Финансирование образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:26, реферат

Краткое описание

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ.

Файлы: 1 файл

Введени1.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     В связи с большой актуальностью  вопроса особо остановимся на казначейских схемах исполнения бюджета. Их суть заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги, исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

     Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные  результаты дл государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

     Определенные  трудности возникают из-за необходимости  учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.

     В Российской Федерации носителем  ответственности за всю деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются вопросы оптимизации бюджетных расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.

 

Планирование и финансирование в сфере образования

     Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

     В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней.

     За  федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам. В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.

Рыночные преобразования в России существенно расширили  возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

     Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

     Привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

•  предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

•  взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

     В соответствии с Федеральным законом  «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.

     Стабильным  и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в аренду свободных помещений.

     Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

К дополнительному  источнику финансирования относятся  и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.

     На  региональном уровне зачастую разрабатываются  положения, в которых перечисляются  виды платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. В их состав могут входить следующие виды услуг:

а) образовательные услуги:

•  обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указанной дисциплине;

•  изучение специальных, не предусмотренных учебным планом, предметов;

•  услуги психологической службы (сверх услуг, финансируемых из бюджета);

•  подготовительные курсы к школе;

•  подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения;

•  создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии;

б) развивающие услуги:

•  предметные кружки по интересам;

•  создание различных студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам и др.;

в) спортивно-оздоровительные мероприятия:

•  организация секций и групп по укреплению здоровья детей.

     Оказание  дополнительных платных образовательных  услуг возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с соответствующим региональным научно-методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.

     Средства, полученные образовательным учреждением  от оказания дополнительных услуг, относятся к внебюджетным источникам образовательного учреждения и расходуются в соответствии с Положением об использовании внебюджетных средств. Решение вопросов о направлении расходования внебюджетных средств возложено на представительный орган образовательного учреждения. В его состав входят: совет образовательного учреждения, Попечительский совет или другие структуры, действующие в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

     Расходование  средств, полученных за предоставление дополнительных платных образовательных услуг, производится в соответствии с п. 5 ст. 43, п. 2 ст. 45 Федерального закона «Об образовании». Согласно упомянутым статьям, образовательное учреждение перечисляет учредителю долю дохода от оказания дополнительных услуг. Процент отчисления учредителю от суммы дохода определяется в соответствии с договором между учредителем и образовательным учреждением.

     Доход от деятельности образовательного учреждения по оказанию дополнительных услуг, за вычетом доли учредителя реинвестируется в данное учреждение, самостоятельно определяющее направления расходования средств, полученных за предоставление дополнительных услуг.

     Материальной  основой выполнения государственного заказа по реализации образовательных  программ служит прямое бюджетное финансирование.

     При бюджетном планировании принимается  во внимание следующее:

политические  целевые установки, социальные и финансовые показатели, нормы и нормативы;

реальные технико-экономические  параметры работы образовательных  учреждений.

     Расчет  объема бюджетного финансирования осуществляет учредитель, применяющий программно-целевой метод бюджетного планирования расходов на образование. Этот метод включает в качестве основополагающего документа разработку сметы, посредством которой определяется объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на покрытие затрат образовательного учреждения. Утвержденная в установленном порядке вышестоящим органом управления смета — единственно законный плановый документ использования бюджетных средств.

     На  основе Федерального закона «Об образовании» финансирование образовательных учреждений призвано осуществляться по государственным (в том числе ведомственным) и местным нормативам финансирования. Они определяются в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, становясь основой сметы его расходов.

     При разработке сметы расходов различного образовательного учреждения используются производственные показатели.

     В финансовом планировании используются не только производственные показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовая величина контингента учащихся.

     Составление смет по общеобразовательным школам производится по методике исчисления федеральных нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений.

     Затраты на общеобразовательные школы и образование в целом подразделяются на текущие (прямые), потребляемые полностью в течение года, и долгосрочные (капитальные) расходы.

     Прямые  расходы, оказывающие непосредственное влияние на стоимость обучения одного учащегося в год, включают:

1) расходы на  заработную плату с начислениями;

2) затраты на  канцелярские принадлежности, материалы  и предметы для текущих хозяйственных  целей;

3) расходы на  командировки и служебные разъезды;

4) транспортные  расходы;

5) расходы на  оплату услуг связи;

6) оплата содержания  помещений, включая затраты на  противопожарные мероприятия и другие расходы;

7) затраты на  приобретение мягкого инвентаря  и обмундирования;

8) прочие текущие  расходы, т.е. учебные расходы  на производственную практику, приобретение материалов для учебных лабораторных занятий, различных учебных пособий, издание и приобретение учебных программ и периодических изданий и другие расходы.

     В состав капитальных (долгосрочных) расходов входят: расходы на содержание зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонты. Сюда же включаются расходы социального характера: на питание учащихся, подвоз их к школе, оплату коммунальных услуг учителям сельских школ и т.д.

     Важным  механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования.

     Федеральный норматив бюджетного финансирования — нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося (воспитанника).

     Размер  федерального норматива — минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:

1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);

2) долгосрочные (капитальные) расходы.

     Их  финансирование происходит дополнительно к нормативу.

Федеральный норматив бюджетного финансирования имеет следующий  вид:

Информация о работе Финансирование образования в Российской Федерации