Финансирование образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:26, реферат

Краткое описание

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ.

Файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 124.50 Кб (Скачать)
 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет социального страхования, экономики  и социологии труда 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине « Финансы»

на  тему «Финансирование образования в Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса

                                                                     группы МЭК-Д-3

                              Вуколова К. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Москва, 2011

 

Введение

     Первостепенная  роль в деле воспитания подрастающего  поколения всегда принадлежала системе  образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением  Правительства РФ. 

     Гражданам РФ гарантируется возможность получения  образования без каких-либо условий  и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

     Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

     Каждое  образовательное учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления.

     В соответствии с этим основой государственных  гарантий получения гражданином  образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное  финансирование. Объем бюджетных  средств выступает одним из главных  показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования.  

 

Социальное  значение финансирования образования в  России

     Экономические и социальные реформы в России предусматривают в качестве приоритетных направлений государственные  инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.

     В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметам.

     Более жесткие требования современная  экономическая ситуация предъявляет к качеству образования, предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования образования, без его перехода на новый уровень.

Образование является неотъемлемой частью жизни общества и происходящих в нем изменений, которые требуют его модернизации, включая совершенствование финансового обеспечения. Реформирование бюджета системы образования призвано эффективнее преодолевать обостряющиеся противоречия между потребностями людей и общества в образовании, образовательных услугах и экономическими возможностями их удовлетворения.

     Для системы образования в последние  годы характерны определенные положительные  тенденции. Предлагаемые пути повышения эффективности финансирования общего образования включают:

а) финансовую независимость  процесса получения общего образования  от рыночных условий и государственные гарантии соблюдения утверждённых стандартов его экономического обеспечения;

б) соизмерение  финансирования с задачами, которые  ставит государство перед всеми уровнями бюджета;

в) принципы бюджетного федерализма распространяются и  на исследуемую сферу экономики;

г) не только декларирование равенства финансовых возможностей для различных форм общего образования на общефедеральном уровне, но и законодательное подтверждение всеми уровнями власти;

д) формирование бюджета развития общеобразовательного учреждения, доходными источниками  которого могут быть доходы от платных образовательных услуг, финансовые средства благотворительных фондов, субвенции из бюджетов всех уровней;

е) контроль и  принятие решений по использованию  финансовых средств, согласно принципам субсидиарности делегируются муниципальному образованию и непосредственно общеобразовательному учреждению.

     Главным в повышении эффективности бюджета  общего образования при его совершенствовании  является обязательное формирование сбалансированности расходных и доходных статей на основе душевого финансирования, нормативная база которого нацелена на экономический рост и предполагает определённый лимит финансовых средств, зависящий не только от количества обучающихся, но и от изменяющихся рыночных условий. Важно также параллельно формировать бюджет развития общеобразовательного учреждения, источниками которого могут быть доходы от платных образовательных услуг, финансовые средства благотворительных фондов, целевые субвенции из бюджетов всех уровней.

Основными социальными  ценностями, на которые должна нацеливать нормативная база бюджета общего образования, являются: повышение уровня образованности всех слоев населения, углубление знаний, приобретение профессиональных навыков и умений, развитие познавательного интереса, способностей, дарований и талантов людей, рациональное и справедливое расходование финансовых, материально-технических средств для достижения высокой эффективности и качества образования.

     Экономическая политика в области общего образования  является важной составной частью общей  экономической политики и оказывает  как прямое, так и опосредованное воздействие на изменение производительных сил и всей системы производственных отношений.

 

Организация финансирования расходов бюджета на образование

     Рассмотрение  вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений.

     Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной  деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное  учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

     Использовать бюджетные средства по своему усмотрению учреждения не вправе из-за целевого финансирования расходов казначейством по предметным статьям. Подавляющее большинство дошкольных учреждений и школ обслуживаются органами казначейства через централизованные бухгалтерии. Параллельно с законодательством в области образования в Российской Федерации действует Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Он предоставляет руководителю право в зависимости от объема учетной работы сделать выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. Какую бы учетную политику ни избрало государственное учреждение, его производственные и хозяйственные расходы покрываются за счет средств учредителя, доходов от собственной предпринимательской деятельности, иных внебюджетных источников.

     В соответствии с Федеральным законом  «Об образовании» НОУ имеют право  после получения государственной аккредитации на бюджетное финансирование.

     Основными документами, регулирующими ответственность  и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. Устав разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и включающий другие правовые аспекты, является двухсторонним актом. При оформлении договорных отношений по распределению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены, устанавливаются минимальные нормы наполняемости при комплектовании классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

     Учредитель  берет на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Если учреждение не имеет  самостоятельной бухгалтерии, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

     Обязанностью  образовательного учреждения является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований  потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого  поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления - главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений, вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.

Информация о работе Финансирование образования в Российской Федерации