Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа

Краткое описание

Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения с взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации
1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования
1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников
2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением
2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
2.3 Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»
2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»
Выводы по второй главе
Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий)
3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)
3.4 Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 71.82 Кб (Скачать)

Действующим законодательством  не урегулированы:

- порядок приема в дошкольные  образовательные учреждения или  обязанность учредителей дошкольных  образовательных учреждений устанавливать  порядок приема в рассматриваемый  тип образовательных учреждений, который обеспечивал бы прием  всех проживающих на данной  территории, имеющих право на  получение общедоступного и бесплатного  дошкольного образования;

- нормативы финансирования  дошкольных образовательных учреждений;

- понятие «содержание  детей в дошкольных образовательных  учреждениях»;

- принципы и методика  расчета стоимости содержания  детей в дошкольных образовательных  учреждениях;

- размер предельной платы  родителей за содержание детей  в дошкольных образовательных  учреждениях;

- основные требования  к условиям обучения и воспитания  детей дошкольного возраста;

- права и обязанности  родителей как участников образовательного  процесса в дошкольном образовательном  учреждении;

- полномочия органов местного  самоуправления городских округов  по организации предоставления  указанного образования в муниципальных  дошкольных образовательных учреждениях  на территории городских округов,  а также полномочия органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и федеральных  органов государственной власти  по организации предоставления  дошкольного образования дошкольными  образовательными учреждениями, находящимися  в ведении субъектов Российской  Федерации и федеральными государственными  дошкольными образовательными учреждениями.

 

1.3 Организация  педагогического процесса в дошкольном  учреждении

 

В педагогической литературе указывается на то, что в истории  отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса12. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим моментам. Вся жизнь детей в определенные промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов.

Каждый организующий момент строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музыкальное  образование, изобразительное образование, математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела и предлагались конкретные формы работы. В конце  каждого организующего момента  указывалось содержание работы с родителями. Например, в средней и старшей группах предлагалось весь учебный год разделить на четыре квартала (осенний, зимний, весенний, летний). В каждом квартале было по четыре организующих момента. В осеннем квартале выделялись такие организующие моменты: «Организация жизни группы» (длительность проработки- 15-18 дней); «Оздоровление быта» (продолжительность примерно 18-20 дней); «Празднование Октябрьской революции» (длительность примерно 20-25 дней); «Организация рабочей комнаты» (длительность проработки примерно 18-20 рабочих дней). Подобным образом был расписан каждый квартал. Работа по организующим моментам предполагала, что в выделенное для нее время дети будут получать необходимые знания, закреплять их в играх, труде, изобразительной деятельности и т.д.

Такой подход к построению педагогического процесса имел как  положительные, так и негативные стороны. Положительным было то, что  дети в течение довольно длительного  времени имели возможность сосредоточиться  на определенном познавательном материале; у них формировались навыки социального  поведения, мировоззрение.

В дальнейшем применялись  и другие формы построения педагогического  процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы заключается  в том, что в качестве основы педагогического  процесса выделялась какая-то тема. Содержание ее раскрывалось, как правило, на занятиях. Изучение одной темы могло проходить  на нескольких занятиях. В тему могла  быть включена и другая деятельность, связанная с нею по содержанию. Отличие данной формы от рассмотренной  выше состоит в том, что одна и  та же тема могла повторяться в  течение учебного года и ей не должен был подчиняться весь воспитательно-образовательный  процесс. Содержанием тем мог  стать какой-то один раздел программы (чаще всего был раздел общественно-политического  воспитания), а другие разделы изучались  параллельно.

«Комплексы» - так называли комплексное построение педагогического  процесса, характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь  между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание.

Все названные подходы  к построению педагогического процесса объединяет одно - стремление сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия, не распылять их, а давать концентрированно, целенаправленно. Как отмечает С.А. Козлова13, такая идея положительна, она отвечает особенностям дошкольного возраста. Но принцип концентрирования не может быть применен ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то стороны этого содержания становятся как бы второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Страдает главное - разностороннее развитие личности. К тому же выбор тем или содержания «комплекса» не имел научного обоснования и носил субъективный, «вкусовой» характер.

Более современный подход - организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных  целей. В качестве ведущей (доминирующей) цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями  развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. От содержания доминирующих целей зависят порядок  и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по содержанию и формам организации и единых по мотивации  и цели. Многоплановость содержания и форм позволяет удовлетворять  и развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация - направлять это развитие в общее педагогически ценное русло. Отличительная особенность такого построения педагогического процесса заключается в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. Другие виды деятельности не исключаются, а выполняют сопутствующую роль. Например, в старшей группе в качестве доминирующей цели выдвинута цель воспитания положительных взаимоотношений между детьми. Центральной формой работы с дошкольниками становится совместная деятельность, позволяющая упражнять детей в положительных взаимоотношениях. Это могут быть игра, труд, организованные на принципе совместности. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия (этические беседы о взаимоотношениях), самостоятельная индивидуальная художественная деятельность (ребенок готовит что-то для всей группы или мастерит подарок для друга), праздники и др. Но и в ведущей, и в сопутствующей деятельности решается главная задача - воспитание положительных взаимоотношений.

Каждый из названных подходов имеет и положительное, и отрицательное. До сих пор продолжается поиск  наиболее оптимальной формы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Как уже говорилось выше, педагогический процесс эффективен при условии грамотного планирования. Тенденция отказаться от планирования воспитательно-образовательного процесса, которая одно время имела место  в отечественной системе дошкольного  воспитания, не оправдала себя. Разумный план не сдерживает творчество педагога, а способствует ему.

Долгие годы воспитатели  планировали свою работу по строго определенной схеме, следуя за выполнением  режима дня. На каждый отрезок времени  были определены обязательные виды деятельности, формы организации детей, содержание учебно-воспитательной работы. Так, на утро предусматривались индивидуальная работа с детьми, утренняя гимнастика, свободные самостоятельные игры детей. На первую половину дня планировались  обязательные фронтальные занятия. Их выбор зависел от установленной  «сетки занятий» (понедельник - развитие речи и лепка, вторник - музыкальное  занятие и математика и т. д.). Для  прогулок непременно планировались  наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми. Вторая половина дня  посвящалась играм, коллективному  труду, развлечениям, досугу.

Такое планирование имело  много положительного. Оно упорядочивало  работу педагога, позволяло учитывать  и распределять во времени многообразные  воспитательные и образовательные  задачи, чередовать активность и умеренность, регулировать физическую нагрузку. Но было и много недостатков. Такое  планирование предрасполагало к  формализации процесса воспитания, подчинению содержания форме, а не наоборот. Исключались  принципы комплексности, концентрированности, что приводило к случайностям в определении содержания и целей  разных видов деятельности.

Сегодня в большинстве  дошкольных учреждений отказались от такой формы планирования. Делаются попытки планировать работу по перспективным  линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитателю предоставляется  больше свободы в выборе содержания и времени проведения тех или  иных мероприятий. Правда, остается так  называемый «блочный режим» проведения. Например, занятия всегда проводят в определенное время, сохранились  «сетка занятий» и их набор. Выделен  блок времени для игр, самостоятельной  деятельности, индивидуальной работы с детьми. Например, воспитатель  планирует работу помесячно. Сразу  на все недели определяет содержание занятий (математика, рисование, аппликация, лепка, развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой, экология, конструирование, ручной труд, ознакомление с окружающим, игровая деятельность, трудовое воспитание, прогулка, индивидуальная работа с детьми).

Остаются также две  основные формы планирования: годовой  и календарный пиан. И одну и  другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой  план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Затем раскрываются формы, в которых  будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и  т. п. Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

В календарном плане методист отмечает уже конкретные даты проведения мероприятий из годового плана. Воспитатель  также планирует общие задачи на год по своей группе. В календарном  плане, который может составляться на месяц, на неделю конкретизируются задачи и содержание работы.

Примерно один раз в  квартал воспитатель вместе с  методистом дошкольного учреждения и психологом изучает достижения ребенка по разным разделам программы  и линиям возрастного развития. К  такой работе могут быть привлечены и другие специалисты, работающие с  этими детьми. Результаты обсуждаются  на родительском собрании, на педагогическом совете. Намечается содержание дальнейшей работы.

Старший воспитатель и  психолог с участием воспитателя  конкретной группы разрабатывают различные  методики организации деятельности детей и наблюдений за ними в различных  ситуациях, как естественных, так  и смоделированных, для выявления  уровня или динамики их развития. При  этом ведущим методом остается длительное наблюдение за детьми. Только тщательное изучение с помощью разных методик, а не единичное тестирование (тесты  употребляются лишь как элемент  исследования), дает основание судить о степени развития или задержке в развитии ребенка. Проверка может  проводиться на разном содержании. Все зависит от поставленной задачи.

Методики проверки всегда должны соответствовать задаче. Для  выяснения усвоения знаний, например, проводится беседа с детьми. Но она  не должна быть лишь вербальной. Дошкольник может лучше проявить себя, если беседовать по картинке, игрушке, если беседа проходит в естественной обстановке, как бы непроизвольно. Все это  важно для фактического, а не формального  выяснения картины развития детей  и оценки эффективности педагогической работы.

Таким образом, планирование работы включает в себя два взаимосвязанных  блока: систематизированные мероприятия, направленные на решение воспитательно-образовательных  задач и поэтапная проверка уровня развития детей по определенным направлениям.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования  детей в ДОУ, важная роль принадлежит  образовательной программе. Современная  дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании  программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные  и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие) включают все основные направления  развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных  способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению  специфических видов детской  деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной (комплексной) программы, но и методом  квалифицированного подбора парциальных  программ.

Анализ образовательных  программ дошкольных учреждений полно  представлен в работе Т.И. Ерофеевой14. Охарактеризуем комплексные программы дошкольного образования:

1) Программа воспитания  и обучения в детском саду (Под  ред. М.А. Васильевой). Главная  задача - охрана жизни и укрепление  здоровья детей, всестороннее  воспитание и подготовка детей  к школе. Программа предусматривает  физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание  и развитие дошкольников в  соответствии с из возрастными  и индивидуальными психофизиологическими  особенностями. Программа воспитания  и обучения составлена по возрастным  группам (ранний возраст, младший  школьный, средний возраст и старший  дошкольный возраст).

2) Программа « Радуга»  под ред. Т.Н.Дороновой. Цель  программы – сформировать такие  качества личности, как воспитанность,  самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой  задачу и добиться ее решения.  Программа включает 7 важнейших видов  деятельности детей и занятий,  в процессе которых происходит  воспитание и развитие ребенка:

Информация о работе Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации