Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 17:25, шпаргалка
Понятие, предмет и метод муниципального права России.
Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.
Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001 году, относит к муниципальной собственности:
- земли особо охраняемых природн
- земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;
- земельные участки, на которых
располагается недвижимое
- земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;
- земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.
61. Состав муниципальной собственности и основания ее приобретения.
В собственности поселений могут, в частности, находиться:
1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
2) автомобильные дороги общего
пользования, мосты и иные транспортные
инженерные сооружения в
3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
5) имущество, предназначенное для
предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных
6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
7) библиотеки;
8) имущество, предназначенное для
организации досуга и
9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;
10) имущество, предназначенное для
развития на территории
11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
12) имущество, предназначенное для
сбора и вывоза бытовых
13) имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
16) обособленные водные объекты на территории поселения;
17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.
В собственности муниципальных районов могут находиться:
1) имущество, предназначенное для электро - и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
2) автомобильные дороги общего
пользования между населенными
пунктами, мосты и иные транспортные
инженерные сооружения вне
3) пассажирский транспорт и друго
4) имущество, предназначенное для
предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных
5) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;
6) имущество, предназначенное для
утилизации и переработки
7) имущество, включая земельные
участки, предназначенное для
8) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
9) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
10) обособленные водные объекты
на территории муниципального
района, расположенные на межселенной
территории муниципального
11) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
12) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
13) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
14) имущество, предназначенное для
оказания на территории
15) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов.
62. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом: правовая основа и уполномоченные субъекты.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с ФЗ РФ.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ РФ.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном ФЗ РФ.
63. Право муниципального образования на получение в собственность части государственного имущества.
Земельный кодекс РФ в ст. 19 устанавливает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, во-первых, которые пр изнаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; во-вторых, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; в-третьих, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
64. Законодательные предпосылки реализации права муниципальных образований на землю.
Законодательство устанавливает различные формы землепользования:
В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Наиболее распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо.
Право пожизненного наследуемого владения Земельным кодексом РФ не предусматривается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.
В безвозмездное срочное пользование (не более чем на один год) могут на основании договора предоставляться земельные участки работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).
Использование земли в России является платным и регулируется Федеральным законом «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли. Порядок ее определения утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.
В соответствии с Федеральным законом 2003 года из прочих природных ресурсов в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктов. Органы местного самоуправления получают плату, в том числе и в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Какой-либо системы оплаты за пользование водой из закрытых водоемов, находящихся в муниципальной собственности, не установлено.
В соответствии с Федеральным законом «О недрах» порядок предоставления недр в пользование для создания объектов местного значения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ. К таким объектам относятся:
- линии коммуникаций для
- транспортные сооружения
- подземные сооружения глубиной до 5 метров - погреба, подвалы и другие виды хранилищ, используемые гражданами для своих нужд (хранение продуктов питания, личного имущества, продукции сельского хозяйства и т. д.), но не предназначенные для использования в производственных и технологических целях.
Обязательными требованиями к условиям недропользования являются: компенсация негативного воздействия объекта на условия водопользования, экологические условия, защита инженерных сооружений, создание санитарно-защитных зон и организация санитарного контроля в случаях, когда строительство и эксплуатация объекта может привести к негативным изменениям санитарной обстановки на окружающей территории. Размеры платежей за пользование недрами определяются федеральными законами. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить защиту прав населения в процессе эксплуатации природных ресурсов.
65. Местный бюджет: понятие, общая характеристика источников формирования средств местного бюджета и основные направления их использования.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Под местным бюджетом (бюджетом муниципального образования) понимается форма организации получения и расходования денежных средств, предназначенных для удовлетворения нужд муниципалитета, реализации поставленных перед ним задач.
При этом частью местного бюджета могут быть сметы доходов и расходов населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями. Вся деятельность муниципалитетов основана на положениях Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Конституции РФ.
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами, установленными законами Российской Федерации и законами ее субъектов.
Представительные органы местного самоуправления вправе:
1) устанавливать местные налоги
и сборы и предоставлять