Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа
Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения с взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.
Введение
Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации
1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования
1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников
2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением
2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
2.3 Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»
2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»
Выводы по второй главе
Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий)
3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)
3.4 Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:
на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
совершенствование содержания,
методов и средств учебно-
улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Современное российское образование
- это непрерывная система
К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Образовательные учреждения
могут быть платными и бесплатными,
коммерческими и
Деятельность государственных,
муниципальных образовательных
учреждений строится на базе типовых
положений, утвержденных Правительством
РФ, о соответствующих типах и
видах образовательных
Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).
Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.
Согласно Закону РФ «Об образовании»2 новой является трактовка традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.
Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.
Высшая школа в России
- наиболее динамично развивающееся
звено системы непрерывного образования.
Она представлена следующими видами
учебных заведений: университетами
(они являются центрами фундаментальных
научных исследований и осуществляют
подготовку специалистов по разным профилям),
академиями, институтами, консерваториями,
высшими профессиональными
Однако подготовить
В последние годы возникла
потребность в переподготовке кадров,
т.е. создании условий для получения
новой или смежной
Российские дошкольные образовательные
учреждения в своей деятельности
руководствуются Типовым
Для современных дошкольных
учреждений характерны многофункциональность,
разнотипность, свобода в выборе
приоритетного направления
В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
Необходимо отметить, что
в системе современных
В настоящее время ведутся
научные исследования с целью
разработки модели семейно-общественного
воспитания детей раннего возраста
в условиях дошкольного учреждения
и семьи. Осуществляется поиск новых
технологий воспитания детей преддошкольного
возраста. В дошкольных учреждениях
создаются группы с гибким режимом
работы. Оказывается медико-психолого-
Для современной системы
дошкольного общественного
В последние годы получили
широкое распространение
Дети-сироты и дети, оставшиеся
без родительского попечения, воспитываются
в домах ребенка (до 3 лет), а затем
-в детских домах, интернатах. Количество
детей, нуждающихся в таких
Всем образовательным
учреждениям предоставляется
С 1991 г. в России разрешено
открывать частные
По направленности и содержанию
работы частные образовательные
учреждения можно разделить на несколько
типов: привилегированные, в которых
за очень высокую плату
Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.
К альтернативным образовательным
учреждениям можно отнести
Альтернативными образовательными
учреждениями являются также детские
сады и школы Р. Штайнера, или так
называемые вальдорфские школы, по модели
которых работают учебно-воспитательные
учреждения в 25 странах мира, в том
числе и России. Созданная в
начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского
учения (антропософии) педагогическая
концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925)
была направлена на духовное развитие
личности ребенка, раскрытие его
способностей с помощью особых упражнений.
Стержень концепции образования
составляют трудовая, художественная,
театрализованная виды деятельности ребенка.
В вальдорфской школе нет стабильных
учебных планов, программ, учебников;
отсутствует строгая
Другой пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: «Помоги мне это сделать самому». Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма4.
Информация о работе Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации