Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:26, реферат
Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ.
ФНбф = ФОТ+ФМО
ФОТ – заработная плата, начисления на з/п, компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию
ФМО – учебные расходы, канцелярские и хоз расходы, прочие расходы
На федеральном уровне утверждается Единая модель расчета федеральных нормативов бюджетного финансирования по типам и видам общеобразовательных учреждений, гарантированных государством расходов по реализации образовательных программ.
Отличие в расчетах региональных и муниципальных нормативов от федеральных состоит в том, что расчеты первых строятся на фактической базе. Фактическая база существенно отличается от нормативной базы, присущей федеральному уровню, особенно в сельской местности.
Исчисление норматива бюджетного финансирования на одного учащегося (воспитанника) происходит на уровне образовательного учреждения и включает три этапа.
Первый этап — подготовка исходных данных по общеобразовательной школе. Он связан с определением количества учащихся, норм предельной комплектности классов, групп продленного дня и педагогических ставок по состоянию на 1 января планируемого года.
Второй этап предполагает расчет средств на оплату труда. Он состоит из комплекса взаимосвязанных действий, включающих вначале исчисление фонда заработной платы на одну ставку по каждой группе персонала. Отправным моментом для проведения расчета фонда заработной платы по каждой Группе служит средний разряд по ETC.
Третий этап - определение федерального норматива бюджетного финансирования предваряется расчетом средств, приходящихся на одного обучающегося.
Основой расчета ФНбф являются: общий фонд заработной платы в месяц в расчете на одну ставку по каждой группе персонала; нормативное количество ставок на одного обучающегося по каждой группе персонала. Эти показатели используются для расчета нормативного фонда заработной платы в месяц, в расчете на одного обучающегося.
К нормативному фонду заработной платы прибавляются начисления на заработную плату, связанные с уплатой единого социального налога.
После этого исчисляется общая сумма средств, приходящихся на одного обучающегося в месяц. Для этого нормативный ФОТ и ФМО суммируются. Если умножить полученную величину на 12 месяцев, то определяем объем средств на одного обучающегося в год в разрезе видов персонала. Сумма последних величин позволяет исчислить ФНбф.
Расчет фонда оплаты труда имеет особенности по типам и видам образовательных учреждений. Так, у профессорско-преподавателького состава высших учебных заведений обязательными выплатами являются:
• 40% за должность доцента;
• 60% за должность профессора;
• 900 руб. за ученую степень кандидата наук;
• 1500 рублей за ученую степень доктора экономических наук.
• доплата за заведование кафедрой;
• доплата за занимаемую должность декана, заместителя декана и другие надбавки.
Высшие учебные заведения (государственные и негосударственные) самостоятельно формируют фонд оплаты труда. Главным источником формирования этого фонда являются средства федерального бюджета (бюджета учредителя).
Дополнительными источниками могут быть:
— средства бюджетов различных уровней, выделяемые на обеспечение государственного образовательного стандарта;
— материальные и денежные взносы учредителей;
— средства от осуществления различных видов деятельности;
— кредиты банков и иные кредиты;
— добровольные пожертвования, целевые взносы юридических и физических лиц, включая иностранных и зарубежных.
В 2000–2007 гг. расходы на образование росли как из государственных, так и из частных источников. С 2000 по 2003 г. доля бюджетных расходов на образование в ВВП существенно возросла, а затем начинается ее постепенная стабилизация при росте абсолютных объемов (табл. 12).
В 2006 г. расходы федерального бюджета на образование резко выросли по сравнению с 2005 г. Особенно заметным был указанный рост в высшем образовании, которое согласно разграничению полномочий между уровнями власти отнесено к федеральному ведению. В 2005 г. произошла передача практически всех учреждений НПО в ведение субъектов Российской Федерации (в федеральном ведении осталось только 250 учреждений НПО из более 3 800) и части учреждений СПО. Соответственно большая часть федеральных расходов на образование сосредоточена на финансировании высшего образования (табл. 14).
В 2005 г. доля расходов на высшее образование в расходах федерального бюджета на образование составляла 70%, в 2006 г. она выросла почти до 77% и сохранилась на этом уровне в федеральном бюджете 2007 г. В прошедшем году при общем росте финансирования образования из федерального бюджета в 1,3 раза расходы на высшую школу выросли в 1,43 раза. Это наибольший рост, начиная с 2003 г. В результате удельный вес расходов на образование в расходах федерального бюджета вырос до 5,1% (в 2006 г. – 4,7%).
Поскольку бюджетный контингент в 2006–2007 гг. остался практически неизменным, то изменения в финансировании привели к тому, что резко выросли бюджетные расходы в расчете на 1 бюджетного студента в государственных вузах: в 2004 г. средние бюджетные расходы на обучение 1 бюджетного студента в год составляли всего 18 тыс. руб., в 2005 г. эти расходы выросли до 25,6 тыс. руб., в 2006 г. они достигли 37,5 тыс. руб., а в 2007 г. – 51,6 тыс. руб.
В 2008–2010 гг. темпы роста расходов федерального бюджета на образование существенно снижаются по сравнению с 2007 г. Всего за 3 года прирост расходов на образование планируется в 21,9%. Таким образом, расходы на образование утрачивают в проекте бюджета 2008–2010 гг. тот выраженный приоритетный характер, которым они обладали в 2006–2007 гг.
25 октября 2007 г. Президент России подписал закон о введении уровневой системы высшего профессионального образования, принятый Госдумой 11 октября 2007 г. Этот закон устанавливает самостоятельные уровни высшего образования с отдельными государственными стандартами с присвоением квалификации «бакалавр» (1-й уровень)
и «магистр» либо «специалист» (2-й уровень – с углубленной профессиональной специализацией). Лицензирование и государственная аккредитация вузов по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета будут осуществляться раздельно.
В процессе многочисленных дискуссий в качестве одного из основных аргументов против перехода на двухуровневую модель указывалось, что общее ограничение бюджетного приема на магистерские программы по сравнению с выпуском из бакалавриата ударит по финансовому благополучию вузов. Представляется, однако, что это далеко не главная причина: даже сохранение доходов заставило бы вузы сопротивляться, поскольку разделение всех высших учебных заведений на те, которые имеют магистратуру, и те, кто ее лишены, привело бы к переформатированию всего пространства высшего образования и к явному снижению статуса многих вузов. Кроме того, переход на двухуровневую систему требует серьезной методической работы, переработки практически всех программ и учебных планов, к чему преподавательский корпус российской высшей школы в большинстве своем не готов – не в последнюю очередь в силу того, что средний возраст российской профессуры близок к пенсионному.
Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), как известно, был развернут в 2006 г. (решение о его развертывании было принято 6 сентября 2005 г.). В общем образовании в 2007 г. в рамках ПНПО началась реализация комплексных программ модернизации региональных систем образования, в которых ведущими элементами были: полноценное (до уровня школы) внедрение нормативного подушевого финансирования и отработка новой отраслевой системы оплаты труда работников образования.
В 2007 г. к участию в ПНПО приступило 10 субъектов Федерации. По результатам второго конкурса в 2008 г. к ним присоединяться еще 21 регион.
Новым элементом в национальном проекте «Образование» является включение в него в 2007 г. начального и среднего профессионального образования.
В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г. были проведены конкурсы по разработке инновационных образовательных программ учебными заведениями НПО и СПО.
В 2007 г. началось и фактическое становление двух федеральных (национальных) университетов – Сибирского и Южного. На их развитие также отпущены значительные бюджетные средства – по 3 млрд руб. на каждый.
На сегодняшний день уже можно считать общепринятым, что наиболее эффективным является финансирование бюджетной услуги, а не бюджетного учреждения. Применение подушевого норматива в общем образовании является своего рода спусковым механизмом для активизации оптимизации сети учреждений, формирование новой системы оплаты труда учителей, связанной непосредственно с результатами их работы, в целом повышения эффективности бюджетных расходов, повышения степени прозрачности бюджетного процесса, роста доступности образовательной услуги.
Переход к нормативно-подушевому финансированию - это только начало, так как за ним последуют следующие шаги, которые нужно делать уже сейчас, а не завтра: создавать общественное мнение о необходимости перехода на отраслевую систему оплаты труда, оптимизации штатного расписания, реструктуризации сети образовательных учреждений и создания государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
Примененный подход позволяет муниципалитетам проводить оптимизацию численности занятых в отрасли, а, следовательно, и более рационально использовать ограниченные финансовые средства. Этим он кардинально отличается от прочих методик, реализация которых приводила не к оптимизации расходов, а либо фиксированию сложившегося уровня расходов («планирование от достигнутого»), либо к требованиям увеличения финансирования.
Информация о работе Финансирование образования в Российской Федерации