Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа
Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41
Из беседы с воспитателями группы, а так же самостоятельных наблюдений за деятельностью детей в ходе режимных процессов и занятий, можно сделать вывод о том, что дети подвижные, активные, эмоциональные. На занятиях дети проявляют большой интерес к музыкальным играм, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах.
2.2. Диагностические исследования сформированности интереса к музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного возраста
Для работы по теме исследования по совету воспитателей были выбраны 5 детей старшего дошкольного возраста:
АЛЕНА: с удовольствием играет на детских музыкальных инструментах, проявляет интерес к музыкальным играм, охотно в них участвует; любит заниматься, на занятиях активна, любознательна, любит петь.
ДАНИИЛ: проявляет большой интерес к музыкальной деятельности, с желанием играет на детских музыкальных инструментах (играет громко, активно, показывая при этом достаточно высокий уровень умений); хорошо развит музыкальный слух; среди его особенностей можно выделить высокую эмоциональную и двигательную активность.
МАТВЕЙ: с желанием занимается различными видами музыкальной деятельности, на занятиях всегда активен, проявляет инициативу и самостоятельность.
УЛЬЯНА: девочка проявляет интерес к музыке, музыкальным инструментам в свободное время часто играет на них.
МАРИЯ: девочка проявляет интерес к музыкальным играм, любит играть на детских музыкальных инструментах, на занятиях старается.
В начале нашей работы были проведены диагностические исследования сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей группы старшего возраста. Для проведения диагностики использовали методику А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунской.
Работа проводилась
с детьми в свободное от занятий
время. Для более точного и
правильного определения
задания.
Задание 1: изучить умения детей играть на детских музыкальных инструментах
Задание 2: выявить интерес к музыкальной деятельности, музыкальную эрудицию
Задание 3: выявить эмоциональную отзывчивость, развитие музыкального слуха, фантазию, воображение ребенка.
Задание 4: выявить у детей стремление к активному участию в совместном коллективном музицировании.
Критерии оценок:
Оценивать уровень развития сформированности интереса рекомендуется по трехбалльной системе:
─ 3 балла - условно- высокий уровень (музыке ребенок увлечен музыкальной деятельностью, в процессе игры эмоционален, проявляет инициативу и самостоятельность);
─ 2 балла - условно- средний уровень (ребенок проявляет интерес к музыке, внешние реакции проявляются по инициативе взрослого);
─ 1 балл - условно- низкий уровень (ребенок не обращается к музыкальной деятельности самостоятельно, в процессе игры малоэмоционален, не проявляет активного интереса к музыке).
Суммарный балл по результатам сформированности интереса к музыкальной деятельности позволяет определить уровни:
- 10-12 баллов - условно – высокий уровень;
- 7 - 9 баллов - условно – средний уровень;
- до 6 баллов – условно – низкий уровень.
Полученные результаты разместили в таблице 1
Таблица 1
Диагностика сформированности у детей интереса к музыкальной деятельности.
Дети |
Наличие интереса к музыке |
Эмоциональная отзывчивость |
Музыкальная эрудиция |
Умение музицировать |
Итог результатов |
АЛЕНА |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 В |
ДАНИИЛ |
2 |
3 |
2 |
2 |
9 С |
МАТВЕЙ |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 В |
УЛЬЯНА |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 С |
МАРИЯ |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 С |
Анализ выполнения заданий показал, что дети владеют навыкам и приемами игры на детских музыкальных инструментах, умеют различать по тембру звучания детские музыкальные инструменты и называть их, есть опыт взаимодействия друг с другом, накоплены соответствующие знания, дети различают характер музыкального произведения, имеют представления о свойствах музыкального звука. У детей проявляется интерес к игре на детских музыкальных инструментах, развиваются взаимоотношения в процессе музицирования в оркестре. При выполнении заданий у детей возникали трудности, им требовалась помощь воспитателя.
Исследование показало, что условно- высокий уровень музыкального развития имеют два ребёнка, это Алена и Матвей, они набрали 12 баллов. Остальные дети имеют условно- средний уровень.
Следуя теме исследования, работу по формированию интереса к музыкальной деятельности детей решили проводить с использованием детских музыкальных инструментов и занятий в оркестре. Перед проведением работы нами был составлен перспективный план.
План работы Таблица 2
Формы работы |
Задачи |
Беседа « Волшебная дудочка»
Игра « Магазин музыкальных инструментов»
Интегрированное занятие «Путешествие
в мир музыкальных
Индивидуальная работа с Аленой и Даниилом Русская народная песня « Я на горку шла»
Коллективное занятие «
Музыкальная игра «Дирижер» ( игра на повторение)
«Наш оркестр» ( игра на повторение)
Игра-занятие « Сказка в музыке»
Игра-занятие «Симфонический оркестр»
|
- формировать представление о музыкальной культуре русского народа; - научить их различать музыкальные инструменты; - развивать речь, память, активный и пассивный словарь.
- развивать сотрудничество в группе, умения чувствовать партнера; - создать условия для самостоятельных музыкальных импровизаций детей; - обучать совместному исполнению музыки в игровой форме.
- закреплять знания детей о музыкальных инструментах; - играть на различных детских музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре; - развивать навыки одновременного исполнения на музыкальных инструментах и движений в соответствии с характером музыки; - закреплять навык естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения, чисто.
- формировать у детей умение музицировать и вызывать интерес к музыкальной деятельности.
- развивать умения творческого оркестрового музицирования; - развивать умение слушать партнера; - развивать у детей музыкальную эрудицию.
- формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре; - формировать эмоциональную отзывчивость.
- формировать у детей умение музицировать; - формировать интерес к музыкальной деятельности.
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; - побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений; различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по характеру произведения; - передавать характер музыкального образа в движениях и оркестровке.
- развивать у детей умения классифицировать по группам инструменты симфонического оркестра. |
2.3. Описание
работы по формированию
Работа по формированию интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста проводилась в течении двух месяцев ( январь, февраль) 2011 года. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах проводится в детском саду систематически на музыкальных занятиях и в повседневной деятельности детей.
Дети умеют играть на ударных инструментах, металлофоне, ксилофоне, триолах. При обучении педагоги дошкольного образовательного учреждения используют методику обучения по цвету и игру по слуху. Чаще дети играют индивидуально или небольшим ансамблем (2-4 человека) или «украшают» музыкальные произведения с помощью шумовых и ударных инструментов.
Поэтому целью нашей работы было не только обучение детей игре на инструментах в ансамбле и оркестре, но и знакомство детей с оркестрами, их особенностями, инструментами, руководителями, взаимоотношениями между музыкантами и т.д.
В план работы были включены следующие формы работы, которые направлены на развитие интереса к музыкальной деятельности старшего дошкольного возраста:
─ коллективные музыкальные занятия совместно с музыкальным
руководителем;
─ индивидуальная работа с детьми;
─ беседы с детьми;
─ игры- занятия;
─ интегрированное занятие.
Подбор занятий
осуществлялся с учетом
В начале беседы « Волшебная дудочка» (приложение 1) был вызван интерес у детей – приветствие по старинной русской традиции (поклон и пожелание здоровья). Дети заинтересовались новой формой приветствия. В ходе беседы познакомили и закрепили знания детей о музыкальных инструментах (колокольчик, бубен, деревянные ложки, барабанка, дудочка, жалейка, трещотка, балалайка), рассказывали об их истории, определяли какой группе они относятся (ударные, духовые, струнные). В ходе беседы дети активно, с интересом отвечали на вопросы, принимали участие в играх «Пастушок и стадо», «У медведя во бору».
В ходе игры « Магазин музыкальных инструментов» (приложение 2)
у детей развивали сотрудничество в группе, способности слушать и наблюдать. Для эмоционального настроя к игре детям рассказали музыкальную сказку, где дети могли услышать названия музыкальных инструментов. Затем детям предложили поиграть - достать инструмент из сумочки, и, не заглядывая туда, догадаться, что за инструмент там находится. Детям игра понравилась, они с удовольствием обследовали инструменты, называли их. В конце игры предложили детям потанцевать и поиграть на своем музыкальном инструменте, как будто у них сегодня дискотека « Тарам - шурум- бурум».
В ходе занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
(приложение 3) рассказывали детям, когда возникли первые музыкальные инструменты, закрепляли знания детей о инструментах, слушали, как звучат музыкальные инструменты- кастаньеты, балалайка, баян. Дети с желанием слушали музыку, эмоционально на нее откликались, высказывали свои впечатления, активно отвечали на загадки. Для того, чтобы развивать навыки одновременного исполнения на музыкальных инструментах в соответствии с характером музыки мы предложили детям выбрать любые инструменты и сыграть в шумовом оркестре русскую народную мелодию «Полянка». Путешествие в мир музыкальных инструментов ребятам понравилось.
С Марией и Даниилом проводили
индивидуальную работу по
Для того, чтобы у детей развивать умение творческого оркестрового музицирования, умение слушать партнера, развивать музыкальную эрудицию провели занятие « Здравствуй, гномик Погуляй- ка» (приложение 4).
В начале занятия детям объясняли, что совместная игра – это и означает оркестр. На иллюстрационном материале детям показывали многообразие различных видов оркестров, детям рассказывали, что оркестр состоит из определенного числа музыкантов. Объяснили детям, что в оркестре ценится понятие « чувство ансамбля». Детям предлагали записи музыки в исполнении «плохого» и «хорошего» оркестров. Они сравнивали оба исполнения (слушая хороший оркестр – аплодировать, слушая плохой – топать): слушая «хороший» оркестр, мы наслаждаем музыкой, восхищаемся красотой, искусством переживать вместе, в « плохом» все наоборот: каждый стремится, чтобы слышали только его игру, доволен лишь сам собой, своей игрой.