Муниципальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:42, шпаргалка

Краткое описание

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Файлы: 1 файл

shpargalki-po-municipal._nomu-p_.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Если говорить об этом вопросе  в обобщенном плане, то действующее в настоящее время законодательство о референдумах как в РФ, так и в развитых зарубежных странах, а также практика его применения, свидетельствуют о следующем:

- на местный референдум  могут выноситься только те  вопросы, которые относятся к  ведению муниципальных образований,     являются     вопросами     местного (муниципального) значения;

- как правило, из этих  вопросов предметом местного  референдума могут быть наиболее  значимые, важные для населения данного муниципального образования вопросы, например, принятие Устава муниципального образования, изменение границ, территории муниципального образования и др.;

- и, наконец, не могут  выноситься на местный референдум  вопросы местного значения, которые  касаются: принятия и изменения  местного бюджета; установление, изменение или отмена местных налогов и сборов (за исключением случаев разового сбора средств населением муниципального образования для решения каких-то срочных, чрезвычайных вопросов); избрания, переизбрания депутатов    представительных    органов    местного самоуправления, глав муниципальных образований, их досрочного  отзыва,  прекращения  полномочий  или продления полномочий (не следует путать с выражением населением на местном референдуме недоверия указанным органам и лицам); принятием чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения муниципального   образования   и   другие.   Вопросы, выносимые  на  местный  референдум,  не  должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решение о проведении местного референдума принимается   представительным   органом   местного самоуправления. В ФЗ № 154 не указывается еще на какой-либо орган или главу муниципального образования, которые имели  бы  право  назначить  проведение  местного референдума. Следовательно, таким правом обладает только представительный орган местного самоуправления. Норма статьи 57 п.2 ФЗ № 154 носит переходный характер и предоставляет право назначения местного референдума главе местной администрации (главе муниципального образования) только в случае, если в данном муниципальном образовании представительный орган не сформирован.

Не менее важным вопросом данного института является вопрос о субъектах инициативы  проведения местного референдума. ФЗ № 154 определяет в качестве таковых лишь двух субъектов: 1) сам представительный орган местного самоуправления, который по собственной инициативе может принять решение о проведении местного референдума; 2) по требованию граждан, проживающих на территории муниципального образования в соответствии с уставом последнего. В этом случае количество граждан, инициатива которых будет иметь законный характер, должно быть закреплено в Уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.

В частности, в указанной  выше ст.57 п.2 ФЗ № 154, инициатива граждан  о проведении местного референдума должна быть поддержана не менее чем пятью процентами от числа избирателей соответствующего муниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане РФ, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

Голосование на местном референдуме  осуществляется тайно,  контроль  за  волеизъявлением  граждан  не допускается.

Решение, принятое на местном  референдуме, не нуждается   в   утверждении   какими-либо   органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для реализации решения местного референдума требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в конкретно установленные сроки.

Принятое на местом референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решение, принятое на местном  референдуме, носит общеобязательный     характер     на     территории соответствующего муниципального образования для всех органов, организаций, должностных лиц предприятий, учреждений и граждан. Оно не может быть отменено или изменено иначе как путем принятия решения по этому вопросу на новом местном референдуме. 

33. Правовые акты  ОМС и должностных лиц местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Юридическая природа этого  вида правовых актов определяется    сутью    и    назначением    местного самоуправления в РФ, как  территориально-локальной организации граждан РФ в городских и сельских поселениях для самостоятельного, под свою ответственность, решения вопросов местного значения как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Исходя из этою. правовые ак1Ы ОМС и должностных лиц местною самоуправления носят локальный характер, то есть их юридическая сила не может выходить за рамки конкретных муниципальных образований, а содержанием являются только вопросы местного значения.

Во-вторых, правовые акты ОМС  и должностных лиц местного самоуправления носят подзаконный характер, то есть их издание и содержание должны в полной мере соответствовать, не противоречить Конституции РФ,

федеральным законам, конституциям, уставам и законам соответствующих  субъектов РФ.

ФЗ № 154 определят акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые,    то    есть    обладающие    характером общеобязательности на территории  муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых  влечет  применение  мер  государственного принуждения.

Наименование и виды правовых актов ОМС, выборных  и  других  должностных  лиц  местного самоуправления, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Какие же виды правовых актов  издают ОМС и должностные лица местного самоуправления? Наиболее типичными  являются следующие:

- решения, которые принимают  представительные 0\1(“ в коллегиальном  порядке. Решения, принимаемые представительными ОМС носят, как правило, нормативно-правовой характер, то есть они устанавливают определенные правила поведения субъектов муниципального права на территории      соответствующего      муниципального образования. Как известно, одним из исключительных полномочий представительного ОМС в соответствии со ст. 15 п.З ФЗ № 154 является <принятие общеобязательных правш по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования>. Решения   представительного   ОМС   принимаются   в

соответствии   с   достаточно   сложной   процедурой, закрепляемой в регламентах представительных ОМС;

