Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:55, курсовая работа
Целью исследования стало изучение правовых и теоретических основ процесса обучения муниципальных служащих, специфики организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
выявить содержание таких понятий как «муниципальная служба», «обучение», «подготовка», «формы и методы обучения» и др.;
рассмотреть специфику функционирования системы муниципальной службы и особенности статуса муниципального служащего;
ознакомиться с принципами организации системы обучения, с правовыми и теоретическими основами профессиональной подготовки работников органов муниципальной власти;
Введение
3
Глава 1. Особенности системы обучения персонала муниципальной службы
6
1.1 Принципы организации системы обучения служащих органов муниципальной власти
6
1.2 Правовые и теоретические основы профессиональной подготовки муниципальных служащих
9
Глава 2. Организация обучения персонала муниципальной службы
15
2.1 Формы и методы обучения муниципальных служащих
15
2.2 Составляющие системы профессионального образования муниципальных служащих
24
2.2.1 Подготовка, переподготовка и стажировка муниципальных служащих
26
2.2.2 Повышение квалификации муниципальных служащих
30
Глава 3. Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)
32
3.1 Характеристика муниципального образования
32
3.2 Анализ системы обучения муниципальных служащих и основные направления ее совершенствования
34
Заключение
42
Библиография
Дополнительное образование на данный момент регулируется Федеральным законом «Об образовании» в статье 26 и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 06.10.2011).
Например, в статье 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорится, что освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Нормативно-правовую базу дополнительного профессионального образования муниципальных служащих составляют также Указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные документы Министерства образования Российской Федерации.
Отметим, что дополнительное образование государственных гражданских служащих регламентировано гораздо более четко и систематизировано. Муниципальной службе на федеральном уровне уделено не так много внимания.
На уровне субъектов также могут приниматься законы и нормативные акты, регулирующие процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
Постановлением Администрации Курской области №536-па от 25.10.2011 утверждена областная целевая программа «Развитие муниципальной службы в Курской области на 2012-2014 годы», целью которой стало создание условий для эффективного развития местного самоуправления в Курской области. Основными задачами программы стало создание единой системы непрерывного обучения выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих и формирование эффективной системы управления муниципальной службой.
В программе мероприятий по реализации программы большое внимание уделено организации обучения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих на курсах повышения квалификации. Программа является основой для подготовки в муниципальных районах и городских округах Курской области муниципальных программ развития муниципальной службы.
Отметим, что одним из исполнителей основных мероприятий Программы является АОУ ВПО «Курская академия государственной и муниципальной службы».
На уровне муниципального образования обязательным для принятия является положение, регламентирующее процесс обучения персонала муниципальной службы. Это может быть положение о повышении квалификации, положение об организации процесса обучения муниципальных служащих, программа развития муниципальной службы в муниципальном образовании. На данный момент такие программы приняты только в некоторых муниципальных образованиях Курской области.
В рамках реализации Программы «Развитие муниципальной службы в Курской области на 2012-2014 годы» предполагается увеличение на 100 количества муниципальных образований, принявших программы развития муниципальной службы.
В дальнейшем для эффективного влияния на управление изменениями в дополнительном профессиональном образовании следует принимать новые и вносить необходимые изменения в существующие законы, постановления, распоряжения, государственные образовательные стандарты и программы, положения [13, с.39].
Рассмотрим теоретические основы подготовки муниципальных служащих.
Подготовка управленческих кадров осуществляется в системе образования. Как и любая система, образование состоит из взаимосвязанных элементов. Основными элементами данной системы являются государственные образовательные стандарты и программы, учреждения образования, органы управления образованием, подведомственные им организации, общественные объединения [9, с. 62].
Высшее профессиональное образование имеет три ступени, на каждой из которых присваивается квалификация – бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Для получения квалификации (степени) «бакалавр» срок освоения основных образовательных программ составляет не менее четырех, «дипломированный специалист» – пяти, «магистр» – шести лет.
Высшее профессиональное образование осуществляют высшие учебные заведения, основными видами которых являются университет, академия, институт. Различия между ними состоят в основном в масштабах деятельности. Университет в отличие от академии и института реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру направлений подготовки и наук.
Образовательные программы определяют содержание дополнительного профессионального образования. Они включают учебный и учебно-методический планы, программы учебных дисциплин.
В программах учебных дисциплин раскрывается основное содержание изучаемых тем, формулируются контрольные задания, указываются методические рекомендации и пособия по изучению дисциплин, основная и дополнительная литература.
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации включают аудиторные учебные занятия, самостоятельную работу, контроль и итоговую аттестацию. В образовательных программах предусмотрено входное профессиональное ориентационное тестирование, которое проводится для определения исходного уровня подготовки слушателей по выбранной программе обучения, а также их личных особенностей и склонностей.
Образовательные программы содержат блоки учебных дисциплин: общие профессиональные, специальные и вспомогательные дисциплины по выбору. Общие профессиональные дисциплины позволяют получить необходимые теоретические знания по выбранному направлению, которые соответствуют цели обучения.
Специальные дисциплины дают возможность получить знания и умения в постановке и решении профессиональных задач, которые соответствуют квалификационным требованиям должности и цели обучения. Вспомогательные дисциплины по выбору предназначены для их выбора в соответствии с интересами слушателей. Практика способствует получению навыков использования полученных знаний.
В учебном процессе используются такие виды обучения, как лекции, семинарские и практические занятия, выездные занятия, стажировки, консультации, аттестационные, дипломные и итоговые работы. Формами текущего контроля являются зачеты и экзамены.
Освоение слушателями образовательных программ подтверждается итоговой аттестацией, которая проводится государственной аттестационной или квалификационной комиссией [19, с. 187].
Тематика аттестационных, дипломных и итоговых работ слушателей, как правило, связана с их практической деятельностью, проведением ими научных исследований в связи с подготовкой магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. Итоговая аттестация слушателей краткосрочных программ повышения квалификации проводится без защиты работы в форме круглого стола, дискуссии, разбора ситуации и др.
Выпускникам выдаются документы государственного образца. После освоения программы профессиональной переподготовки свыше 500 учебных часов выдается диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. Слушатели, обучающиеся по программам для получения дополнительной квалификации, получают дипломы о дополнительном к высшему профессиональном образовании.
Диплом удостоверяет присвоение дополнительной квалификации. После окончания среднесрочной программы повышения квалификации выдается свидетельство, краткосрочной программы – удостоверение о повышении квалификации. Если стажировка проводится не менее 72 часов, то тогда стажеры получают документ государственного образца – удостоверение или свидетельство.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется в высших учебных заведениях – университетах, академиях, институтах и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. К ним относятся академии, отраслевые и межотраслевые, региональные институты повышения квалификации, курсы, школы, центры повышения квалификации, учебные центры службы занятости [5, с. 89].
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется ежегодно формировать на основе выявляемой потребности заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих. Предполагается его размещение на договорной основе в учебных учреждениях, которые реализуют программы дополнительного обучения муниципальных служащих.
Таким образом, в связи с требованием профессиональной подготовки муниципальных служащих, нацеленных на постоянное повышение профессиональных знаний и должностной рост, происходит ориентация образования на потребности муниципального образования, интересы и конечные результаты, поиск и внедрение новых методов обучения служащих.
Глава 2. Организация обучения персонала муниципальной службы
2.1 Формы и методы обучения муниципальных служащих
Одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, реализация которого тесно взаимосвязана с задачей по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих.
Специфика системы обучения муниципальных служащих заключается в следующем:
Система непрерывного обучения муниципальных служащих включает в себя получение профильного высшего образования, повышение квалификации, переподготовку, самообразование, стажировку. Основными задачами системы являются следующие:
Все имеющиеся формы обучения муниципальных служащих можно разделить на две основных группы: на рабочем месте и вне рабочего места.
Обучение с отрывом от производства предполагает обновление и пополнение знаний в области менеджмента, заполнение пробелов имеющегося образовательного уровня кандидатов, обучение специальным дисциплинам, необходимым для эффективного управления.
Общая программа реализуется методами как общегрупповой, так и индивидуальной подготовки и включает в себя:
Формы образования «вне рабочего места» также должны носить планомерный и непрерывный характер при обязательном выполнении условий, указанных ранее [12, с.213–214].
Все мероприятия по повышению квалификации кадров вне рабочего места подразделяются на:
– повышение квалификации работников, работающих в аппарате муниципальной службы первые два года. Это обучение включает семинары, где слушатели знакомятся с основами теории и практики управления, приобретают юридические или экономические знания, а также изучают основы информационной техники;