Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа
Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения с взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.
Введение
Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации
1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования
1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников
2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением
2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
2.3 Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»
2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»
Выводы по второй главе
Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий)
3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)
3.4 Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации
1.1 Дошкольное образование
в системе современного
1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
1.3 Организация педагогического
процесса в дошкольном
1.4 Перспективы развития
системы дошкольного
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников
2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением
2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
2.3 Анализ педагогического
кадрового состава МДОУ «
2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
2.5 Результаты диагностики
уровня усвоения программы
Выводы по второй главе
Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
3.1 Особенности управления
дошкольным образовательным
3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)
3.4 Результаты апробации
программы О.С. Ушаковой в
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования
является детский сад, здесь ребенок
получает уроки нравственности, опыт
общения с взрослыми и
Актуальность исследования.
Новая образовательная
Решая проблему повышения
качества образовательного процесса,
деятели педагогической науки (В.А.
Кальней, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М.
Полев, С.Е. Шишов) считают качество
социальной, психолого-педагогической
категорией. Р.Г. Гурова и В.Н. Шамардин
определяют новый подход к оценке
качества образовательной системы:
в своих исследованиях они
доказывают необходимость
Одной из существенных тенденций, характеризующих новый этап реализации доктрины образования Российской Федерации, является понимание того, что качество образования в решающей мере зависит от управленческих средств, обеспечивающих слежение за изменением содержания образования на первой ступени образовательной системы, которой является система дошкольного образования (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Б.С.Волков, Н.В. Волкова, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Л.В. Пименова).
Дошкольное детство - сенситивный
период в жизни человека для воспитания,
обучения и развития, составляющих
триединство образовательного процесса.
Однако руководители этих учреждений
подчас недооценивают роль средств
управленческого слежения за качеством
образовательного процесса. До настоящего
времени в системе дошкольных
образовательных учреждений доминирует
административный контроль, для которого
характерна эпизодичность получения
информации о достигнутых результатах
воспитания и обучения детей. Не разработана
система средств
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод о том,
что существует противоречие между
необходимостью осуществлять качественный
процесс образования в
Данное противоречие обусловило
выбор проблемы исследования: разработка
мероприятий и апробация
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования: повышение качества образования путем введения новых образовательных программ в дошкольных учреждениях.
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность управленческих мероприятий по введению новых образовательных программ в дошкольных учреждениях с целью повышения уровня образования дошкольников.
Гипотеза исследования: управленческие мероприятия по введению новых образовательных программ в дошкольных учреждениях будут эффективны в повышении образования дошкольников, если: уточнить сущность и структуру системы дошкольного воспитания и образования; определить показатели качества образовательного процесса и разработать модель управленческих мероприятий по введению новых образовательных программ в дошкольных учреждениях.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать источники
о состоянии современного
2) определить законодательную базу деятельности дошкольных учреждений, а также факторы, влияющие на качество образования в МДОУ;
3) охарактеризовать финансовую,
кадровую и педагогическую
4) разработать модель
введения новых
Теоретико-методологической
основой исследования послужили: концепция
научного управления (В.Г. Афанасьев, И.Н.
Герчикова, Ф.Тейлор, А. Файоль); теория
управления образовательными учреждениями
и педагогическим процессом (К.Ю. Белая,
Ю.Л. Конаржевский, Л.В.Поздняк, В.П. Симонов,
Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
педагогическая концепция личностно-
Практическая значимость данного исследования: обоснована система управленческих мероприятий по введению новых образовательных программ как средства повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении, что делает возможным применение модели введения новых программ всеми дошкольными учреждениями.
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.
В первой главе проводится
анализ источников по теме данного
исследования, свидетельствующий о
том, что современное российское
образование - это непрерывная система
последовательных ступеней обучения,
на каждой из которых действуют
Во второй главе характеризуется дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №165» г. Новокузнецка, его цель, задачи, состояние финансовых средств, педагогический состав, образовательная программа учреждения, а также уровень усвоения программы детьми.
В третьей главе с учетом
модели управления дошкольным образовательным
учреждением на этапе внедрения
педагогических технологий предлагается
внедрение парциальной
В заключение приводятся рекомендации по завершению введения новых педагогических технологий в детском саду № 165.
Глава 1. Система
дошкольного образования и
1.1 Дошкольное
образование в системе
История человечества свидетельствует,
что образование и общество неотделимы.
Все глобальные проблемы (экономические,
социальные, политические, культурологические,
демографические, экологические и
др.), с которыми сталкивается общество,
так или иначе сказываются
на сфере образования. Например, в
связи с экономическими трудностями,
переживаемыми многими
Но, с другой стороны, образование
во многом определяет лицо общества. Ученые
подчеркивают социальное значение образования
как важной преобразующей силы общества.
Отмечается, что для выхода из кризиса,
переживаемого в настоящее
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.
Отмечая особую роль образования
в истории человечества, зарубежные
и отечественные ученые говорят
о несоответствии современной системы
образования объективным
Информация о работе Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации