Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения с взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации
1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования
1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников
2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением
2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
2.3 Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»
2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»
Выводы по второй главе
Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий)
3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)
3.4 Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 71.82 Кб (Скачать)

Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. В  силу этого необходимы усилия государства  и общества, направленные на обеспечение  полного охвата различными формами  дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к  школе.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам  и категориям. К существовавшему  ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые – детский  сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с  отклонениями в физическом и психическом  развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С  одной стороны, это позволяет  родителям выбирать образовательное  учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями  в здоровье) не отвечает закономерностям  детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления  физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его  творческое начало, широкая сфера  интересов и др., и в связи  этим неправомерно выделение той  или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению  к дошкольнику и нарушает право  ребенка на разносторонность и целостность  развития.

Значительно важнее учесть потребности современной семьи  в различных формах организации  функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп  для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Наличие же высших и низших категорий, присваиваемых дошкольным учреждениям разных видов по итогам аттестации, изначально ставит детей  в неравные стартовые условия  развития и нарушает права ребенка  на получение доступного и качественного  образования. Поскольку в учреждениях  низшей категории соответствующие  и образовательные услуги.

Гораздо целесообразно, чтобы  все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной  “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что  это полезно для ребенка), могли  бы пользоваться услугами негосударственных  дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства.

В соответствии с проводимой реформой образования дети должны идти в школу с 6,5- 8 лет, исходя из уровня их готовности к обучению, состояния  здоровья и пожеланий родителей. Вместе с тем в ряде регионов проводится политика убеждения родителей отдавать детей в школу с шести лет  в массовом порядке, независимо от уровня зрелости ребенка, компетентности учителей в отношении работы с детьми этого, еще не школьного, возраста, наличия  в школе необходимых условий  – для игр, прогулок, самостоятельной  деятельности детей и др.

По данным НИИ гигиены  и охраны здоровья детей и подростков РАМН свыше 41 % детей 6-7 лет – функционально не готовы к обучению в школе (еще не созрели). Их число существенно увеличилось по сравнению с 1970-1980-ми годами. Причем большую часть среди них составляют мальчики (48,6 % против 28,6 % девочек). Результаты многолетних медицинских наблюдений за детьми, начавшими обучение с 6 лет, показывают, что “шлейф” школьных проблем в состоянии здоровья прослеживается у них на протяжении многих лет. На этом фоне активные попытки “рекрутировать” 6-летних детей в школы должны вызывать особую тревогу у профессионалов и общества в целом17.

Давление школы оказало  существенное влияние и на саму организацию  жизни детей в детском саду. Самоценность дошкольного детства  ушла на второй план, во главу угла стала  узконаправленная подготовка к школе. Жизнь детей становится строго регламентированной, а функции воспитателя, который  раньше был для ребенка главным  человеком, стали выполнять дополнительно  работающие педагоги: экологи, инструкторы  по физкультуре, преподаватели изобразительной  деятельности, режиссеры и др. При  таком сугубо школьном подходе теряется сама сущность детского сада, места, где  ребенок может быть самим собой, заниматься под руководством воспитателя, хорошо его знающего, интересными  развивающими делами (играть, конструировать, рисовать, слушать музыку, придумывать  сказки и др.); разрушается детское  сообщество.

Важно то, что в детской  садах повышенной категории предусмотрено  расширенное штатное расписание за счет введения в него дополнительных педагогов, специализирующихся в той  или иной области. Что по сути неоправданно существенно удорожает для государства  содержание детей в таких учреждениях. Заметим, что всю образовательную  работу в детскому саду прекрасно  могут вести воспитатели и  музыкальный работник (как было всегда раньше).

Сегодня широкое распространение  в системе образования получило тестирование. Ему подвергают детей  практически с трехлетнего возраста, не говоря уже о шести- семилетках. Используются самые произвольные системы  диагностических методик, порой  не выдерживающие никакой критики. При этом не учитывается мировой  опыт, показавший недостоверность прогностических  возможностей теста в отношении  развития маленьких детей. Тестирование проводится практическими психологами, часто получившими недостаточное  психологическое образование как  дополнительное за 3-6-9 месяцев.

Тесты, с помощью которых  ограничивается доступ детей к обучению в тех или иных школах, травмируют детей, вызывают протест у их родителей  и большинства педагогов, работающих с маленькими детьми. Процедура тестирования как инструмент отбора находится  в прямом противоречии с юридическим  и конституционным правом на образование.

Сегодня принято говорить, что у нас построено вариативная  система образования. Однако наличие  большого числа программ и технологий свидетельствует о пестром разнообразии, а не о вариативности.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты. При этом они не должны быть сведены  к минимуму "подвального” уровня: ниже – провал. Они должны быть наполненными настолько, чтобы каждый ребенок  имел возможность взбираться и выше, “к чердаку с большим окном”, через которое видна перспектива  дальнейшего развития.

Такие стандарты фактически заложены в Примерной программе  воспитания, обучения и развития детей  раннего и дошкольного возраста, разработанной по заказу Министерства образования РФ авторским коллективом  Центра “Дошкольное детство” им. А.В.Запорожца18, которая призвана стать ориентиром при создании вариативных программ. Она основана на деятельностном подходе, имеет развивающий характер, рассчитанный на потенциальные возможности ребенка, реализует принцип системности и здоровьесберегающий подход. Особое значение имеет воспитывающая направленность программы: ее содержание вводит в мир родной культуры и культуры других народов. Мультикультурное воспитание способствует формированию с малых лет патриотизма и толерантности. Программа позволяет поставить на место монологической педагогики педагогику диалога.

