Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 17:25, шпаргалка
Понятие, предмет и метод муниципального права России.
Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.
Налоговые доходы бюджетов городских округов
1. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
2. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
69. Право муниципальных образований и их органов на получение доли региональных налогов.
Средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации.
За местными бюджетами также закреплены региональные налоги:
70. Право муниципальных образований и их органов на получение доли федеральных налогов.
71. Полномочия муниципальных образований в обеспечении доходов местного бюджета в неналоговой сфере.
В соответствии со ст. 41 БК РФ к неналоговым
доходам местных бюджетов относятся:
1) доходы от использования имущества,
находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов
и сборов, предусмотренных налоговым законодательством;
2) доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов местного самоуправления,
после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
налоговым законодательством;
3) средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного муниципальным образованиям,
и иные суммы принудительного изъятия;
4) доходы в виде финансовой помощи, полученной
от бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ, за исключением бюджетных
ссуд и бюджетных кредитов;
5) иные неналоговые доходы.
Основные виды неналоговых доходов местных
бюджетов перечислены также в ст. 7 Закона
о финансовых основах местного самоуправления.
В соответствии с этой статьей к собственным
доходам местных бюджетов относятся:
1) доходы от приватизации и реализации
муниципального имущества;
2) не менее 10% доходов от приватизации
государственного имущества, находящегося
на территории муниципального образования,
проводимой в соответствии с государственной
программой приватизации;
3) доходы от сдачи в аренду муниципального
имущества, включая аренду нежилых помещений,
и муниципальных земель;
4) доходы от проведения муниципальных
денежно-вещевых лотерей;
5) штрафы, подлежащие перечислению в местные
бюджеты в соответствии с федеральными
законами и законами субъектов РФ.
Неналоговые доходы местных бюджетов
пополняются также за счет части прибыли
муниципальных унитарных предприятий,
остающейся после уплаты налогов и иных
обязательных платежей в бюджет. Размеры
той части прибыли, которая поступает
в доходы местного бюджета, определяются
правовыми актами местного самоуправления.
72. Порядок финансирования отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
73. Реализация муниципальным образованием права на хозяйственную деятельность в форме муниципальных унитарных предприятий.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отличие от коммерческих юридических лиц - собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственные и муниципальные предприятия:
- управляют не своей
- обладают не правом собственнос
- наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;
- являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные
на праве хозяйственного
- федеральное государственное предприятие;
- государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);
- муниципальное предприятие;
2) унитарные предприятия, основанные
на праве оперативного
- федеральное казенное
- казенное предприятие субъекта РФ;
- муниципальное казенное
Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:
- наделяются вещным
- право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;
- не вправе самостоятельно
распоряжаться не только
- в отличие от других
- государство (Российская Федерация
или субъект РФ) несет дополнительную
ответственность по их
- в них не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального - 1000 минимальных размеров оплаты труда).
74. Правовые формы взаимодействия органов местного самоуправления с немуниципальным хозяйствующими субъектами и некоммерческим организациями: муниципальный заказ, муниципальные целевые программы.
Муниципальный заказ – это заказ на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, формируемый от имени органов местного самоуправления, финансируемый из местного бюджета и направленный на удовлетворение муниципальных нужд.
Муниципальный заказ является формой прямого регулирования хозяйственных связей посредством заключаемого муниципального контракта между муниципальным заказчиком и поставщиком продукции (подрядчиком) на выполнение заказа на поставку продукции, финансируемого за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).
Планирование и формирование муниципального заказа, а также его размещение, исполнение и контроль за исполнением, в совокупности, представляют собой систему муниципального заказа.
Основными нормативно-правовыми актами являются:
- федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- статьи 7.29-7.32 Административного кодекса РФ;
- статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ;
- статьи 70-73 Бюджетного Кодекса РФ;
Система муниципального заказа позволяет минимизировать расходы местного бюджета, а также обеспечивает возможность работы в системе отдельных муниципальных заказчиков путем самостоятельного размещения муниципального заказа способом запроса котировок цен.
Муниципальной программой предлагается считать согласованный по задачам, методам решения, срокам и ожидаемым результатам комплекс управленческих, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблемных вопросов развития муниципального образования.
Муниципальные целевые программы должны
приниматься в рамках полномочий муниципальных
образований, определенных 131-ФЗ. Они должны
быть направлены на решение задач развития
муниципального образования.
Муниципальные программы могут быть текущими
(годовыми) и перспективными, рассчитанными
на два-три года.
Программы могут быть общемуниципальными
и отраслевыми.
Муниципальная целевая программа в общем
случае должна включать следующие разделы:
1. Общие положения:
- описание проблемы, на решение которой
направлена целевая программа,
- цели и задачи программы,
- сроки и этапы реализации программы,
- ожидаемые результаты программы,
- правовое действие программы.
2. Основные понятия.
3. Порядок (последовательность) выполнения
муниципальной программы с описанием
системы (этапов и содержания) проводимых
программных мероприятий:
- оценка состояния вопроса по этапам программы,
- описание этапов выполнения программы
с указанием целей, задач и методов их
достижения, а также ожидаемых результатов
и сроков исполнения
- оценка социально-экономической и экологической
эффективности программы.
4. Управление программой:
- права и обязанности главы муниципального
образования,
- права и обязанности представительного
органа власти,
- права и обязанности администрации муниципального
образования.
5. Организационно-правовой механизм решения
программы:
- вопросы, решаемые администрацией муниципального
образования,
- вопросы, решаемые специально создаваемыми
муниципальными учреждениями и организациями
на срок выполнения программы,
- закупки товаров, работ и услуг.
6. Финансовое и ресурсное обеспечение
выполнения программы:
- средства федерального и регионального
бюджетов в виде субсидий;
- средства местного бюджета;
- средства российского Банка реконструкции
и развития, российских и иностранных
кредитных учреждений, привлекаемые под
гарантии Правительства РФ, а также под
гарантии бюджета субъекта РФ и местного
бюджета;
- другие внебюджетные источники финансирования.
7. Закрепление муниципальной программы
для выполнения за структурным подразделением
(должностным лицом) администрации муниципального
образования.
- структурное подразделение или должностное
лицо администрации, ответственное за
выполнение программы,
- отчетность за выполнение программы
по этапам, срокам и за выполнение программы
в целом.
8. Внесение муниципальной программы в
реестр расходных обязательств:
- раздел и подраздел бюджетной классификации
в реестре расходных обязательств муниципального
образования.
9. Вступление в силу муниципальной программы.
Внесение изменений и дополнений.
Можно выделить несколько наиболее характерных направлений, по которым целесообразно разрабатывать муниципальные программы.
Первым и наиболее важным из таких направлений является совершенствование системы управления муниципальным образованием. Здесь имеется в виду, прежде всего, повышение уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих, автоматизация и компьютеризация управленческих процессов и предоставления электронных услуг населению муниципального образования.
Наиболее остро в настоящее время стоят социальные вопросы. Такими программами могут быть: строительство и техническое переоснащение объектов образования, культуры, физкультуры и спорта и т.д., создание условий для индивидуального жилищного строительства.
Много проблем в ЖКХ, дорожном строительстве,
транспорте, энергосберегающих технологиях.
Не оказывается содействие техническому
перевооружению и модернизации предприятий,
находящихся на территории муниципального
образования.
Представляется, что необходимо повернуться
лицом к проблемам современной семьи.
К сожалению, институт семьи практически
забыт на муниципальном уровне. А это содействие
развитию семейного предпринимательства
в виде фермерских хозяйств, предприятий
сервиса, торговли и общественного питания.
Семья, а не человек с его правами, является
первичной потребительской и производственной
структурой современной экономики. Для
реализации задач содействия развитию
семейного предпринимательства необходимо
открывать программы содействия индивидуальному
жилищному строительству, чтобы семья
могла открыть свое дело на дому. Это же
позволит значительно снизить проблемы
ЖКХ.
75. Особенности организации
и осуществления местного самоуправления
на территориях с особым статусом (закрытые
административно-
Особенности организации местного
самоуправления в ЗАТО. Согласно ст. 1 Закона РФ "О закрытом
административно-
Особенности организации местного самоуправления в ЗАТО обусловлены необходимостью определения баланса между обеспечением особого режима безопасного функционирования и охраны государственной тайны, что предполагает определенную централизацию, и местным самоуправлением, что предполагает децентрализацию. Установленный баланс интересов влияет на организацию местного самоуправления, что проявляется в следующем:
1) ЗАТО - самостоятельный вид
2) действующее законодательство
предусматривает особый
3) территория и границы ЗАТО
определяются исходя из
4) при установлении и (или) изменении
границ ЗАТО и при его
5) границы ЗАТО на период
6) ЗАТО находится в ведении
федеральных органов
7) существуют особенности, связанные
с ведением хозяйственной и
иной экономической
8) на органы местного
9) органы местного
10) глава местной администрации
назначается по результатам