Технология обучения персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:27, доклад

Краткое описание

Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического про¬гресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональ¬ных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. Развитие персонала, его профессиональное обучение ….
1.1. Необходимость развития персонала …………………………
1.2. Процесс профессионального обучения и его этапы ………..
1.3. Переподготовка и повышение квалификации кадров ……...
1.4. Подготовка руководителей …………………………………..
ГЛАВА 2. Технология обучения персонала в организации на примере МУ УЖХ г.Кирова……………………………….
2.1. Общая характеристика исследуемой организации……...
2.2. Технология обучения в организации……………………...
2.3. Оценка эффективности профессионального обучения ……
ГЛАВА 3. Пути совершенствования методов обучения в организации……………………………………………...........
3.1. Мероприятия по совершенствованию технологии обучения…………………………………………………….
3.2. Эффективность мероприятий………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Технология обучения персонала в организации.docx

— 67.19 Кб (Скачать)

Технология обучения персонала в организации

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1.

Развитие персонала, его профессиональное обучение ….

4

1.1.

Необходимость развития персонала …………………………

4

1.2.

Процесс профессионального  обучения и его этапы ………..

5

1.3.

Переподготовка и повышение  квалификации кадров ……...

9

1.4.

Подготовка руководителей  …………………………………..

11

ГЛАВА 2.

Технология обучения персонала в организации на примере  МУ УЖХ г.Кирова……………………………….

 

2.1.

Общая характеристика исследуемой  организации……...

 

2.2.

Технология обучения в  организации……………………...

 

2.3.

Оценка эффективности  профессионального обучения ……

 

ГЛАВА 3.

Пути совершенствования  методов обучения в организации……………………………………………...........

 

3.1.

Мероприятия по совершенствованию  технологии обучения…………………………………………………….

 

3.2.

Эффективность мероприятий………………………………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………

 

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………

 

ПРИЛОЖЕНИЯ  ………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие персонала является важнейшим  условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.

Возрастающее значение профессионального  обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управленияперсоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний. Такие организации, как IВМ, "Моторола", "Дженерал Моторз", ежегодно тратят миллиарды долларов на профессиональное развитие и обучение своих сотрудников и даже создали для этого собственные постоянно действующие университеты и институты.

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Мероприятиями по профессиональному развитию персонала являются семинары, тренинги для сотрудников отдела персонала, курсы и т.д. В крупных многонациональных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые руководителем в ранге директора или вице-президента, что подчеркивает их большое значение для организации.

Традиционное повышение  квалификации в организации как  некоторая фрагментарная процедура  сегодня не способна решать новые  задачи в области подготовки компетентных работников. Поэтому в условиях современного этапа научно-технического прогресса задача создания модели систематического, целенаправленного и непрерывного обучения персонала является первостепенной.

Изучение влияния системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации работников на экономику  предприятия требует, прежде всего, анализа основных элементов непрерывного обучения персонала. Поэтому в данной работе рассматривается:

    1. процесс, этапы, методы обучения персонала;
    2. профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации на примере ЖКХ.

Базовый теоретический материал для курсовой работы взят из учебников  и нормативных документов.

Статистические данные взяты  в основном из периодической литературы (то есть статьи из газет и журналов).

1. Глава РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА, ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1.1. Необходимость  развития персонала

Необходимость постоянного  развития и обучения персонала в  настоящее время продиктована рядом  причин:

    1. развитием науки и техники, форсированным внедрением их достижений в производство;
    2. динамикой внешней среды (новые запросы покупателей, новые предложения конкурентов и др.);
    3. освоением новых видов деятельности;
    4. развитием самой организации.

С точки зрения современного менеджмента развитие персонала  рассматривается как главный  резерв повышения эффективности  производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет часто большую  роль, чем инвестиции, направляемые на модернизацию оборудования или на увеличение производственных мощностей.

Под развитием  персонала понимается совокупность мероприятий, нацеленных на повышение качества человеческих ресурсов организации:

    • обучение,
    • повышение квалификации,
    • переподготовку работников.

Каждому предприятию для  осуществления его миссии требуется  квалифицированный персонал, который  необходимо не только подбирать, но и  постоянно заботиться о его развитии.

Развитие человеческих ресурсов организации охватывает такие мероприятия, как:

    • поддержка способных к обучению работников;
    • распространение знаний и передового опыта;
    • обучение молодых квалифицированных сотрудников;
    • осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников;
    • снижение текучести кадров.

Привлечение работников со стороны  допустимо тогда, когда для выполнения определенной работы нет соответствующих  профессионалов или нет возможности  обучить своих сотрудников.

В развитии кадров важную роль играют:

    • профессиональное обучение;
    • активизация потенциальных возможностей и повышение общеобразовательного уровня;
    • поощрение новаторства и творчества.

Современные предприятия  создают специальные системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт в управлении человеческими ресурсами. Малые и средние предприятия могут воспользоваться услугами специальных фирм, осуществляющих развитие, подготовку и переподготовку персонала.

Однако независимо от масштаба подразделения и организаций, занимающиеся развитием и обучением персонала, решают ряд общих задач, которые  в самых общих чертах можно  подразделить на две группы: содействие росту сотрудников и развитие личности. (Приложение 1 табл. 1).

Современные организации  затрачивают на профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства - от 2 до 10 % фонда заработной платы, что для такой компании, как «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС», составляет, например, сумму, превышающую 1 млрд. долл. в год. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности.

Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.

1.2. Процесс профессионального  обучения и его этапы

Профессиональное  обучение — это процесс овладения определенным уровнем знаний и навыков деятельности по конкретной профессии и специальности. При этомпрофессия (от лат. professio — объявляю своим делом) - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования, а специальность (от лат. specties — род, вид) — вид занятий в рамках определенной профессии.

Например: врач - это профессия; специальность врача - это хирург, терапевт, окулист и т.д.

Профессиональное обучение на предприятии - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

На первом этапе, как отмечалось, определяется потребность в развитии персонала. Для этого проводится аттестация, и разрабатываются индивидуальные планы развития.

На втором этапе формируется бюджет обучения. Учитывая тот факт, что многие российские предприятия в реальном секторе экономики испытывают финансовые трудности, для обучения персонала, прежде всего рабочих, могли бы, на наш взгляд, активнее привлекаться средства местных бюджетов.

На третьем этапе определяются цели обучения, а именно:

    • поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований существующего производства и перспектив его развития;
    • сохранение и развитие профессионального потенциала предприятия;
    • повышение конкурентоспособности продукции предприятия на основе распространения знаний и опыта применения персоналом современной технологии;
    • поддержка инновационных преобразований рабочих мест для обеспечения роста производительности труда и достижения современного уровня производства;
    • создание условий для профессионального роста, самореализации работ работников на основе повышения мотивации к труду, использования новейших программ, средств и техники обучения.

На четвертом этапе определяется содержание программ и осуществляется выбор методов обучения.

При формировании программ в  зависимости от поставленных целей  обучения можно выделить два вида производственного обучения:

    • обучение без конкретной специализации, т.е. получение каких-либо профессиональных знаний независимо от уровня квалификации обучающихся;
    • обучение с конкретной специализацией, когда кроме основной профессии предусматривается специализация по определенным направлениям и проблемам.

Конкретные программы  обучения, а также формы и сроки  обучения определяются службой управления персоналом по согласованию, как с руководителями, так и с самими обучающимися.

Набор наиболее распространенных методов обучения, а также преимущества и недостатки каждого из них представлены в (Приложении 2 табл. 2).

На пятом этапе осуществляется само профессиональное обучение, которое может проходить как на рабочем месте, так и в учебном заведении.

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте.

Ротация — метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник перемещается на другую должность с целью приобретения новых знаний и навыков.

Ученичество и  наставничество являются наиболее традиционными методами профессионального обучения, когда молодые рабочие изучают профессию, работая рядом с высококвалифицированными рабочими, и заимствуют их мастерство.

Как отмечалось выше, обучение на рабочем месте достаточно распространенный, дешевый и доступный вид обучения.

Однако более качественным является обучение вне рабочего места, в учебном заведении. Этот вид  обучения предусматривает наряду с  такими традиционными методами обучения, как лекции и семинары, все более  широкое применение активных методов  обучения: деловых игр, инсценированных ситуаций, моделирования и др. (Приложение 2 табл. 2).

Наряду с перечисленными видами обучения существует и самостоятельное  обучение. Оно может быть организовано как экстернат, как заочное или  дистанционное обучение.

Экстернат предполагает самостоятельную подготовку и сдачу экзаменов.

Заочное обучение осуществляется обычно высшим или средним специальным учебным заведением, которое организует проведений установочных занятий и оценку знаний слушателей. При этом основную работу по обучению слушатели выполняют самостоятельно.

Дистанционное обучение получило широкое распространение за рубежом. В последние годы оно практикуется и в России. Такое обучение руководителей и специалистов реализуется для удовлетворения образовательных потребностей параллельно с основной деятельностью путем активного использования современных информационных технологий. Оно осуществляется с помощью комплекта дистанционного обучения («кейса») и заключается в самостоятельном теоретическом и практическом освоении определенного объема учебного материала по предложенному курсу и программе с заданной информационной технологией.

Основой комплекта дистанционного обучения является учебная программа. Она определяет содержание дополнительного, профессионального образования и непосредственно служит руководством по обучению.

Завершающим этапом процесса профессионального обучения является приобретение новых знаний и навыков. При этом для оценки эффективности профессионального обучения крайне важно поставить потребность в развитии персонала, выявленную на первом этапе процесса профессионального обучения, с полученными в результате обучения новыми знаниями и навыками. Обучение считается эффективным, если полученные знания соответствуют тем потребностям, которые были определены на первом этапе.

Информация о работе Технология обучения персонала в организации