В ней представлены также  интегральные показатели детского развития, позволяющие самому воспитателю, который  постоянно находится рядом в  детьми, оценивать, как растет и развивается  ребенок (в один год, в три года, в пять лет, в шесть-семь лет) без  привлечения традиционного психологического тестирования, строить в соответствии с индивидуальностью каждого  ребенка свою педагогическую работу.

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет  особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые  специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские  сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая  прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и  физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным  педагогам – достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования  предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных  услуг детских садов. Однако специфика  образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие  от школы, осуществляется в течение  всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить  ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому  другому). Поэтому образовательные  услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором  так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования.

Оптимальным решением является определение процента от общей стоимости  содержания ребенка в детском  саду, который составил бы размер оплаты, доступный большинству родителей  при адресной поддержке малообеспеченных семей.

Развитие маленьких детей  во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.).

Решение проблем организации  различных форм охвата детей дошкольным образованием, достойной оплаты труда  педагогов, доступности качественного  детского сада для всех детей требует  отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Организационная основа государственной  образовательной политики на сегодняшний  день – Федеральная целевая программа  развития образования (ФЦПРО)19. Охарактеризуем основные направления ФЦПРО.

В действующую программу, рассчитанную на 2006–2010 годы, включено и мероприятие по развитию дошкольного  образования. Оно сформулировано как  «создание системы образования  детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых  возможностей для последующего обучения в начальной школе». Это не означает, что дошкольное образование детей  до 5 лет не будет развиваться. Просто до 2010 года это в большей степени  относится к компетенции регионального  и муниципального уровней управления образованием. На федеральном уровне речь идет о детях старшего дошкольного  возраста.

В 2006 году в рамках ФЦПРО  было выполнено несколько проектов. Остановимся на двух наиболее объемных и значимых.

Целью проекта, разработанного Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО), стала апробация  различных организационных моделей  дошкольного образования. Была научно и практически обоснована возможность  функционирования дошкольных групп  в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования  и учреждениях культуры. Дошкольные группы вне ДОУ, даже при их сравнительно малой численности (около 2% в 2002 году; 4,3% в 2006-м), способствуют решению проблемы увеличения охвата детей дошкольным образованием, особенно в сельской местности.

Задачами проекта, выполненного Елецким государственным университетом  им. И.А. Бунина, были обновление существующего  перечня видов ДОУ и предоставление равных стартовых возможностей детям  старшего дошкольного возраста. Обновление перечня должно будет стать условием для дальнейшего развития организационной  вариативности дошкольного образования, которая, в свою очередь, может дать толчок и для развития вариативности  содержательной.

Результаты этих проектов уже оформлены в виде методических рекомендаций Министерства образования  науки РФ, направлены во все субъекты РФ и напечатаны в журнале «Дошкольное  воспитание».

Среди проектов, реализованных  в 2007 году, также можно выделить два  наиболее объемных исследования.

Первый проект, выполненный  ИСИО РАО с привлечением специализированных организаций, – «Мониторинг состояния  и развития системы дошкольного  образования». Приведем несколько интересных цифр и фактов, полученных в результате этого исследования.

Согласно данным мониторинга, подавляющее большинство потребителей видят ценность детских садов  в процессах обучения и воспитания, непосредственной подготовке детей  к школе. Дошкольное образование  для родителей – это «как можно  больше обучения», то есть знаний, умений и навыков. Итоговая оценка работы детского сада чаще всего осуществляется ими  по одному критерию: насколько их ребенок  будет конкурентоспособен в школе, что значит – «вооружен знаниями до зубов».

Среди групп КП (кратковременного пребывания) наиболее востребованы группы с трехчасовым режимом пребывания (почти 65%). Привлекательность таких  групп, по всей видимости, объясняется  экономическими причинами: они не предполагают питания детей, что существенно  снижает расходы родителей. Более 50% всех групп КП – это группы подготовки детей к школе, 28% –  адаптационные группы.

Распределение дошкольных учреждений по видам (по данным ИСИО РАО):

- обычные детские сады  – почти 60% (наиболее распространены  в сельской местности, где нет  необходимых условий и достаточного  количества специалистов);

детские сады комбинированного вида – около 19%;

детские сады общеразвивающего вида – более 10%;

центры развития ребенка  – чуть более 5%;

детские сады компенсирующего  вида – 3,5%;

детские сады присмотра и  оздоровления – 2%.

В рамках Федеральной целевой  программы развития образования  на 2008–2010 годы запланированы: разработка государственных требований к основной общеобразовательной программе; разработка государственных требований к условиям реализации программы; создание комплексной  психолого-педагогической диагностики  детей дошкольного возраста; создание модели оценки состояния системы  дошкольного образования; изменение  системы повышения квалификации кадров в соответствии с грядущими  изменениями в содержании дошкольного  образования; разработка требований к  созданию предметно-развивающей среды  дошкольных учреждений; создание моделей  психологической и методической служб в сфере дошкольного  образования; а также иные мероприятия.

Информация о работе Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации