты струнно-смычковой группы.
В следующей группе инструментов есть деревянные и медные. Назовите деревянные духовые инструменты.
Дети: Флейта, кларнет, фагот, гобой.
Фея Музыки: Найдите среди карточек медные духовые инструменты и расположите группу духовых на нашем коврике в соответствии с их расположением в оркестре.
Дети выполняют задание, слушают музыку, определяют тембр инструмента.
Фея Музыки: В сказке « О царе Салтане» А.С Пушкина есть – такие строки:
Кораблям пристать велят
Какой музыкальный инструмент симфонического оркестра может изобразить громкий, пронзительный пушечный выстрел?
Дети: Литавры.
Фея Музыки: Правильно вы назвали инструмент и вспомнили его громогласный голос- этот инструмент относиться к ударной группе. Все инструменты этой группы объединяет то, что звук извлекается путем удара: по натянутой коже, дереву или металлу. Какие ударные инструменты вы знаете?
Дети: Бубен, тарелки, барабан, колокольчики, колокола, ксилофон.
Фея Музыки: давайте вместе разместим инструменты этой группы на коврике так, как они располагаются в оркестре.
Дети совместно с педагогом выполняют задание, слушают музыку, подбирают слова- образы, характеризующие тембр инструментов.
Фея Музыки: Может, вы знаете, как называется инструменты симфонического оркестра, который располагается рядом с ударной группой и похож на золотой парус? У этого инструмента большое количество струн, и под быстрыми пальцами музыканта рождаются потоки струящихся пассажей.
Дети: Это арфа.
Фея музыки: Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра. Наконец все инструменты заняли свои места, но кого еще не хватает, чтобы оркестр стройно зазвучал?
Дети: Дирижера.
Фея музыки: Совершенно верно. Поднимет он дирижерскую палочку, ударит легонько о подставку для нот, и…в оркестре воцарится мертвая тишина. Взмахнет палочкой - и все заиграют слаженно и стройно.
Звучит симфоническая музыка в исполнении оркестра.
Фея Музыки: Как стройно и красиво звучит музыка! Я вам, ребята, очень благодарна, что вы помогли воссоздать гармонию в моем королевстве, но мое время истекает, и мне пора возвращаться в королевство музыки.
Игровое упражнение можно дополнить заданиями: имитировать игру на каком-либо инструменте симфонического оркестра.
Приложение 8
Тест-анкета для родителей
(выявления предрасположенности ребёнка к музыкальной деятельности)
Чтобы получить ответы на эти вопросы, родителям предлагали заполнить тест-анкету:
- если то, о чём говорится в
вопросе, не свойственно
- если свойственно, но выражено не ярко, отметьте (+);
- если это характерно, выражено ярко, и ребёнок заметно отличается от сверстников, отметьте (++);