Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало изучение правовых и теоретических основ процесса обучения муниципальных служащих, специфики организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
выявить содержание таких понятий как «муниципальная служба», «обучение», «подготовка», «формы и методы обучения» и др.;
рассмотреть специфику функционирования системы муниципальной службы и особенности статуса муниципального служащего;
ознакомиться с принципами организации системы обучения, с правовыми и теоретическими основами профессиональной подготовки работников органов муниципальной власти;

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Особенности системы обучения персонала муниципальной службы
6
1.1 Принципы организации системы обучения служащих органов муниципальной власти
6
1.2 Правовые и теоретические основы профессиональной подготовки муниципальных служащих
9
Глава 2. Организация обучения персонала муниципальной службы
15
2.1 Формы и методы обучения муниципальных служащих
15
2.2 Составляющие системы профессионального образования муниципальных служащих
24
2.2.1 Подготовка, переподготовка и стажировка муниципальных служащих
26
2.2.2 Повышение квалификации муниципальных служащих
30
Глава 3. Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)
32
3.1 Характеристика муниципального образования
32
3.2 Анализ системы обучения муниципальных служащих и основные направления ее совершенствования
34
Заключение
42
Библиография

Файлы: 1 файл

органзация обучения персонала муниципальной службы.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

Программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих должны быть ориентированы на специфику деятельности органов местного самоуправления, обеспечивать получение муниципальными служащими необходимых знаний, навыков и умений с учетом специализации  профессиональной деятельности и соответствовать утвержденным государственным образовательным стандартам профессионального образования.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации осуществляется с отрывом, без отрыва или с частичным отрывом от муниципальной службы. Профессиональная подготовка осуществляется с частичным отрывом от муниципальной службы.

Основаниями для направления муниципальных служащих на повышение квалификации и профессиональную переподготовку являются:

- поступление на муниципальную службу (впервые вступившие и проработавшие в должности не менее одного года);

- наступление очередного срока  повышения квалификации;

- рекомендации аттестационной  комиссии;

- включение в кадровый резерв  на замещение вакантной должности муниципальной службы или в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы;

- назначение муниципального служащего  на руководящую должность муниципальной  службы;

- перевод на должность муниципальной  службы иной специальности;

- инициатива муниципального служащего [9, с. 100].

Направление муниципальных служащих на профессиональную переподготовку и повышение квалификации оформляется распоряжением руководителя органа местного самоуправления или уполномоченного им лица с указанием сроков, места, вида и направления обучения.

При направлении муниципального служащего на профессиональную переподготовку и повышение квалификации за счет средств местного бюджета с отрывом от службы, за таким служащим сохраняются место работы (должность) и денежное содержание.

Рассмотрим основные составляющие системы профессионального образования муниципальных служащих: подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

 

2.2.1 Подготовка, переподготовка и стажировка муниципальных                      служащих

 

Профессиональная подготовка и переподготовка муниципальных служащих – это получение ими новых или дополнительных знаний, навыков и умений по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.

Подготовка включает в себя:

    • профессиональную начальную подготовку (развитие знаний, умений, навыков и способов общения как Фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки, например, подготовка бакалавров).
    • профессиональную специализированную подготовку (предназначена для получения специфической профессиональной квалификации, это углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией, например, получение квалификации специалиста или магистр) [19, с. 187].

Профессиональная подготовка муниципальных служащих рассматривается как часть системы многоуровневого образования муниципальных служащих, позволяющей, с одной стороны, создавать условия для реализации прав каждого служащего на профессиональное развитие, с другой - обеспечить эффективность деятельности органов муниципальной власти, привести образовательный уровень муниципальных служащих в соответствие с квалификационными требованиями законодательства по вопросам муниципальной службы, проводить целенаправленную работу по подготовке кадрового резерва.

Профессиональная подготовка проводится на основе комплексного плана, утвержденного главой местной администрации.

Профессиональная подготовка предполагает получение высшего профессионального или второго высшего профессионального образования на базе среднего, среднего профессионального или высшего профессионального образования соответственно.

Основанием для профессиональной подготовки является получение муниципальными служащими образования, необходимого для замещения соответствующей должности муниципальной службы – высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Профессиональная переподготовка – система получения дополнительных профессиональных знаний, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности или для получения новой (дополнительной) квалификации на базе имеющегося  высшего или среднего профессионального образования с целью адаптации работников к современным социально-экономическим условиям.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение новых и развитие имеющихся компетенций, с целью приобретения новых квалификаций, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. Программа профессиональной переподготовки реализуется на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям и специальностям и проводится с учетом уровня полученного ранее образования [15, с. 113].

Существуют программы профессиональной переподготовки двух типов. Программа профессиональной переподготовки объемом свыше пятисот часов учебной нагрузки обеспечивает получение знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для получения дополнительной квалификации при нормативном сроке обучения не менее 1000 часов трудоемкости.

При профессиональной переподготовке объемом свыше 500 часов, учебной нагрузке установлены следующие сроки обучения – от трёх до шести месяцев с отрывом от муниципальной службы и от шести месяцев до одного года без отрыва от муниципальной службы.

Уровень образования муниципальных служащих, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации [9, с. 101].

Профессиональная переподготовка осуществляется по мере необходимости, но не позднее, чем через два года со дня назначения на должность.

Освоение программ профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией, по результатам которой выдаются следующие документы:

- диплом о профессиональной  переподготовке, удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение  профессиональной деятельности  в определенной сфере (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности);

- диплом о дополнительном (к  высшему или среднему профессиональному) образовании, удостоверяющий присвоение дополнительной квалификации (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации) [6, с. 15].

Копия документа о полученном образовании вместе с приложением вносится в личное дело муниципального служащего по месту прохождения службы.

В первоочередном порядке в состав лиц, направляемых на обучение, включаются муниципальные служащие, являющиеся кандидатами на перевод на руководящую должность муниципальной службы или должность муниципальной службы по иному профилю деятельности,  включенные  в кадровый резерв [13, с. 192].

Стажировка муниципальных служащих осуществляется в целях формирования и закрепления на практике полученных знаний, приобретения профессиональных и организаторских навыков, успешной адаптации к новой должности при планируемом переводе работника либо назначении работника на новую должность, в том числе из кадрового резерва.

Стажировка может проводиться как в самом органе местного самоуправления, так и по направлению работодателя в иных учреждениях и организациях, в том числе за пределами территории Российской Федерации. Продолжительность стажировки устанавливается руководителем органа местного самоуправления.

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать самостоятельную теоретическую подготовку, изучение организации и технологии производства и работ, непосредственное участие в работе организации, на базе которой проходит стажировка.

Таким образом, рассмотренные элементы системы обучения муниципальных служащих являются востребованными на данный момент времени. Отметим, что в подготовке и переподготовке нуждается значительная часть муниципальных служащих, не имеющих профильного образования по специальности «Государственное и муниципальное управление». Форма стажировки за пределами муниципального образования не является достаточно популярной в системе обучения служащих, что связано с отрывом от основной деятельности.

 

2.2.2 Повышение квалификации муниципальных служащих

 

Под повышением квалификации понимается обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации - это систематическое обучение муниципальных служащих с целью обновления теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации муниципальных служащих проводится в течение всего периода нахождения их на муниципальной службе и является обязательным для всех муниципальных служащих.

Сроки непрерывного обучения при повышении квалификации составляют от двух до шести недель с полным или частичным отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы. Соответственно выделяют следующие виды программ повышения квалификации:

  • краткосрочные (18-72 уч. часов, документ – удостоверение государственного образца, это тематическое обучение  по конкретным вопросам профессиональной деятельности);
  • среднесрочные (73-100 уч. часов, документ – свидетельство государственного образца, это обучение по проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, муниципального образования;

- длительное (объем программы свыше 100 часов, направлено на комплексное изучение актуальных проблем  по профилю профессиональной деятельности);

  • проблемные семинары по актуальным вопросам (объем учебной нагрузки согласуется с заказчиком, документ  – сертификат);
  • стажировки в органах государственной власти и органах местного самоуправления [18, с. 54].

Допускается дистанционная технология обучения при освоении отдельных образовательных программ с обязательной сдачей зачета, если иное не устанавливается условиями реализации конкретной образовательной программы.

Таким образом, одним из приоритетных направлений кадровой работы на муниципальной службе является формирование системы профессионального развития муниципальных служащих. Подготовка кадров для органов местного самоуправления становится одним из инструментов повышения эффективности и результативности муниципального управления.

Отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков муниципальных служащих приводит к снижению эффективности управленческих решений, что подрывает доверие населения к муниципальной службе, способствует формированию негативного имиджа муниципальных служащих.

 

Глава 3. Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)

 

3.1 Характеристика муниципального образования

 

Касторенский муниципальный район – административно-территориальная единица, расположенная в восточной части Курской области. Граничит на юге с Горшеченским, на западе - с Советским районами Курской области, на севере - с Липецкой, а на востоке с Воронежской областями России. В современных границах Касторенский район утвержден 27 января 1967 года.

В соответствии с Уставом муниципального района Касторенский район Курской области – муниципальное образование, объединяющее 13 сельских поселений, 3 городских поселения, объединенных общей территорией…».

Площадь района 1225 км². Глава района – Смирнов Владимир Васильевич. Касторенский район имеет герб. Описание герба, его изображение в многоцветном и одноцветном вариантах, порядок официального использования устанавливаются решением Представительного собрания района.

Устав Касторенского района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов.

Структуру органов местного самоуправления Касторенского района составляют:

    • Представительное Собрание Касторенского района;
    • Глава Касторенского района Курской области;
    • Администрация Касторенского района Курской области;
    • Контрольно-счетная палата Касторенского района.

Информация о работе Организация обучения персонала муниципальной службы (на примере муниципального образования «Касторенский район» Курской области)