- постановления и распоряжения  главы муниципального образования, которые последний принимает на основе принципа единоначалия. Эти правовые акты в иерархии локальных актов, с точки зрения юридической силы, занимают место ниже решений представительного ОМС. Они   должны   издаваться   главой   муниципального образования, во-первых, в рамках его компетенции, то есть лишь по тем вопросам, которые Уставом муниципального образования отнесены к его ведению, а, во-вторых, не только не противоречить законодательству РФ и субъектов РФ, но и Уставу муниципального образования и нормативно-правовым решениям представительного ОМС. Почему глава муниципального образования принимает два вида  актов?  Это  объясняется  особым  характером деятельности главы муниципального образования  и возглавляемой им, как правило, местной администрации: эта деятельность   носит   исполнительно-распорядительной характер.    Постановления    главы    муниципального образования, как правило, носят нормативный характер. Распоряжения же принимаются им по вопросам индивидуально-конкретного, оперативного характера;

- приказы, инструкции, методические  письма, указания и распоряжения - это правовые акты, которые издают  руководители отделов, управлений, служб и других структурных подразделений местной администрации. Они подконтрольны главе муниципального образования, который вправе  отменять  акты  руководителей  структурных подразделений местной администрации. Нормативные правовые акты ОМС и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу    после    их    официального    опубликования (обнародования).

Правовые акты представительных ОМС, выборных, должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены  органами  и должностными  лицами  их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

  
25. Собрания (сходы), конференции граждан.

 В муници-пальном  образовании для решения вопросов  местного значения (то есть непосредственного осуществления местного самоуправления) могут созываться собрания, сходы или конференции граждан.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что формы непосредственного  осуществления местного самоуправления касаются     всей     территории     соответствующего муниципального образования и всех граждан, проживающих на ней. Отсюда, если в малочисленных населенных пунктах, являющихся муниципальными образованиями, вполне

возможна реализация прямого  волеизъявления граждан через собрание или сход, то в городах и других крупных муниципальных образованиях более приемлемой является такая форма как конференция граждан, то есть определенное представительство граждан от внутригородских образований (районов, других поселений).

Во-вторых, собрания, сходы  и конференции граждан как непосредственные формы осуществления населением местного  самоуправления  в  рамках  определенных муниципальных образований, не следует путать с аналогичными по названию формами территориального общественного самоуправления, то есть собраниями, сходами и конференциями граждан по их месту жительства (улица, дом, квартал, микрорайон и т.п.), с помощью которых жители указанных микротерриторий осуществляют свои собственные инициативы, но не местное самоуправление.

В-третьих, в случаях, когда  на территории тех или иных (как правило, малочисленных) муниципальных образований не образуется выборный представительный орган   местного   самоуправления,   ею   полномочия осуществляются собранием или сходом граждан данного муниципального образования. В этом случае собрание или сход граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Как ранее уже отмечалось. Устав муниципального образования  может быть принят либо представительным органом местного самоуправления, либо населением муниципального   образования   непосредственно.   Это непосредственное   принятие   устава   может   быть осуществлено как на местном  референдуме, так и на собрании   или   сходе   граждан   соответствующего муниципального образования.

Порядок созыва и проведения собрания, схода или конференции  граждан, принятия и изменения их решений, пределы их компетенции  устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Fallbackrundl27. Обращения   граждан   в   органы   местного самоуправления (ранее - в местные органы государственной власти) - это довольно распространенная и давно используемая в нашей стране форма участия граждан в управлении общественными и государственными делами, а в данном случае - муниципальными делами. Обращения граждан могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер, а также различного вида: жалобы, письма, петиции и т.п.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Федеральным законом, законами субъектов РФ может быть установлена  административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Таковы      основные      формы      прямого (непосредственного      осуществления      населением муниципального образования местного самоуправления, то есть решения им вопросов местного значения. 

22. Прямая демократия  в РФ. ???

Народная правотворческая  инициатива

 как одна  из прямых  форм  осуществления   населением  местного самоуправления - новелла в нашем законодательстве и практике муниципального строительства. Суть ее в том, что население муниципального образования в соответствии с уставом последнего имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Что это означает? Это означает право граждан, проживающих на территории муниципального образования, разработать и внести на рассмотрение соответствующего органа местного самоуправления проект правового нормативного акта по вопросам    местного    значения.    Орган    местного самоуправления обязан принять данный проект, рассмотреть его по существу на открытом заседании с участием представителей населения.

Результаты рассмотрения внесенного населением проекта   нормативного   правового   акта   подлежат обязательному       официальному       опубликованию (обнародованию).

Следует заметить, что для  нашей страны это новая и перспективная форма самоуправления, требующая более детальной регламентации на законодательном уровне и более глубокого теоретического осмысления. 

26. Территориальное   общественное   самоуправление (ТОС)

В соответствии с ФЗ № 154 (ст.27) под террито-риальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях

Информация о работе Муниципальное право