Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 06:54, курсовая работа
Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения с взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.
Введение
Глава 1. Система дошкольного образования и воспитания в Российской Федерации
1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования
1.2 Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
1.3 Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников
2.1 Цели и задачи МДОУ «Детский сад №165», структура управления учреждением
2.2 Анализ доходов и расходов ДОУ «Детский сад № 165» за 2006-2008гг
2.3 Анализ педагогического кадрового состава МДОУ «Детский сад №165»
2.4 Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
2.5 Результаты диагностики уровня усвоения программы детьми в МДОУ «Детский сад № 165»
Выводы по второй главе
Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка
3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий)
3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
3.3 Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (апробация программы)
3.4 Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
- физическая культура (самый важный предмет - красный цвет),
- игра (положенная в основу программы – оранжевый цвет),
- изобразительная деятельность,
ручной труд (на основе знакомства
с народным декоративным
- конструирование (развитие воображения) – зеленый цвет),
- занятия музыкальным
и пластическим искусством (формирование
эстетических переживаний –
- занятия по развитию
речи и ознакомлению с
- математика (фиолетовый цвет).
3) Программ «Из детства
– в отрочество». Программа
для родителей и воспитателей
направлена на укрепление
4) Программа «Детство».
Программа «Детство»
5) Программа развития
и воспитания дошкольников в
образовательной системе «Школа
2100» «Детский сад 2100».
6) Программа «Развитие».
Разработана коллективом
- о самоценности дошкольного периода развития (ребенок не «опекаемый», а «созидатель»),
- развитие способностей,
которые понимаются как
7) Программа «Одаренный
ребенок». Вариант программы «Развитие»,
для детей 6-7 г. жизни, обладающих
высокими умственными
8) Программа «Истоки». Цель
программы – разностороннее
- характеристики возрастных
возможностей психического
- задачи развития (цветок),
- показатели развития (яблоко),
- базисные характеристики личности ( « детское личико»).
9) Программа «Преемственность»
под редакцией Н.А.Федосовой.
10) Программа «Кроха».
Цель программы - комплексное
развитие воспитание и
- «Мы ждем тебя, малыш! (предродовая педагогика),
- «Как я буду расти
и развиваться» (характеристика
особенностей психического
- «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни),
- «Я сам» (развитие и воспитание детей второго и третьего года жизни).
11) Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н.М. Крыловой.
Основная цель данной педагогической
системы – содействие всестороннему
воспитанию и развитию индивидуальности
каждого участника
12) Программа «Золотой
ключик» под ред. Кравцова Г.Г.
Охарактеризуем кратко некоторые
парциальные программы
1) Программа « Я, ты,
мы» под ред. О.Л. Князевой. Программа
актуальна для всех видов
2) Программа по изобразительной
деятельности в детском саду
под ред. Г.С. Швайко. Цель программы
– развитие художественно-
- развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности;
- развивать познавательную активность детей;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
3) Программа «Ступеньки
к школе» под ред. М. Безруких.
Комплект "Ступеньки к школе"
позволяет в полной мере
Отметим общие характеристики программ:
1. Системность. Развитие
ребенка – процесс, в котором
взаимосвязаны, взаимозависимы
2. Комплексность (
3. Соответствие возрастным
и функциональным способностям.
Индивидуальная программа
1.4 Перспективы развития системы дошкольного образования
Охарактеризуем тенденции развития дошкольного образования России, его перспективы, опираясь на данные, опубликованные в работе Л.А. Парамоновой15.
Произошедшие резкие изменения
в общественной, экономической, социальной
и демографической ситуации в
стране привели к следующему –
увеличилось число семей
Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %)16. Основными причинами отказа от детского сада является неплатежеспособность родителей и, реже, состояние здоровья ребенка. Вместе с тем дети даже в обеспеченных семьях, не посещающие детские сады, как правило, не получают должного воспитания, воспитательные функции перекладываются на телевизор, компьютер.
Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.
Как показывают многолетние
исследования, полноценное развитие
ребенка происходит при условии
наличия двух составляющих его жизни
– полноценной семьи и детского
сада. Семья обеспечивает необходимые
ребенку интимно-личностные взаимоотношения,
формирование чувства защищенности,
доверия и открытости миру. Вместе
с тем, семья и сама нуждается
в поддержке, которую и призван
оказывать ей детский сад - родители
могут работать и учиться, профессионально
и личностно
Информация о работе Теоретические аспекты дошкольного образования в Российской Федерации