Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение развития интереса к музыкальной деятельности чере детский оркестр
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Изучить психологические особенности проявления развития интереса у старших дошкольников.
3. Подобрать методику для диагностирования развития интереса музыкальной деятельности у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
5. Сделать выводы по результатам эксперимента.
6. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
7. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста через занятия в детском оркестре
Развитие интереса к музыке у детей в процессе их музыкальной
деятельности…………………………………………………………6
Игра на детских музыкальных инструментах - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ……………………....9
Методика формирования интереса к музыке в процессе занятий в
детском оркестре…………………………………………………...19
Глава 2. Опытно- практическая работа по теме «Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
2.1 . Изучение условий ДОУ …………………………………………..23
2.2 . Диагностические исследования сформированности интереса к
музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………24
2.3 . Описание работы по формированию интереса к музыкальной
деятельности через занятия в детском оркестре ………….………29
2.4 . Результаты проведенной работы и их анализ………………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

ВКР АНЖЕЛИКИ.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

        Из беседы с воспитателями группы, а так же самостоятельных наблюдений за деятельностью детей в ходе режимных процессов и занятий, можно сделать вывод о том, что дети подвижные, активные, эмоциональные. На занятиях дети проявляют большой интерес к музыкальным играм, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах.

 

 

2.2. Диагностические исследования сформированности интереса к музыкальной деятельности детей группы старшего дошкольного возраста

Для работы по теме исследования по совету воспитателей были выбраны 5 детей старшего дошкольного возраста:

 АЛЕНА: с удовольствием играет на детских музыкальных инструментах,  проявляет интерес к музыкальным играм, охотно в них участвует; любит заниматься, на занятиях активна, любознательна, любит петь.

 ДАНИИЛ: проявляет  большой интерес к музыкальной деятельности, с желанием  играет на детских музыкальных инструментах (играет громко, активно, показывая при этом достаточно высокий уровень умений); хорошо развит музыкальный слух; среди его особенностей можно выделить высокую эмоциональную и двигательную активность.

 МАТВЕЙ: с желанием занимается различными видами музыкальной деятельности, на занятиях  всегда активен, проявляет инициативу и самостоятельность.

УЛЬЯНА: девочка проявляет интерес к  музыке, музыкальным инструментам в свободное время часто играет на них.

МАРИЯ: девочка проявляет интерес к музыкальным играм, любит играть на детских музыкальных инструментах, на занятиях старается.

         В начале нашей работы были проведены диагностические исследования сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей группы старшего возраста. Для проведения диагностики использовали методику А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунской.

Работа проводилась  с детьми в свободное от занятий  время. Для более точного и  правильного определения развития интереса к  музыкальной деятельности  детям были предложены 4

 задания.

Задание 1:  изучить  умения детей играть на детских музыкальных инструментах

Задание 2: выявить интерес к музыкальной деятельности, музыкальную эрудицию

Задание 3: выявить  эмоциональную отзывчивость, развитие музыкального слуха, фантазию, воображение ребенка.

Задание 4: выявить у детей стремление к активному участию в совместном  коллективном музицировании.

Критерии оценок:

Оценивать уровень развития сформированности интереса рекомендуется по трехбалльной системе:

─ 3 балла - условно- высокий уровень (музыке ребенок увлечен музыкальной деятельностью, в процессе игры эмоционален, проявляет инициативу и самостоятельность);

─ 2 балла - условно- средний уровень (ребенок проявляет интерес к музыке, внешние реакции проявляются по инициативе взрослого);

─ 1 балл - условно- низкий  уровень (ребенок не обращается к музыкальной деятельности самостоятельно, в процессе игры   малоэмоционален, не  проявляет активного интереса к музыке).

Суммарный балл по результатам  сформированности интереса к музыкальной  деятельности позволяет определить уровни:

- 10-12 баллов - условно  – высокий уровень;

- 7 - 9 баллов -  условно – средний уровень;

- до 6 баллов – условно – низкий уровень.

Полученные  результаты разместили в таблице 1

 

Таблица 1

Диагностика сформированности у детей интереса к музыкальной деятельности.

Дети

Наличие интереса к музыке

Эмоциональная отзывчивость

Музыкальная эрудиция

Умение музицировать

Итог результатов

АЛЕНА

       3

3

3

3

     12     В

ДАНИИЛ

       2

3

2

2

     9      С

МАТВЕЙ

       3

3

           3

3

     12    В

УЛЬЯНА

       2

2

2

2

      8    С

МАРИЯ

       2

2

2

2

     8    С




 

          Анализ   выполнения заданий показал, что дети  владеют навыкам и приемами  игры  на детских музыкальных инструментах, умеют  различать по тембру звучания детские музыкальные инструменты и называть их, есть опыт взаимодействия друг с другом, накоплены соответствующие знания, дети различают характер  музыкального произведения, имеют  представления  о свойствах музыкального звука. У  детей проявляется интерес к игре на детских музыкальных инструментах, развиваются взаимоотношения в процессе  музицирования  в оркестре. При выполнении заданий  у детей возникали трудности, им требовалась помощь воспитателя.

Исследование показало, что условно- высокий уровень музыкального развития имеют два ребёнка, это Алена и Матвей, они набрали 12 баллов. Остальные дети имеют условно- средний уровень.

Следуя теме исследования, работу по формированию интереса к музыкальной деятельности детей решили проводить с использованием  детских музыкальных инструментов и занятий в оркестре. Перед проведением работы нами был составлен перспективный план.

 

План работы  Таблица 2

            Формы работы

             Задачи

 

Беседа « Волшебная  дудочка»

 

 

 

 

 

Игра « Магазин музыкальных инструментов»

 

 

 

 

Интегрированное занятие «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа  с Аленой и Даниилом Русская народная песня  « Я на горку шла»

 

 

Коллективное занятие «Здравствуй, гномик  Погуляй- ка»

 

 

 

Музыкальная игра «Дирижер»

( игра на повторение)

 

 

«Наш оркестр»

( игра на повторение)

 

 

 

Игра-занятие « Сказка в музыке»

 

 

 

                                         

                                       

 

 

 

Игра-занятие «Симфонический оркестр»

                           

 

        

 

- формировать представление о музыкальной культуре русского народа;

- научить их различать музыкальные инструменты;

- развивать речь, память, активный и пассивный словарь.

 

- развивать сотрудничество в группе, умения чувствовать партнера;

- создать условия для самостоятельных музыкальных импровизаций детей;

- обучать совместному  исполнению музыки в игровой  форме.

 

- закреплять знания детей о музыкальных инструментах;

- играть  на различных детских музыкальных инструментах индивидуально и в оркестре;

-  развивать навыки одновременного исполнения на музыкальных инструментах и движений в соответствии с характером музыки;

- закреплять навык  естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения, чисто.

 

 

- формировать у детей умение музицировать и вызывать интерес к музыкальной деятельности.

 

 

 

 

- развивать умения  творческого оркестрового музицирования;

- развивать умение слушать партнера;

- развивать у детей музыкальную эрудицию.

 

 

- формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре;

- формировать эмоциональную отзывчивость.

 

 

- формировать у детей умение музицировать;

- формировать интерес к музыкальной деятельности.

 

 

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- побуждать детей высказываться о характере музыкальных произведений; различать средства музыкальной выразительности, сравнивая контрастные по характеру произведения;

- передавать характер музыкального образа в движениях и оркестровке.

 

 

- развивать у детей умения  классифицировать по группам инструменты симфонического оркестра.


 

 

 

2.3. Описание  работы по формированию интереса  к музыкальной деятельности через  занятия в детском оркестре

          Работа по формированию интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста проводилась в течении двух  месяцев ( январь, февраль) 2011 года. Работа по обучению игре на музыкальных инструментах проводится в детском саду систематически на музыкальных занятиях и в повседневной деятельности детей.

Дети умеют играть на ударных инструментах, металлофоне, ксилофоне, триолах. При обучении педагоги дошкольного образовательного учреждения используют методику обучения по цвету и игру по слуху. Чаще дети играют индивидуально или небольшим ансамблем (2-4 человека) или «украшают» музыкальные произведения с помощью шумовых и ударных инструментов.

Поэтому целью нашей  работы было не только обучение детей  игре на инструментах в ансамбле и  оркестре, но и знакомство детей  с оркестрами, их особенностями, инструментами, руководителями, взаимоотношениями  между музыкантами и т.д.

В план работы были включены следующие формы  работы, которые направлены на развитие интереса к музыкальной деятельности старшего дошкольного возраста:

      ─  коллективные музыкальные занятия совместно с музыкальным      

           руководителем;    

      ─  индивидуальная работа с детьми;

      ─  беседы с детьми;

      ─ игры- занятия;

      ─  интегрированное занятие.

 Подбор занятий  осуществлялся с учетом поставленных  целей,  возраста, индивидуальных  особенностей детей.         

         В начале беседы « Волшебная дудочка» (приложение 1) был вызван интерес у детей – приветствие по старинной русской традиции (поклон и пожелание здоровья). Дети заинтересовались новой формой приветствия. В ходе беседы познакомили и закрепили знания детей о музыкальных инструментах (колокольчик, бубен, деревянные ложки, барабанка, дудочка, жалейка, трещотка, балалайка), рассказывали об их истории, определяли какой группе они относятся (ударные, духовые, струнные). В ходе беседы дети активно, с интересом отвечали на вопросы, принимали участие в играх «Пастушок и стадо», «У медведя во бору».

          В ходе игры « Магазин музыкальных инструментов» (приложение 2)

  у детей  развивали  сотрудничество в группе, способности слушать и наблюдать. Для эмоционального настроя к игре детям рассказали музыкальную сказку, где дети могли услышать названия музыкальных инструментов. Затем детям предложили поиграть  - достать инструмент из сумочки, и, не заглядывая туда, догадаться, что за инструмент там находится. Детям игра понравилась, они с удовольствием обследовали инструменты, называли их. В конце игры предложили детям потанцевать и поиграть на своем музыкальном инструменте, как будто у них сегодня дискотека « Тарам - шурум- бурум».   

   В ходе занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

  (приложение 3)  рассказывали детям, когда возникли первые музыкальные инструменты, закрепляли  знания детей о инструментах, слушали, как звучат музыкальные инструменты- кастаньеты, балалайка, баян. Дети с желанием  слушали музыку, эмоционально на нее откликались, высказывали свои впечатления,  активно отвечали на  загадки. Для  того,  чтобы развивать навыки одновременного исполнения на музыкальных инструментах в соответствии с характером музыки мы предложили детям выбрать любые инструменты и   сыграть в шумовом  оркестре русскую народную  мелодию  «Полянка». Путешествие в мир музыкальных инструментов  ребятам понравилось.

         С Марией и Даниилом проводили  индивидуальную работу по разучиванию  русской народной песни « Я  на горку шла», на металлофоне. Работа проходила в течении семи занятий. На первом, втором и третьем занятии с Даниилом и Марией разучивали  песню, используя проигрывание, пропевание песни, вопросы о ее содержании и характере, пропевание со словами, на слогах, с движением рукой, с хлопками. На четвертом, пятом  занятии подбирали мелодию по слуху,  использую  следующие приемы:  пропевали песню с движением рукой, показывали, с какой ноты нужно начать и подбирали по фразам. Затем предложили  Марии и Даниилу повторить песню вместе. На шестом занятии продолжали разучивание песни в ансамбле, следили за одновременным началом игры. Мария и Даниил справились с заданием. Затем предложили присоединиться Ульяне, Матвею, Алене с ударными инструментами (ложки, бубен, треугольник). Дети сначала прослушали, как играют Мария и Даниил, а затем сами включились в игру. После совместного исполнения песни, мы проанализировали их игру. Дети сами отмечали, какие ошибки были допущены, предлагали свои варианты исполнения. На последующих занятиях продолжали работу, добивались дружного и выразительного исполнения. На последующих занятиях продолжали работу, добивались дружного и выразительного исполнения.

        Для того, чтобы у детей  развивать умение  творческого оркестрового музицирования, умение слушать партнера, развивать музыкальную эрудицию провели занятие  « Здравствуй, гномик  Погуляй- ка»  (приложение 4).

 В начале занятия детям объясняли, что совместная игра – это и означает оркестр. На иллюстрационном материале детям показывали многообразие различных видов оркестров, детям рассказывали, что оркестр состоит из определенного числа музыкантов. Объяснили  детям, что в оркестре ценится понятие « чувство ансамбля». Детям предлагали записи музыки в исполнении «плохого» и «хорошего» оркестров. Они сравнивали оба исполнения  (слушая хороший оркестр – аплодировать, слушая плохой – топать): слушая «хороший» оркестр, мы наслаждаем музыкой, восхищаемся красотой, искусством переживать вместе, в  « плохом» все наоборот: каждый стремится, чтобы слышали только его игру, доволен лишь сам собой, своей игрой.

Информация о работе Детский оркестр как средство развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста