Технология обучения персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:27, доклад

Краткое описание

Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического про¬гресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональ¬ных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. Развитие персонала, его профессиональное обучение ….
1.1. Необходимость развития персонала …………………………
1.2. Процесс профессионального обучения и его этапы ………..
1.3. Переподготовка и повышение квалификации кадров ……...
1.4. Подготовка руководителей …………………………………..
ГЛАВА 2. Технология обучения персонала в организации на примере МУ УЖХ г.Кирова……………………………….
2.1. Общая характеристика исследуемой организации……...
2.2. Технология обучения в организации……………………...
2.3. Оценка эффективности профессионального обучения ……
ГЛАВА 3. Пути совершенствования методов обучения в организации……………………………………………...........
3.1. Мероприятия по совершенствованию технологии обучения…………………………………………………….
3.2. Эффективность мероприятий………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Технология обучения персонала в организации.docx

— 67.19 Кб (Скачать)

Однако полученные знания со временем устаревают, поэтому в  современных организациях серьезное  внимание уделяется повышению квалификации, а в необходимых случаях и  переквалификации работников.

1.3. Переподготовка  и повышение квалификации кадров

В области переподготовки и повышения квалификации персонала  на предприятии (в организации) обычно ставятся те же задачи, что и при  подготовке персонала. К числу таких  задач обычно относятся:

    • выработка стратегии развития кадров;
    • определение потребности в развитии конкретных категорий и групп работников;
    • выбор форм и методов обучения персонала;
    • программно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения;
    • изыскание средств, для обучения персонала.

Однако в переподготовке и повышении квалификации кадров имеется немало особенностей.

Подготовка кадров подразумевает обучение людей, которые paнee не имели профессии. Так, подготовка новых рабочих осуществляется обычно по индивидуальным, групповым и курсовым формам обучения. Подготовка ведется по специальным программам, обеспечивающим усвоение теоретического материала, а также приобретение профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретных видов работ на современном предприятии.

Переподготовка рабочих кадров означает, как правило, освоение рабочими новых профессий.

С позиций организации  процесса обучения принципиальной разницы  между обучением и переподготовкой  нет. Однако некоторые особенности  в переподготовке кадров на предприятии  все же существуют. Эти особенности  связаны, прежде всего, с контингентом рабочих. Переподготовку проходят, как правило, рабочие старших и средних возрастов, проработавшие часто весьма продолжительное время на предприятии по определенной профессии, что накладывает отпечаток на обучение. Существенно отличается и образовательный уровень этого контингента рабочих: низкий уровень среднего образования и давность лет его получения.

Управление процессом  переподготовки рабочих предполагает:

  1. определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;
  2. выбор форм переподготовки с учетом достижения нужной результата с минимизацией средств на ее проведение;
  3. проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выбора программы и методов обучения.

Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям следует  обучать рабочих.

Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять.

Повышение квалификации кадров направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков и рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели уже обладают определенными знаниями и навыками практического выполнения работ и могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно те знания, которые им необходимы для производственной деятельности.

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии.

Эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров определяется различными факторами. Среди них большое значение имеют понимание целей обучения, поощрение обучающихся, практическая направленность обучения, его этапность, создание среды обучения.

Эффективность обучения в  значительной мере определяется его  мотивацией. Сотрудники организации (предприятия) могут быть мотивированы на активное обучение по-разному.

Среди мотивов обучения обычно выделяют:

    • стремление сохранить работу;
    • желание получить повышение или занять новую должность;
    • интерес к самому процессу получения новых знаний и навыков;
    • желание установить контакты с другими обучающимися.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации должны быть увязаны с перспективами  развития и целями предприятия, профессионально-квалификационным продвижением работников, а также  со стимулированием и мотивацией их трудовой деятельности. В профессиональном развитии специалистов и руководителей  имеются определенные особенности, которые должны в полной мере учитываться  при организации их профессионального  обучения.

1.4. Подготовка  руководителей

Подготовка руководителей  имеет определенные особенности. В  России она проводится в соответствии с Государственными образовательными стандартами. В частности, подготовка специалистов в части кадрового  менеджмента осуществляется в различных  высших учебных заведениях на основе Государственного ОбразовательногоСтандарта высшего, профессионального образования.

Государственный образовательный  стандарт является директивным документом, в соответствии с которым протекает  учебный процесс.

В государственном стандарте  указываются требования к специалисту, необходимый набор знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать, а также выделяются четыре цикла дисциплин:

1) цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

2) цикл общих математических и естественно-научных дисциплин;

3) цикл общепрофессиональных дисциплин;

4) цикл специальных дисциплин.

Так, в стандарте подготовки специалистов в области экономики  груда и управления персоналом выделены такие требования, как знание этических и правовых норм, регулирующих межличностные отношения, способность находить нестандартные решения различных производственных и социальных задач, умение использовать на практике методы диагностики профессиональной пригодности работников и осуществлять мотивацию и стимулирование труда и др.

В цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин  выделены:

    • иностранный язык,
    • история человечества,
    • культурология,
    • политология и.д.

К циклу общематематических и естественнонаучных дисциплин относятся:

    • математика,
    • линейная алгебра,
    • математический анализ,
    • теория вероятностей и математическая статистика,
    • информатика,
    • концепции современного естествознания.

Цикл общепрофессиональных дисциплин охватывает:

    • экономическую теорию,
    • статистику,
    • бухгалтерский учет и т.д.

В цикл специальных дисциплин (т.е. дисциплин специализации) включены:

    • экономика социально-трудовой сферы,
    • рынок труда,
    • поведение в организации,
    • основы управления персоналом,
    • информационные системы в управлении социально-трудовыми процессами,
    • правовое регулирование социально-трудовых отношений,
    • аудит и контроллинг персонала.

При этом по каждой дисциплине определен перечень вопросов, подлежащих обязательному освещению, и установлен объем времени для ее изучения в часах.

Утвержденный Государственный Образовательный Стандарт становится основой для разработки учебных планов вузов, в которых, осуществляется подготовка будущих руководителей.

Все это, с одной стороны, унифицирует подготовку специалистов, в области управления и создает единое поле для конкуренции различных вузов, ведущих подготовку менеджеров. С другой стороны, единые стандарты не позволяют в полной мере учесть запросы конкретной отрасли или региона при подготовке специалистов, ибо стандарты унифицированы. Правда, в рамках стандартов имеется региональный и вузовский компоненты, т.е. оставлено определенное количество часов (около 20 % учебного времени) на усмотрение учебного заведения для учета потребностей отраслей и регионов.

Однако полученные знания устаревают и нуждаются в пополнении. Поэтому, процесс повышения квалификации и развития руководителей является одной из важнейших проблем управления персоналом.

Современные организации  создают специальные системы  подбора, развития и перемещения будущих руководителей. Обычно, такая система предполагает решение трех задач:

  1. выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
  2. подготовка этих сотрудников к работе в руководящей должности;
  3. обеспечение планового замещения освободившейся должности.

Большинство организаций  при работе с резервом руководителей  выделяют две группы:

  1. преемников или дублеров;
  2. молодых сотрудников с лидерским потенциалом.

Преемники и дублеры — кандидаты на замещение определенных ключевых должностей компании, которые уже готовы к работе в таких должностях или будут готовы к этому через определенное время.

Подготовка преемников — сложный многоступенчатый процесс, который можно представить в  виде следующей схемы:

  1. Определение ключевых должностей и плана их замещения.
  2. Определение требований к руководителям.
  3. Подбор кандидатов в резерв.
  4. Определение потребностей развития.
  5. Подготовка индивидуальных планов развития.
  6. Реализация планов развития.
  7. Оценка прогресса.
  8. Готовность к должности.
  9. Адаптация в новой должности.

Важный этап этого процесса — подбор кандидатов. Он осуществляется с учетом трех основных критериев:

  1. соответствие индивидуальных характеристик профилю идеального сотрудника для данной должности (тесты и составление профессиограмм);
  2. результаты работы в занимаемой в данный момент должности и в занимаемых ранее должностях;
  3. степень готовности кандидата к занятию должности.

Вторым источником резерва  руководящих кадров, как отмечалось, являются молодые сотрудники организации с лидерским потенциалом. Обычно в эту группу включаются молодые люди в возрасте до 35 лет, имеющие как минимум высшее образование и проявившие свои способности.

Организация (предприятие) готовит  из них резерв для замещения руководящих должностей вообще.

Система работы с молодыми сотрудниками, выдвинутыми в кадровый резерв, строится обычно на следующих  принципах.

  1. «Больше — лучше, чем меньше», т.е. лучше включить в список двух кандидатов без потенциала, чем упустить одного с лидерским потенциалом.
  2. Держать список открытым, т.е. возможность попасть в резерв должна сохраняться для всех сотрудников.
  3. Не создавать особой касты, т.е. включение в резерв не должно повлечь за собой привилегий или гарантий профессионального роста.
  4. Не упускать из виду целей развития, т.е. подготовка будущих руководителей должна носить максимально конкретный характер и оцениваться по достижениям в реализации основной цели - формирования будущих руководителей для данной организации.
  5. Обеспечить участие высшего руководства фирмы в работе с резервом.

2. ГЛАВА.  ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ  НА ПРИМЕР МУ УЖХ г.КИРОВА

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В соответствии с утверждением новой структуры управления городским  хозяйством, согласно распоряжению администрации  г.Кирова № 2644 от 25.10.1997 г. «О создании Управления жилищного хозяйства г.Кирова» и с целью рационального использования бюджетных средств Управлением по делам муниципальной собственности г.Кирова были реорганизованы муниципальные унитарные предприятия «Управления жилищного хозяйства Ленинского, Октябрьского и Первомайского районов г.Кирова» и муниципальное предприятие «Служба заказчика жилищного хозяйства Нововятского района» путем слияния в муниципальное учреждение «Управление жилищного хозяйства г.Кирова» с 01.01.1998 года, далее МУ «УЖХ г.Кирова». Фактически произошло слияние жилищных хозяйств четырех районов г.Кирова.

Информация о работе Технология обучения персонала в организации