Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения с взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации
1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования
1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников
2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением
2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
2.3 Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»
2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»
Выводы по второй главе
Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий)
3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)
3.4 Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 71.82 Кб (Скачать)

Изменения в социально-экономической  сфере общественной жизни поставили  страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы  образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:

на обновление всех звеньев  своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

улучшение подготовки и повышения  квалификации педагогических кадров.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых  действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные  учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям  относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие  образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между  собой соглашения, объединяться в  учебно-воспитательные комплексы (детский  сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование  можно получать с отрывом и  без отрыва от производства, в форме  семейного (домашнего) образования, а  также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных  учреждений строится на базе типовых  положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и  видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются  уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы  образования в Российской Федерации  является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным  изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей  с отклонениями в физическом и  психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские  музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские  спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые  виды образовательных учреждений (школы-интернаты  искусств, агрошколы-интернаты, школы  народных ремесел и др.).

Главные задачи общеобразовательных  учебных учреждений состоят в  том, чтобы создать благоприятные  условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке  научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

Согласно Закону РФ «Об  образовании»2 новой является трактовка традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование  ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального  образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного  хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном  заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся  звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных  научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется  по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который  дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к  следующему этапу образования. Такая  перестройка высшего образования  дает возможность удовлетворить  потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

Однако подготовить высококвалифицированных  специалистов «на все времена» не представляется возможным, поэтому  существует сеть послевузовского образования: институты и курсы повышения  квалификации, аспирантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации). Важным стимулом повышения уровня последипломного  образования является аттестация, которая  проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью  присвоения ему более высокой  категории или разряда по единой тарифной сетке.

В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, т.е. создании условий для получения  новой или смежной специальности.

Российские дошкольные образовательные  учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 2008г3. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, такие как: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного  процесса, использовании образовательных  программ.

В соответствии с Типовым  положением функционируют разные виды дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений  развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад  компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции  отклонений в физическом и психическом  развитии воспитанников; детский сад  присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных  мероприятий и процедур; детский  сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные  группы в разном сочетании); центр  развития ребенка - детский сад с  осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Необходимо отметить, что  в системе современных дошкольных учреждений осталось незначительное число  яслей, столь распространенных в  нашей стране 10-15 лет назад. Дело в том, что условия воспитания в яслях вызывали закономерную критику  со стороны педагогов, психологов, врачей, считавших отрыв маленького ребенка  от семьи тяжелой нагрузкой для  его несовершенной психики. Будучи по своему назначению оздоровительными учреждениями, ясли не выполняли в  полной мере эту функцию, и заболеваемость детей была достаточно высокой. Забота о здоровье подрастающего поколения  побудила правительство ввести так  называемое «оплачиваемое материнство»: матерям предоставляется частично оплачиваемый отпуск в связи с  уходом за ребенком до достижения им трехлетнего  возраста. Однако надежды на то, что  в условиях семьи дети в первые годы жизни будут развиваться  лучше, чем в дошкольном учреждении, полностью не оправдались.

В настоящее время ведутся  научные исследования с целью  разработки модели семейно-общественного  воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. Осуществляется поиск новых  технологий воспитания детей преддошкольного  возраста. В дошкольных учреждениях  создаются группы с гибким режимом  работы. Оказывается медико-психолого-социальная помощь семьям, в которых есть дети раннего возраста.

Для современной системы  дошкольного общественного воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются  специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями  здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного  аппарата, с туберкулезной интоксикацией  и т.п. Проявлением гуманного отношения  к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых  поможет интеграции этих детей в  общество.

В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы «Детский сад - начальная  школа» (УВК), в которых дети воспитываются  и обучаются до 10-11 лет. В таком  образовательном учреждении обеспечиваются преемственность, непрерывность дошкольного  и начального школьного образования.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются  в домах ребенка (до 3 лет), а затем -в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет. Имеющиеся детские  дома переполнены; изыскиваются новые  формы воспитания сирот фактических  и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить  своих детей). Открываются приюты, организуется «шефство» взрослых над  детьми, когда сирот берут в  семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных  семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями  детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность  за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации  воспитания детей-сирот идет в направлении  отказа от казенных учреждений, приближения  общественного воспитания к условиям семейного.

Всем образовательным  учреждениям предоставляется право  оказывать дополнительные образовательные  услуги населению при наличии  лицензии (разрешения) на указанный  вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят  за пределы обязательной образовательной  работы с детьми, которая определяется учебным планом учреждения и программой, принятой для него в качестве основной. Так, на базе дошкольного учреждения дополнительно организуется обучение детей иностранным языкам, хореографии, ритмике, игре на музыкальных инструментах и т.д. Дополнительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

С 1991 г. в России разрешено  открывать частные образовательные  учреждения. Для получения разрешения на открытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое  выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и  воспитания, программу и устав  заведения, сведения о составе педагогического  коллектива, справку о средствах  на содержание учреждения).

По направленности и содержанию работы частные образовательные  учреждения можно разделить на несколько  типов: привилегированные, в которых  за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования; для  детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального  развития, плохо адаптируются, с  трудом переносят жесткую регламентацию  их поведения и деятельности, напряженность  ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и  специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность  целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и  нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему  развитию.

К альтернативным образовательным  учреждениям можно отнести некоторые  гимназии, лицеи, которые выбрали  свой профиль и модель обучения.

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские  сады и школы Р. Штайнера, или так  называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том  числе и России. Созданная в  начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его  способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования  составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация  жизни учащихся. Дети учатся без  оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи  воспитанников.

Другой пример нетрадиционного  образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью  воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения  в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: «Помоги мне это сделать  самому». Значительное место в образовательном  процессе отводится работе ребенка  с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма4.

Информация о работе Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации