Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа
Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения с взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.
Введение
Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации
1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования
1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников
2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением
2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
2.3 Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»
2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»
Выводы по второй главе
Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий)
3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)
3.4 Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские сады в Москве, Санкт-Петербурге, христианская школа «Чистое сердце» и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.
Альтернативные учебно-
1.2 Нормативная
правовая база Российской
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч.1 ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948г.5 и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г.6
Основным законодательным актом в области дошкольного образования является Конституция РФ7. В ст.43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях. Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения дошкольного образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность дошкольного образования для большинства граждан страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность для своего развития, а равенство возможностей при получении образования в первую очередь предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Положения ст.43 Конституции получили свое развитие в таких законах, как Закон РФ «Об образовании»8, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»9, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»10 и др.
Из законодательных актов
Российской Федерации системообразующим
в области дошкольного
- область образования
провозглашена приоритетной, что
соответственно обязывает
- установлены государственные
гарантии права граждан
- образовательная программа
дошкольного образования
- дошкольные образовательные
учреждения выделены в
- на родителей возложены
функции первых педагогов и
обязанность заложить основы
физического, нравственного и
интеллектуального развития
-дошкольное образовательное
учреждение вправе вести
- установлен особый порядок
аттестации для дошкольных
Кроме Закона РФ «Об образовании»,
другие законодательные акты Российской
Федерации содержат ряд норм, регулирующих
отдельные отношения в области
дошкольного образования и в
большинстве своем направленные
на реализацию государственных гарантий
в области дошкольного
Целый ряд указов Президента
РФ и постановлений Правительства
РФ также регулируют отношения в
области дошкольного
РФ от 12.09.2008 № 66611 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
В Типовом положении определено,
что государственный статус дошкольного
образовательного учреждения устанавливается
при его госаккредитации. При
этом дополнены основные задачи дошкольного
образовательного учреждения. Среди
них выделены следующие: обеспечение
познавательно-речевого, социально-личностного,
художественно-эстетического и
В Положении также указано, что дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий. Отметим, что в старом Положении (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 и утратило силу) такой пункт отсутствовал.
Расширены права дошкольного образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности. В частности, учреждение самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Образовательный процесс
определяется образовательной программой
дошкольного образования, разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой им
самостоятельно. При этом программа
должна соответствовать федеральным
государственным требованиям, предъявляемым
к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного
Помимо этого учреждение
может реализовывать
Питание организует само дошкольное учреждение, а вот медобслуживание обеспечивают органы здравоохранения. Однако учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а также контролировать их работу.
Дошкольное образовательное
учреждение самостоятельно устанавливает:
заработную плату работников в зависимости
от квалификации работника, сложности,
интенсивности, количества, качества и
условий выполняемой работы; компенсационные
и стимулирующие выплаты в
пределах бюджетных ассигнований, направляемых
на оплату труда; структуру управления
деятельностью дошкольного
Деятельность такого учреждения
финансируется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
При этом оно вправе привлекать дополнительные
средства за счет предоставления платных
образовательных и иных предусмотренных
уставом услуг. А также за счет
добровольных пожертвований и целевых
взносов физических и юридических
лиц, в том числе иностранных
граждан и иностранных
Определено, что привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.
Финансовые и материальные средства учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются в соответствии с уставом и не могут быть изъяты, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В пункте 8 Положения указана
основная структурная единица
Определено, что к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Причем образовательный ценз этих лиц подтверждается соответствующими документами государственного образца.
Типовым положением регулируется
значительный массив отношений в
области дошкольного
Несмотря на значительный
массив нормативных правовых актов
по дошкольному образованию, следует
отметить, что в Российской Федерации
до настоящего времени наблюдается
массовое нарушение конституционного
права граждан на получение дошкольного
образования. В Российской Федерации
повсеместно имеются очереди
для определения детей в
Таким образом, в настоящее время правовая база дошкольного образования представляет собой достаточно сложный комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельные отношения, возникающие при реализации права граждан на дошкольное образование.
Информация о работе Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации