Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

ВКР АНЖЕЛИКИ.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

 

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

                             Музыкальная игра « Дирижер»

Цель: Формировать способность  к взаимодействию с партнерами по игре, формировать эмоциональную  отзывчивость.

Игровой материал: Три контрастных по звучанию музыкальных инструмента (ложки, погремушки, треугольник)

Ход игры: Четверо участников исполняют роли музыкантов, пятый дирижер, все остальные дети зрители. Начало и окончание игры дирижер обозначает взмахом руки (вверх -  начало, вниз - окончание). Дирижер побуждает музыкантов (вместе или по очереди)  играть в соответствии его жестами.

Методические рекомендации:  В процессе игры ребенок не должен давать никаких словесных указаний. К творческому музицированию детей побуждают только  его мимика и жесты. Чтобы было легче вести игру  и побуждать исполнителей смотреть друг на друга, а не на свои инструменты, ребенок – дирижер может стать на некоторое возвышение, например на стул. Играть на инструментах может, за исключением дирижера. Дирижер может воспользоваться настоящей дирижерской палочкой.

Заинтересованное отношение  к творческому процессу  в музыкальной  игре выражается в следующих показателях.

▪ Увлеченность музыкально- игровой деятельностью.

▪ Степень осознания  творческого замысла.

▪ Инициатива и самостоятельность  творческого поиска при выполнение творческих заданий.

▪ Адекватность творческих проявлений характеру музыкально- игрового образа.

▪ Оригинальность и воплощение творческого замысла и выборе средств его воплощения.

▪ Умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт

                                                                                                   Приложение 6

Игра - занятие

                                                    « Сказка в музыке»

Задачи:

Развивать эмоциональную  отзывчивость на музыку, побуждать  детей высказываться о характере  музыкальных произведений; различать  средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по характеру  произведения; передавать характер музыкального образа в движениях и оркестровке.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский. Балет  «Щелкунчик»- Фея Драже;

П.И.Чайковский. «Детский альбом»- Баба Яга.

Музыкальные инструменты  и оборудование: ложки, треугольники, барабаны, металлофоны, колокольчики, бубен.

Разноцветные легкие шарфы.

                                        Ход занятия

Музыкальный руководитель: Ребята, все вы любите сказки- весёлые  и добрые, с чудесами и волшебством. Музыка тоже может рассказывать сказку: и о прекрасной фее, злом колдуне, уродливом гноме- но её язык особенный, она рассказывает не словами, а звуками: то ласковыми, таинственными, то грозными и тревожными.

В одном сказочном  Королевстве Сластей, где можно  встретить человечков из сахара и  шоколада, проплыть в золотой скорлупе по апельсиновому ручью, жила конфетная фея по имени Драже. Послушайте музыку, которая рассказывает о Фее Драже.

Звучит тема Феи Драже  из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель: Расскажите о музыке, которая нам  поведала о Фее Драже.

Дети: Музыка сказочная, серебристая, сверкающая, нежная, таинственная.

Музыкальный руководитель: Нарисуйте, пожалуйста, словами портрет  Феи Драже.

Дети: Фея Драже- маленькая, хрупкая, в разноцветном платье, голос  у нее тоненький, она постоянно разбрасывает свои сладости- угощенья.

Музыкальный руководитель: Почему вы так решили?

Дети: Потому что  музыка звучит высоко, легко, вся переливается, и как будто рассыпаются горошины Драже.

Музыкальный руководитель: Верно, музыка звучала в высоком  регистре, легко, изящно. Но вот сама Фея появилась не сразу - во вступлении  действительно слышались переливчатые мелодии, как будто открываются двери волшебного сказочного дворца и рассыпаются разноцветные горошины. Давайте послушаем ещё раз вступление и подумаем, какие инструменты могут передать эту сказочную картину.

Дети слушают фрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»- вступление к теме Феи Драже.

Дети: Эту музыку можно  украсить звучанием треугольника, колокольчиков, металлофона, потому что звук этих инструментов серебристый.

Дети, слушая музыку, оркеструют фрагмент темы Феи Драже.

Музыкальный руководитель: Звучание ваших инструментов было легким, и все вокруг засверкало, заискрилось  разноцветными красками. А вот  послушайте - появляется сама Фея Драже  и исполняет свой танец. Какой он? (дети слушают тему Феи Драже.)

Дети: Он красивый, легкий, изящный.

Музыкальный руководитель: У меня есть подарок от Феи Драже  – это разноцветные шарфы. С помощью  волшебных шарфов я превращу девочек  в добрых фей, а мальчики будут  придворными музыкантами. Давайте перенесемся в это сказочное Королевство Сластей.

Педагог предлагает девочкам импровизировать танец Феи Драже, а мальчикам оркестровать звучание музыки.

Музыкальный руководитель: вы были изящными и восхитительными  феями, а мальчики помогли вам создать этот сказочный образ. Я открою вам маленький секрет: есть еще один инструмент, который имеет очень  интересное название- челеста. Звучание этого инструмента волшебно и сказочно. Его привез в Россию Петр Ильич Чайковский- композитор, который сочинил танец Феи Драже для челесты. Именно этот инструмент мы слышали с вами в звучащей музыке.

Наша сказка  продолжается. Недалеко от Королевства Сластей  в темном, дремучем лесу жила Баба Яга. Она очень завидовала Фее Драже  и злилась на нее. А вот и  сама Баба Яга к нам пожаловала.

Звучит пьеса «Баба  Яга» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Музыкальный руководитель: Какой вы представляете Баба Яга?

Дети: Она страшная, сердитая и злая.

 Музыкальный руководитель: Действительно, музыка звучит  тревожно, сердито, она колючая, быстрая. Это Баба Яга ковыляет, опираясь на колючку. Затем она садиться в ступу и взлетает над дремучим лесом. Давайте изобразим Бабу Ягу.

Дети передают характер музыки с помощью образных движений.

Музыкальный руководитель: Эту выразительную музыку написал тоже композитор П.И. Чайковский, и ее звуки помогли вам представить и изобразить в движениях сказочного героя.

Сказка наша продолжается. Задумала Баба Яга похитить все краски в Королевстве Сластей. Долго  она злилась и колдовала, и  вот  все краски исчезли: Королевство стало серым, хмурым, а Фея

Драже выглядела грустной и печальной. Ребята, давайте поможем  Фее Драже. Скажите, какие цвета  нужно вернуть в Королевство  Сластей, чтобы оно опять засверкало  волшебными красками?

Дети: розовый, желтый, серебристый, золотой, сиреневый, красный, голубой.

Музыкальный руководитель: Ребята, произошло чудо: краски вернулись  в Королевство, а Фея снова  стала веселой и радостной. А  вот и она сама!

Появляется Фея Драже  и одаривает детей подарками  из королевства Сластей. Звучание тема Феи Драже, она исполняет свой танец, и дети импровизируют движения под звучащую музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 7

 

Игра- занятие

«Симфонический  оркестр»

Цель: формировать умение детей классифицировать по группам инструменты симфонического оркестра.

Игровой материал: Коврик размером 150х150 см, набор карточек с изображением инструментов симфонического оркестра.

Музыкальные произведения:

П.И.Чайковский. «Лебединое озеро» (фрагмент);

Л. Боккерини. «Менуэт»;

И- С. Бах «Шутка».

                                             Ход занятия  

В гости  к детям приходит Фея  Музыки.

     Фея  музыки: Ребята, в моем музыкальном королевстве случилось беда- Госпожа Фальшь поссорила  между собой все инструменты. Инструменты перемешались в оркестре, а место музыки занял хаос. Нужно помирить инструменты, навести порядок в оркестре, чтобы настала гармония  и снова стройно и слаженно звучала музыка.

Дети: Как же тебе помочь, Фея  Музыки?

Фея Музыки: вам нужно определить  все инструменты по группам симфонического оркестра. Оркестр- это общий дом всех инструментов, у каждой группы симфонического оркестра  есть свое место в этом доме. Какие вы знаете группы инструментов симфонического оркестра?

Дети: Ударные, духовые  и струнные.

Фея Музыки: Вот вам  карточки - найдите среди них инструменты струнно-смычковой группы и назовите их.

Дети: Скрипки, виолончель и контрабас.

Фея Музыки: Что у них  общего?

Дети: Звук извлекают  с помощью смычка, и по форме  они похожи друг на друга.

Фея музыки: Давайте на нашем коврике (панно, фланелеграф, доска и т.д.) расположим инструменты  струнно-смычковой группы.

В следующей группе инструментов есть деревянные и медные. Назовите деревянные духовые инструменты.

Дети: Флейта, кларнет, фагот, гобой.

Фея Музыки: Найдите среди  карточек  медные духовые инструменты и расположите группу духовых на нашем коврике в соответствии с их расположением в оркестре.

Дети выполняют задание, слушают музыку, определяют тембр инструмента.

Фея Музыки: В сказке «  О царе Салтане» А.С Пушкина есть – такие строки:

                                                       Пушки с пристани палят,

       Кораблям пристать велят

Какой музыкальный инструмент симфонического оркестра может изобразить громкий, пронзительный пушечный выстрел?

Дети: Литавры.

Фея Музыки: Правильно  вы назвали инструмент и вспомнили  его громогласный голос- этот инструмент относиться к ударной группе. Все  инструменты этой группы объединяет то, что звук извлекается путем удара: по натянутой коже, дереву или металлу. Какие ударные инструменты вы знаете?

Дети: Бубен, тарелки, барабан, колокольчики, колокола, ксилофон.

Фея Музыки: давайте вместе разместим инструменты этой группы на коврике так, как они располагаются в оркестре.

Дети совместно с  педагогом выполняют задание, слушают  музыку, подбирают слова- образы, характеризующие  тембр инструментов.

Фея Музыки: Может, вы знаете, как называется инструменты симфонического оркестра, который располагается рядом с ударной группой и похож на золотой парус? У этого инструмента большое количество струн, и под быстрыми пальцами музыканта рождаются потоки струящихся пассажей.

Дети: Это арфа.

Фея музыки: Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра. Наконец все инструменты заняли свои места, но кого еще не хватает, чтобы оркестр стройно зазвучал?

Дети: Дирижера.

Фея музыки: Совершенно верно. Поднимет он дирижерскую палочку, ударит легонько о подставку для нот, и…в оркестре воцарится мертвая тишина. Взмахнет палочкой - и все заиграют слаженно и стройно.

Звучит симфоническая  музыка  в исполнении оркестра.

Фея Музыки: Как стройно  и красиво звучит музыка! Я вам, ребята, очень благодарна, что вы помогли воссоздать гармонию в моем королевстве, но мое время истекает, и мне пора возвращаться в королевство музыки.

Игровое упражнение можно  дополнить заданиями: имитировать  игру на каком-либо инструменте симфонического оркестра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Тест-анкета для  родителей

(выявления предрасположенности ребёнка к музыкальной деятельности)

Чтобы получить ответы на эти вопросы, родителям предлагали заполнить тест-анкету:

         - если то, о чём говорится в  вопросе, не свойственно Вашему  ребёнку, поставьте отметку (-);

         - если свойственно, но выражено не ярко, отметьте (+);

         - если это характерно, выражено  ярко, и ребёнок заметно отличается  от сверстников,  отметьте (++);

Информация о работе Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста