Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало изучение правовых и теоретических основ процесса обучения муниципальных служащих, специфики организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
выявить содержание таких понятий как «муниципальная служба», «обучение», «подготовка», «формы и методы обучения» и др.;
рассмотреть специфику функционирования системы муниципальной службы и особенности статуса муниципального служащего;
ознакомиться с принципами организации системы обучения, с правовыми и теоретическими основами профессиональной подготовки работников органов муниципальной власти;

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Особенности системы обучения персонала муниципальной службы
6
1.1 Принципы организации системы обучения служащих органов муниципальной власти
6
1.2 Правовые и теоретические основы профессиональной подготовки муниципальных служащих
9
Глава 2. Организация обучения персонала муниципальной службы
15
2.1 Формы и методы обучения муниципальных служащих
15
2.2 Составляющие системы профессионального образования муниципальных служащих
24
2.2.1 Подготовка, переподготовка и стажировка муниципальных служащих
26
2.2.2 Повышение квалификации муниципальных служащих
30
Глава 3. Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)
32
3.1 Характеристика муниципального образования
32
3.2 Анализ системы обучения муниципальных служащих и основные направления ее совершенствования
34
Заключение
42
Библиография

Файлы: 1 файл

органзация обучения персонала муниципальной службы.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

– повышение квалификации по отраслям функциям деятельности специалистов и руководящих работников муниципального аппарата, т.е. их готовят к выполнению более сложных задач и функций более ответственных постов [13, с.132].

Внутриорганизационное обучение – групповое обучение без отрыва от производства с использованием возможностей отдела по работе с персоналом и научного потенциала работников администрации. Программа составляется с учетом пробелов в знаниях и навыках членов кадрового резерва, при активном участии главных специалистов организации.

Известно несколько форм образования «на рабочем месте». Причем все эти формы должны рассматриваться в единстве и образовывать непрерывный цикл. К этим формам относятся:

– введение дополнительных, планомерных заданий и указаний, направленных на овладение новыми приемами работы под руководством и контролем наставника или куратора;

– смена рабочих мест (ротация) — планомерное изменение на определенное время профессионального и социального окружения;

– передача ограниченной ответственности за выполнение определенных задач более высокого уровня иерархии: особенно подходит данная форма при предлагаемом служебном продвижении работника;

– выдача особых заданий, участие в работе проектных целевых групп;

– участие в работе совещаний, комиссий более высокого иерархического уровня;

– подготовка аналитических обзоров информационных источников по определенной проблеме.

Еще одной формой обучения муниципальных служащих является индивидуальное обучение. Это индивидуальная программа развития заключается в самостоятельном приобретении знаний и навыков, необходимых при исполнении должности, планируемой к замещению кандидатом.

Программа включает в себя [16, с. 155]:

  • самостоятельное обновление и пополнение знаний в области менеджмента, заполнение пробелов имеющегося образовательного уровня и приобретение специальных знаний, необходимых для исполнения планируемой должности;
  • временное замещение планируемой должности;
  • работа под руководством наставника.

Индивидуальные планы развития разрабатываются и реализуются членом кадрового резерва с участием и под руководством наставника и специалиста отдела по работе с персоналом.

Оценка готовности кадрового резерва осуществляется специалистами отдела по работе с персоналом. Перед назначением на вышестоящую должность член кадрового резерва заслушивается на кадровой комиссии соответствующего уровня.

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться сотрудниками, давно выполняющими данные функции, или специально подготовленным инструктором. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется при адаптации муниципальных служащих в первые месяцы работы.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую работу с целью приобретения новых навыков. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте [9, с. 99].

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с функциями сотрудника, представляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих задач [6, с. 15].

В то же время, такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места (в учебном классе). (см. Схему 1).

Лекция – традиционный и один из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции (которая сегодня может быть заменена видеофильмом и показана многим группам слушателей), представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух.

 

Схема 1 - Методы проведения занятий вне рабочего места

 

Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео).

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок [8, с. 62].

На тренинге используются следующие методы: игровые (ролевые игры), мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др. Одним из наиболее распространенных методов проведения тренинга является рассмотрение практических ситуаций (case-study).

 Данный метод обучения предполагает  анализ и групповое обсуждение  гипотетических или реальных  ситуаций, которые могут быть  приставлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике [14, с. 287].

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, будучи моделью реальной ситуации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия.

Деловые игры бывают как глобальными (управление муниципальным образованием), так и локальными (проведение переговоров, подготовка плана социально-экономического развития и др.). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.

Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками [18, с. 55]. Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике обучения муниципальных служащих:

  • учебные круглые столы - проводятся для изучения нового или воспроизведения забытого материала;
  • проблемные – служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или ситуационных заданий; дискуссии о применении теоретических знаний на практике;
  • системные – это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему.

Одним из таких приемов, широко используемых в период становления и развития информационных технологий, являются компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Компьютерная презентация базируется на умении отбирать, подготавливать, структурировать, последовательно выстраивать и вводить в ЭВМ необходимую текстовую, графическую или иную информацию [19, с. 189].

Самостоятельная работа – наиболее простой для организации вид обучения персонала: для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время. Обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Организации могут ускорить процесс самообучения, повысить его отдачу, предоставляя сотрудникам эффективные вспомогательные средства: аудио- и видеокассеты, учебники, обучающие программы.

Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, то есть устанавливать для себя оптимальные параметры процесса обучения. В то же время, индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности обратной связи, обучающийся находится вне компетентного контроля и помощи, предоставляется сам себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедийное приложение позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.

Тестирование – это форма обучения, представляющая собой систему заданий специфической формы и различной трудности. Эта форма позволяет качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень компетентности тестируемого.

 

Таблица 1 - Преимущества экзамена в форме компьютерного  
                                       тестирования

Объективность

Обработка результатов теста проводится компьютером, исключается фактор субъективного подхода со стороны экзаменующих.

Валидность

Большое количество заданий теста охватывает весь объем материала того или иного предмета, что исключает фактор "лотереи" обычного экзамена, на котором может достаться "несчастливый билет", что позволяет тестируемому проявить свою компетентность и не "провалиться" из-за случайного пробела в знаниях.

Демократичность

Все тестируемые находятся в равных условиях.

Массовость  
и кратковременность

Возможность за определенный установленный промежуток времени охватить итоговым контролем большое количество тестируемых.

Технологичность

Проведение экзамена в форме тестирования позволяет использовать заданные алгоритмы и соответственно машинную обработку ответов.


 

Экзамен в форме тестирования обеспечивает возможности оценки, классификации и аттестации уровня знаний, умений и навыков аттестуемых по различным образовательным областям. В таблице 1 представлены основные преимущества экзамена в форме компьютерного тестирования.

Таким образом, наиболее эффективным представляется гармоничное сочетание трех методов обучения муниципальных служащих: вне рабочего места, на рабочем месте и самообучение. Задачей руководителя органа муниципальной власти является создать условия для совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков служащих. При этом немаловажную роль играет финансирование, заложенное в местный бюджет.

2.2 Составляющие системы профессионального образования муниципальных служащих

 

В соответствии с положениями законодательства, регулирующего вопросы прохождения муниципальной службы, на кадровые службы органов местного самоуправления возложена обязанность организации переподготовки (переквалификации) и повышения квалификации муниципальных служащих. Такая работа должна носить плановый и системный характер.

В настоящее время остро стоит проблема соответствия муниципальных служащих квалификационным требованиям, установленным законодательством к замещаемым должностям муниципальной службы, в том числе по уровню профессионального образования [19, с. 190].

По состоянию на 1 августа 2011 года из общего числа муниципальных служащих Курской области высшее образование имеют - 82,4 процента, незаконченное высшее - 3,4 процента, среднее специальное – 12,5 процента, среднее – 1,3 процента муниципальных служащих. Из общего числа муниципальных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, около 80 процентов имеют высшее профессиональное образование, не соответствующее специализации замещаемой ими должности муниципальной службы.

В целях урегулирования указанных проблем существует необходимость создания и развития на территории Курской области системы дистанционного обучения и переподготовки муниципальных служащих непосредственно на базе муниципальных образований без отрыва от основного места работы, что в свою очередь позволит существенно сократить затраты. На решение указанных проблем муниципальной службы в Курской области направлены мероприятия Программы «Развитие муниципальной службы в Курской области на 2012-2014 годы».

Обучение муниципальных служащих местной администрации включает в себя мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (см. Приложение А).

Обучение служащих муниципалитета представляет собой систему непрерывной профессиональной подготовки работников местной администрации  - совокупность мероприятий, средств и кадров, призванную обеспечить высокопрофессиональными кадрами структурные подразделения местной администрации муниципального образования, способными эффективно осуществлять свои должностные обязанности путем постоянного обновления профессиональных знаний [6, с. 15].

Информация о работе Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)