Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения с взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации
1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования
1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников
2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением
2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
2.3 Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»
2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»
Выводы по второй главе
Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий)
3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)
3.4 Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 71.82 Кб (Скачать)

Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных  заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские  сады в Москве, Санкт-Петербурге, христианская школа «Чистое сердце» и др.). Указанные заведения реализуют  в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут  обучение на родном языке, знакомят с  культурой, историей, религией народа.

Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая  рамки государственной системы  образования, предоставляют большие  возможности для выбора модели обучения и воспитания. Однако у общественности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных  заведений, возникает опасение, не противоречит ли создание таких учреждений принципам  демократизации просвещения, не станут ли они фактором расслоения общества.

 

1.2 Нормативная  правовая база Российской Федерации  по дошкольному образованию

 

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого  человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право  было закреплено в ч.1 ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948г.5 и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г.6

Основным законодательным  актом в области дошкольного  образования является Конституция  РФ7. В ст.43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях. Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения дошкольного образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность дошкольного образования для большинства граждан страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность для своего развития, а равенство возможностей при получении образования в первую очередь предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения ст.43 Конституции  получили свое развитие в таких законах, как Закон РФ «Об образовании»8, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»9, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»10 и др.

Из законодательных актов  Российской Федерации системообразующим  в области дошкольного образования  является Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании». С точки зрения настоящего анализа представляется целесообразным выделить следующие  положения названного Закона, которые  в той или иной мере регулируют отношения, характерные для дошкольного  образования:

- область образования  провозглашена приоритетной, что  соответственно обязывает государство  обеспечить приоритетное развитие  и дошкольного образования (ст. 1). В то же время следует  отметить, что в Законе не предусмотрены  правовые механизмы, направленные  на реализацию приоритетности  дошкольного образования;

- установлены государственные  гарантии права граждан Российской  Федерации на общедоступность  и бесплатность дошкольного образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях (ст.5). Продублировав, по существу, конституционное  право на дошкольное образование,  но ограничив его категорией  граждан Российской Федерации,  Закон устанавливает некоторые  механизмы реализации этого права.  Так, на субъекты Российской  Федерации возложена обязанность  обеспечения государственных гарантий  прав граждан на получение  общедоступного и бесплатного  дошкольного образования, а также  дополнительного образования в  общеобразовательных учреждениях  посредством выделения субвенций  местным бюджетам в размере,  необходимом для реализации основных  общеобразовательных программ в  части финансирования расходов  на оплату труда работников  общеобразовательных учреждений, расходов  на учебные пособия, технические  средства обучения, расходные материалы  и хозяйственные нужды (за исключением  расходов на содержание зданий  и коммунальных расходов, осуществляемых  из местных бюджетов) в соответствии  с нормативами, установленными  законами субъекта Российской  Федерации (подп.6.1 ст.29).

- образовательная программа  дошкольного образования выделена  как самостоятельная образовательная  программа из общеобразовательных  программ (ст.9). Важно также подчеркнуть,  что этой статьей установлены  основные задачи, на решение которых  должны быть направлены общеобразовательные  программы: формирование общей  культуры личности, адаптация личности  к жизни в обществе, создание  основы для осознанного выбора  и освоения профессиональных  образовательных программ. При этом  устанавливается, что образовательные  программы дошкольного и начального  общего образования являются  преемственными (ст.17);

- дошкольные образовательные  учреждения выделены в самостоятельный  тип образовательных учреждений  и определена возможность их  видового разнообразия (ст.12);

- на родителей возложены  функции первых педагогов и  обязанность заложить основы  физического, нравственного и  интеллектуального развития личности  ребенка в раннем детском возрасте. В современных условиях эта  функция является очень важной, так как половина российских  детей не пользуются услугами  детского сада и воспитываются  в семье (ст. 18). Одновременно положениями  данной статьи установлено, что  для воспитания детей дошкольного  возраста, охраны и укрепления  их физического и психического  здоровья, развития индивидуальных  способностей и необходимой коррекции  нарушений развития этих детей  в помощь семье действует сеть  дошкольных образовательных учреждений. Вышеназванные положения соответствуют  положениям Конституции РФ. Закрепляя  право на общедоступное и бесплатное  дошкольное образование в государственных  или муниципальных образовательных  учреждениях, Конституция РФ непосредственно  определяет и систему гарантирования  этого права: государство и  муниципальные образования, исходя  из конституционного требования  общедоступности дошкольного образования  независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном  количестве имеющиеся дошкольные  образовательные учреждения и  при необходимости расширять  их сеть в соответствии с  потребностью и запросами населения.  Однако конкретных правовых механизмов  реализации указанных положений  законодательство на федеральном  уровне не содержит;

-дошкольное образовательное  учреждение вправе вести предпринимательскую  и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом;

- установлен особый порядок  аттестации для дошкольных образовательных  учреждений (ст.33), предусматривающий  защиту прав и интересов детей  дошкольного возраста и обеспечивающий  полноценное проживание ребенком  периода дошкольного детства  в соответствии с закономерностями  его развития.

Кроме Закона РФ «Об образовании», другие законодательные акты Российской Федерации содержат ряд норм, регулирующих отдельные отношения в области  дошкольного образования и в  большинстве своем направленные на реализацию государственных гарантий в области дошкольного образования, на сохранение сети дошкольных образовательных  учреждений, их поддержку и развитие.

Целый ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства  РФ также регулируют отношения в  области дошкольного образования, конкретизируя и дополняя некоторое  несовершенство действующего Закона Российской Федерации «Об образовании». Так, Постановлением Правительства 

РФ от 12.09.2008 № 66611 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

В Типовом положении определено, что государственный статус дошкольного  образовательного учреждения устанавливается  при его госаккредитации. При  этом дополнены основные задачи дошкольного  образовательного учреждения. Среди  них выделены следующие: обеспечение  познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического  развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; оказание консультативной и  методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В Положении также указано, что дошкольное образовательное  учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в  нем соответствующих условий. Отметим, что в старом Положении (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 и утратило силу) такой  пункт отсутствовал.

Расширены права дошкольного  образовательного учреждения в части  ведения уставной финансово-хозяйственной  деятельности. В частности, учреждение самостоятельно ведет финансово-хозяйственную  деятельность, может иметь самостоятельный  баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и  бланки со своим наименованием.

Образовательный процесс  определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно. При этом программа  должна соответствовать федеральным  государственным требованиям, предъявляемым  к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования.

Помимо этого учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и  оказывать дополнительные образовательные  услуги в соответствии с целями и  задачами, определенными его уставом. Это возможно на основании договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Питание организует само дошкольное учреждение, а вот медобслуживание  обеспечивают органы здравоохранения. Однако учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями  для работы медицинских работников, а также контролировать их работу.

Дошкольное образовательное  учреждение самостоятельно устанавливает: заработную плату работников в зависимости  от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и  условий выполняемой работы; компенсационные  и стимулирующие выплаты в  пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда; структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения; штатное расписание и  должностные обязанности своих  работников.

Деятельность такого учреждения финансируется в соответствии с  законодательством Российской Федерации. При этом оно вправе привлекать дополнительные средства за счет предоставления платных  образовательных и иных предусмотренных  уставом услуг. А также за счет добровольных пожертвований и целевых  взносов физических и юридических  лиц, в том числе иностранных  граждан и иностранных юридических  лиц.

Определено, что привлечение  дошкольным образовательным учреждением  дополнительных средств не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

Финансовые и материальные средства учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются в  соответствии с уставом и не могут  быть изъяты, если иное не предусмотрено  законодательством РФ.

В пункте 8 Положения указана  основная структурная единица дошкольного  образовательного учреждения – группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную  направленность. Определены критерии отнесения к группам.

Определено, что к педагогической деятельности в дошкольном образовательном  учреждении допускаются лица, имеющие  среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Причем образовательный ценз этих лиц подтверждается соответствующими документами государственного образца.

Типовым положением регулируется значительный массив отношений в  области дошкольного образования, в том числе и отношения, которые  с учетом значимости конституционного права граждан на дошкольное образование  должны были бы регулироваться законодательным  актом.

Несмотря на значительный массив нормативных правовых актов  по дошкольному образованию, следует  отметить, что в Российской Федерации  до настоящего времени наблюдается  массовое нарушение конституционного права граждан на получение дошкольного  образования. В Российской Федерации  повсеместно имеются очереди  для определения детей в дошкольные образовательные учреждения.

Таким образом, в настоящее  время правовая база дошкольного  образования представляет собой  достаточно сложный комплекс нормативных  правовых актов, регулирующих отдельные отношения, возникающие при реализации права граждан на дошкольное образование.

Информация о работе Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации