Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 17:25, шпаргалка

Краткое описание

Понятие, предмет и метод муниципального права России.
Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

bilety_munitsipalnoe_pravo.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

Основные направления преобразований сводились к следующим:

на всей территории страны в качестве базовой вводилась двухуровневая модель местного самоуправления, обеспечивающая формирование муниципальных образований на уровне поселений и на уровне муниципальных районов; кроме того, предусматривалось создание городских округов – одноуровневых муниципалитетов, выполняющих функции как поселений, так и районов;

перечень вопросов местного значения достаточно существенно сокращался по сравнению с предыдущей редакцией Закона, все полномочия муниципальных образований разделялись между поселенческим и районным уровнем, при этом за муниципальными районами было закреплено решение как вопросов местного значения на межселенных территориях1, так и исполнение многих ключевых функций на территории поселений (в частности, связанных с организацией образования и здравоохранения);

    • вводилось более четкое регулирование передачи на местный уровень отдельных государственных полномочий и обеспечения их финансирования из бюджетов вышестоящих уровней;
    • обеспечивалось более развернутое регулирование и расширялись формы осуществления непосредственной демократии на местном уровне; более детально, по сравнению с предшествующей редакцией закона, была проработана нормативная база территориального общественного самоуправления;
    • ужесточались законодательно закрепленные требования к органам местного самоуправления, в частности, предусматривалось наличие в каждом муниципалитете представительного органа, главы муниципального образования, а также местной администрации; как правило, запрещалось совмещение постов главы администрации и главы представительного органа, жестко регулировалась численность местных депутатов и т.п.;
    • ограничивался перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности; объекты, не подпадающие под законодательно установленные ограничения, подлежали перепрофилированию либо отчуждению;
    • за муниципальными образованиями на постоянной основе закреплялись доходные источники; принципы и механизмы предоставления финансовой помощи муниципалитетам были детально урегулированы федеральным законодательством;
    • вводилось более развернутое регулирование межмуниципального сотрудничества, направленное как на более активное использование данного инструмента в организации решения вопросов местного значения, так и на унификацию его форм.

 46.  Понятие, состав и способы закрепления компетенции местного самоуправления.

Компетенция местного самоуправления — это установленная нормами конституций, законов, подзаконных актов совокупность прав, обязанностей и предметов ведения граждан муниципального образования, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления.

Первый составной элемент компетенции — права и обязанности, или полномочия, с помощью которых реализуются функции и задачи местного самоуправления. Права и обязанности в основном находятся в тесной диалектической связи, единстве, взаимозависимости.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все субъекты, осуществляющие местное самоуправление, наделены правами и обязанностями. В ст. 2 названного Закона за населением закреплено право самостоятельно решать вопросы местного значения и обязанность совершать эти действия под свою ответственность.

Представительный орган местного самоуправления, в соответствии со ст. 15 этого же Закона, имеет право утверждать бюджет. Но это не только его право. Он обязан это сделать в силу того, что без бюджета не-возможно функционирование местных учреждений, а также осуществление функций и решение задач местного значения.

Вторым составным элементом компетенции являются предметы ведения. Термин «предмет» означает все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них орган

Разграничение компетенции имело и имеет место между местным самоуправлением и государственной властью. Основой разграничения компетенции между местным самоуправлением и государственной властью являлось разграничение собственности и материально-финансовых ресурсов.

Объем полномочий и предметов ведения, то есть компетенция, должен соответствовать объему собственности и материально-финансовых ресурсов местного самоуправления. В случае недостаточности муниципальной собственности и материально-финансовых ресурсов, компетенция местного самоуправления, установленная законодательством, окажется невостребованной, а функции не будут осуществлены.

Более четкого разграничения требуют источники доходов бюджетов всех уровней

Сбалансированное распределение собственности и материально-финансовых ресурсов и на основе этого компетенции между различными уровнями власти обеспечит наиболее эффективное управление в обществе и государстве.

Не менее важной является проблема разграничения полномочий в системе местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает только лишь исключительные полномочия представительного органа, ничего не упоминая о полномочиях исполнительных органов, должностных лиц, а также о вопросах, решаемых на местных референдумах, собраниях и сходах граждан.

 

47.  Предметы ведения местного самоуправления: понятие, состав, порядок их разграничения между муниципальными образованиями.

Предметы ведения местного самоуправления - это круг вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, решения по данным вопросам правомочно принимать население муниципального образования непосредственно, а также органы местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления делятся на две большие группы:

1) вопросы местного значения;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы  местного самоуправления.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К вопросам местного значения относятся:

1) нормотворчество: принятие и изменение  уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) финансово –экономическая сфера, владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью; местные  финансы, формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета, установление и исполнение местного  бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

3) использование и охрана земли и других природных ресурсов

4) строительство, транспорт и связь

5) жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и торговое обслуживание  населения

6) социально-культурная сфера

7) охрана общественного порядка

Данный перечень предметов ведения местного самоуправления не является исчерпывающим.

Вторым составным элементом предметов ведения местного самоуправления являются отдельные государственные полномочия, которые могут передаваться федеральными и региональными органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение государственными полномочиями возможно только законом (федеральным или субъекта Российской Федерации). Вместе с передачей полномочий в обязательном порядке осуществляется передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству: соответствующие государственные органы вправе давать указания органам местного самоуправления по существу переданных полномочий, органы местного самоуправления обязаны отчитываться перед органами государственной власти и несут перед ними ответственность.

 

48.  Вопросы местного значения муниципальных образований Санкт-Петербурга: особенности их состава, специфика определении и закрепления.

Закон Санкт-Петербурга об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 23 сентября 2009 года)

К вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относятся:

1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений, издание  муниципальных правовых актов;

2) формирование, утверждение, исполнение  бюджета муниципального образования  и контроль за исполнением  данного бюджета;

3) владение, пользование и распоряжение  имуществом, находящимся в муниципальной  собственности муниципального образования;

4) установление официальных символов, памятных дат муниципального образования и учреждение звания "Почетный житель муниципального образования";

5) принятие и организация выполнения  планов и программ комплексного  социально-экономического развития  муниципального образования, а также организация в пределах ведения сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) организация в установленном  порядке сбора и обмена информацией  в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций, обеспечение своевременного  оповещения и информирования  населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, организация первичных мер в области пожарной безопасности;

7) проведение подготовки и обучения  неработающего населения способам  защиты и действиям в чрезвычайных  ситуациях, а также способам защиты  от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

8) контроль за обеспечением твердым  топливом населения, проживающего  на территории муниципального  образования в домах, не имеющих  центрального отопления, независимо  от вида жилищного фонда по розничным ценам на твердое топливо, устанавливаемым Правительством Санкт-Петербурга;

9) оказание натуральной помощи  малообеспеченным гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, в виде обеспечения их топливом;

10) содействие в осуществлении  контроля за соблюдением законодательства  в сфере благоустройства, законодательства  о розничной торговле, о применении  контрольно-кассовых машин на  территории муниципального образования;

11) согласование адресных программ  размещения объектов розничной  торговли;

12) выдача разрешений на вступление  в брак лицам, достигшим возраста  шестнадцати лет, в порядке, установленном  семейным законодательством;

13) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда;

14) участие в проведении публичных  слушаний по проектам правил  землепользования и застройки, деятельности  комиссий по подготовке проектов правил землепользования и застройки в соответствии с законами Санкт-Петербурга;

15) внесение в органы исполнительной  власти Санкт-Петербурга предложений  по организации и изменению  маршрутов, режима работы, остановок  наземного городского пассажирского транспорта, установке светофорных объектов, дорожных знаков, нанесению дорожной разметки;

16) определение прилегающих территорий, на которых не допускается  розничная продажа алкогольной  продукции, в порядке, установленном  законом Санкт-Петербурга;

17) выдача религиозным группам  подтверждений существования на  территории муниципального образования;

18) организация информирования, консультирования  и содействия жителям муниципального  образования по вопросам создания  товариществ собственников жилья, формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

19) осуществление регистрации трудового  договора, заключаемого работником  с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным  предпринимателем, а также регистрации факта прекращения указанного договора;

20) контроль за регистрацией  и перерегистрацией животных  их владельцами на территории  муниципального образования в  установленном порядке;

21) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными  предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

22) осуществление защиты прав  потребителей;

23) содействие развитию малого  бизнеса на территории муниципального  образования;

24) содержание муниципальной информационной  службы;

25) учреждение печатного средства массовой информации, опубликование муниципальных правовых актов, иной информации;

26) формирование архивных фондов  органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и  учреждений;

27) участие в реализации мер  по профилактике дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования;

28) участие в деятельности по  профилактике правонарушений в  Санкт-Петербурге в соответствии  с законамиСанкт-Петербурга;

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"