Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало изучение правовых и теоретических основ процесса обучения муниципальных служащих, специфики организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
выявить содержание таких понятий как «муниципальная служба», «обучение», «подготовка», «формы и методы обучения» и др.;
рассмотреть специфику функционирования системы муниципальной службы и особенности статуса муниципального служащего;
ознакомиться с принципами организации системы обучения, с правовыми и теоретическими основами профессиональной подготовки работников органов муниципальной власти;

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Особенности системы обучения персонала муниципальной службы
6
1.1 Принципы организации системы обучения служащих органов муниципальной власти
6
1.2 Правовые и теоретические основы профессиональной подготовки муниципальных служащих
9
Глава 2. Организация обучения персонала муниципальной службы
15
2.1 Формы и методы обучения муниципальных служащих
15
2.2 Составляющие системы профессионального образования муниципальных служащих
24
2.2.1 Подготовка, переподготовка и стажировка муниципальных служащих
26
2.2.2 Повышение квалификации муниципальных служащих
30
Глава 3. Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)
32
3.1 Характеристика муниципального образования
32
3.2 Анализ системы обучения муниципальных служащих и основные направления ее совершенствования
34
Заключение
42
Библиография

Файлы: 1 файл

органзация обучения персонала муниципальной службы.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

Глава Касторенского района является высшим должностным лицом Касторенского района, избирается на муниципальных выборах сроком на 4 года и возглавляет Администрацию Касторенского района Курской области.

Доходы местного бюджета составляют 242,9 млн. в год, муниципальное образование является дотационным. В Приложении Б представлен паспорт муниципального образования на 1 января 2011 года, где указаны:

  • общие сведения о состоянии организации местного самоуправления;
  • сведения о бюджете муниципального образования;
  • сведения о населении муниципального образования;
  • информация о депутатах представительного органа;
  • структура исполнительного органа местного самоуправления и сведения о служащих (Глава,  заместители главы, муниципальные служащие, технический персонал) и др.

В систему нормативных правовых  актов муниципального образования входят:

  • Должностные инструкции муниципальных служащих;
  • Правила внутреннего распорядка;
  • Трудовой договор;
  • Порядок работы со служебной информацией;
  • Штатное расписание администрации;
  • Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы;
  • Положение о проведении аттестации муниципальных служащих для замещения должностей и др.

Юридический адрес: 306700 Курская область, Касторенский район, п. Касторное, ул. 50 Лет Октября, д.6. Телефон (факс) (47157) 2-12-56. E-mail: kastornoe46@mail.ru. Официальный сайт http://kastor.rkursk.ru/.

 

3.2 Анализ системы обучения муниципальных служащих и основные направления ее совершенствования

 

Органом местного самоуправления Касторенского района Курской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения на территории района, является Администрация (в соответствии с Положением об Администрации Касторенского района Курской области и ст. 32 Устава муниципального образования).

Администрацией Касторенского района руководит Глава Касторенского района на принципах единоначалия. Администрация обладает правами юридического лица и по организационно-правовой форме является учреждением.

Основной задачей Администрации района является осуществление полномочий, возложенных на нее Уставом района, федеральными законами, правовыми актами Представительного собрания района и Главы Администрации, Положением об Администрации, по решению вопросов местного значения на территории Касторенского района.

Структурные подразделения (управления, отделы) осуществляют исполнительную, распорядительную и контрольную деятельности в соответствующих сферах управления районом.

В Администрации района, согласно штатному расписанию, работает 53 человека. Месячный фонд заработной платы с 1 марта 2011 составляет 732981 руб.

Муниципальные служащие, имеющие высшее профессиональное образование, составляют 92,4% (49 из 53), среднее профессиональное образование – 7,6% (4 из 53). Доля муниципальных служащих, имеющих высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», составляет 3,8 % (2 из 53).

С целью получения второго высшего профессионального образования обучаются по заочной форме обучения

  • по специальности «Бухгалтерский учет» – 1 человек,
  • по специальности «ГМУ» – 3 человека.

Курсы повышения квалификации в 2011 году прошел 1 человек  по направлению «Управление государственными и муниципальными заказами».

В таблице 2 представлен состав муниципальных служащих по возрасту. Отметим, что среди работников администрации преобладают граждане старше 40 лет. Это, с одной стороны, говорит об опытности сотрудников, а с другой подчеркивает сложность поступления на муниципальную службу граждан, имеющих специальное образование без опыта работы (например, выпускников вузов).

Среди руководящего состава (заместители Главы Администрации и начальники отделов) основную группу составляют служащие в возрасте от 40 до 49 лет, что свидетельствует с одной стороны о наличии необходимого опыта, а с другой – представляет работоспособный коллектив, заключающий в себе благоприятные возможности дальнейшего роста профессионализма (повышения квалификации) и соответствующий ему служебной карьеры, а это, в свою очередь, свидетельствует о наличии значительного потенциала устойчивого функционирования Администрации.

 

Таблица 2 - Возрастной состав персонала

Возраст

Количество

служащих

Процент

от общего числа

  1. до 30 лет

8

15%

  1. от 30 до 39 лет

13

24,5%

  1. от 40 до 49 лет

16

30%

  1. от 50 до 59 лет

11

21,5%

  1. старше 60 лет

5

9%


 

Важным показателем кадрового состава муниципальных служащих является стаж работы на должностях муниципальной службы. В Администрации Касторенского района  более половины всех сотрудников (53,5%) имеют стаж работы более 20 лет (см. Таблицу 3).

Этот показатель говорит об опытности персонала и определенной консервативности, которая присутствует в Администрации.  Такой стаж работы подразумевает  и специфику возраста работающих, что не может не отразить на мотивации к обучению.

 

Таблица 3 – Структура персонала по стажу работы

Стаж работы

Количество

служащих

Процент

от общего числа

  1. до 1 года

4

7,5%

  1. от 1 года до 5 лет

4

7,5%

  1. от 5 лет до  10 лет

3

5,5%

  1. от 10 лет до  20 лет

14

26%

  1. более 20 лет

29

53,5%


 

Рассмотрим процесс организации в муниципальном образовании повышения квалификации служащих.

Руководствуясь Федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 02.03.2007  №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Касторенский район» Представительным Собранием района было утверждено Положение «О повышении квалификации муниципальных служащих муниципального образования «Касторенский район» (см. Приложение В).

Данное положение определяет порядок организации повышения квалификации: профессиональную переподготовку и повышение квалификации и последовательность формирования, размещения заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Муниципальное образование заключает договоры на оказание образовательных услуг с учебными заведениями, имеющими лицензии на проведение занятий по программам дополнительного профессионального образования (Курская академия государственной и муниципальной службы, Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса (МЭБИК) и др.).

Договор заключается на обучение служащих в рамках переподготовки и повышения квалификации. В них указывается количество человек, направляемых в учебное заведение, наименование программы обучения, стоимость обучения. Также договоры включают права и обязанности сторон.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Касторенский район».

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации проводится в течение всего периода нахождения на муниципальной службе.  Периодичность прохождения повышения квалификации осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года для лиц, замещающих должности муниципальной службы всех групп должностей муниципальной службы. Повышение квалификации является обязательным для всех муниципальных служащих.

Работу по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих осуществляет кадровая служба органов местного самоуправления муниципального образования  «Касторенский район». Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации включает в себя:

  • определение потребности в обучении;
  • согласование конкретных форм переподготовки и повышения квалификации за счет средств бюджета муниципального образования «Касторенский район» с руководителями органов (структурных подразделений) местного самоуправления;
  • согласование программ обучения;
  • формирование плана профессиональной переподготовки и повышения квалификации;
  • формирование заявки в образовательное учреждение;
  • осуществление контроля обучения, анализа информации об эффективности обучения;
  • внесение сведений об окончании профессиональной переподготовки и повышения квалификации в личное дело;
  • подготовка аналитических записок по итогам обучения муниципальных служащих за год.

Кадровая служба органов местного самоуправления ежегодно составляет план профессиональной переподготовки и повышения квалификации, не позднее 1 августа предшествующего года представляет его в финансово-экономическое управление Администрации Касторенского района.

План профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих учитывается при составлении бюджета на очередной финансовый год.

Проведенный анализ позволил выявить следующие трудности, возникающие в процессе организации обучения кадров муниципальной службы Администрации Касторенского района.

  1. Финансирование обучения муниципальных служащих муниципального района должно закладываться в местный бюджет. Отметим, что наиболее часто служащих посылают на краткосрочные курсы повышения квалификации как самый дешевый вариант обучения.
  2. В Администрации Касторенского района основной контингент муниципальных служащих (более 50%) – это граждане довольно солидного возраста. К сожалению, с возрастом учиться все сложнее. Поэтому часто краткосрочные курсы не показывают большой  эффективности по итогам конечной аттестации обучающихся. Для возрастных категорий наиболее эффективным методом будет являться вариант совмещения теоретического курса и его практической реализации (например, стажировки).
  3. Муниципальные служащие слабо замотивированы на получение новых знаний, умений и навыков. Многие идут учиться, причем даже за собственный счет, только из страха потерять работу и быть пониженными в должности. Это становится источником формального отношения к процессу обучения, когда целью служащего становится не получение знаний, а получение диплома.
  4. В среде образовательных учреждений отсутствуют согласованные подходы к методологии и организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
  5. Отсутствует государственный стандарт дополнительного профессионального образования (со специализациями муниципальной службы), что значительно осложняет процесс взаимодействия муниципальных образований и образовательных учреждений.
  6. Образовательные учреждения, работающие по программам дополнительного профессионального образования, не всегда в должной мере обладают достаточным потенциалом для организации высокоэффективного учебного процесса. Чаще всего учебный процесс ограничивается лекционным материалом с использованием презентаций.
  7. Вызывает опасения квалификация преподавателей, выходящих на аудиторию муниципальных служащих. Достаточно часто это теоретики, только по нормативным актам представляющие себе, как функционирует система местного самоуправления и с какими трудностями сталкиваются муниципальные служащие в процессе своей работы.  Практические запросы слушателей зачастую значительно превышают уровень теоретической подготовки преподавателей.

Все перечисленные выше проблемы являются типичными для муниципальных образований Курской области. Безусловно, существуют возможные пути и направления совершенствования системы обучения персонала в Администрации Касторенского района.

Информация о работе Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)