Муниципальное право Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:24, доклад

Краткое описание

Первоначально Конституция Индии 1950 г. закрепила федеративное устройство государства в форме союза трех различных по своему положению в Федерации групп штатов, которые не учитывали национальный состав населяющих их народов.

Файлы: 1 файл

Индия.docx

— 38.36 Кб (Скачать)

      Доклад  на тему

      Муниципальное право Индии

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовил

Попов Дмитрий

5 курс, 3 группа 
 
 

Краснодар 2011

     Первоначально Конституция  Индии 1950 г. закрепила федеративное устройство государства в форме  союза трех различных по своему положению  в Федерации групп штатов, которые  не учитывали национальный состав населяющих их народов.

      Принципиальные  изменения в структуре федеративного  устройства Индии были вызваны Законом  о реорганизации штатов 1956 г., который  в целом стал важнейшим актом  конституционного значения, начавшим коренную перестройку Федерации  по национальному признаку. Вместо 28 старых многоязычных штатов было создано 14 новых, из которых 10 было сформировано по монолингвистическому принципу, а в четырех остальных применялся принцип билингвизма (использование двух языков). Шесть территориальных подразделений получили статус союзных Территорий. Было ликвидировано деление штатов на юридически неравноправные группы. Территориальное деление пришло в большее соответствие с национальными, социально-экономическими и культурными потребностями населения страны. Перестройка Федерации осуществлялась на основе следующих принципов: сохранение и укрепление единства и безопасности страны, создание однородных в языковом и культурном отношении штатов с учетом финансовой и административной целесообразности, а также возможность разработки общенационального плана. Реорганизация штатов 1956 г. явилась решающим событием в объединении страны на национальной основе. Она покончила с существованием княжеств, ликвидировала институт правителей штатов из феодальных князей — раджпрамукхов — и ряд других пережитков, дала новый стимул развитию производительных сил как отдельных штатов, так и страны в целом.

     Помимо  штатов, в индийскую Федерацию  входит еще такая специфическая  форма значительно ограниченной автономии, как союзная территория. Семь существующих в настоящее время  союзных территорий имеют набор  органов управления, аналогичный  штатам, хотя их автономия уже.

     В сфере законодательства компетенция  распределяется между Союзом и штатами  в соответствии с тремя перечнями  вопросов, данными в приложении VII к Конституции. В «союзном перечне» определены вопросы, относящиеся к  сфере исключительной компетенции  законодательства Федерации. Сюда относятся  такие важнейшие вопросы, как  оборона страны, внешнеполитические, внешнеторговые связи, банковское дело, денежное обращение, железнодорожные, воздушные и водные сообщения, торговля между штатами и др. Согласно ст. 248 Конституции, к сфере исключительного  законодательства Союза относятся  также и все вопросы, которые  не вошли ни в один из перечней упомянутого  приложения.

     Перечень  совпадающего законодательства содержит вопросы, по которым могут осуществлять законодательную деятельность как Федерация, так и ее субъекты (при отсутствии соответствующего закона Федерации или в случае одобрения президентом). Третий перечень относится к исключительной компетенции штатов.

     Все штаты, кроме Джамму и Кашмира, обладающего  собственной конституцией и гражданством, имеют единый правовой статус в Союзе, определяемый приложением VII, ст. 370 и  другими положениями Конституции  Индии. Установлено единое федеральное  гражданство.

     Судебные  и административные органы всех штатов и Федерации составляют единую систему. Правительство Индийского Союза  может давать правительствам штатов любые указания, касающиеся исполнения федеральных законов. Территории штатов, кроме Джамму и Кашмира, где необходимо согласие их высших законодательных  органов, могут быть изменены без  согласия штатов. Кроме того, с согласия центрального правительства губернатор вправе передавать Союзу любые функции  или полномочия, принадлежащие штату.

     Наиболее  ярким выражением возрастающего  господства центра над штатами является подробно разработанный инсти тут чрезвычайного положения. Введение такого положения существенно ограничивает права штатов, а практическое его осуществление нередко приводит к массовым и серьезным нарушениям прав и свобод граждан. Из пяти десятилетий независимого развития почти 12 лет Индия провела в состоянии чрезвычайного положения. Еще одной формой института чрезвычайного положения в масштабах штата является президентское правление (ст. 356), с объявлением которого основные функции по управлению тем или иным штатом переходят к центральным органам государства. Президентское правление в штатах применялось в Индии около 100 раз.

     Стремление  к унитаризму и централизации  в Индии неотделимо от стремления к регионализму и децентрализации, которое находит свое выражение  в создании новых штатов и союзных  территорий, в учащающихся требованиях  предоставить штатам больший объем  автономии.

     В последнее время сохраняются  сепаратистские тенденции в различных  районах страны, особенно в штатах Джамму и Кашмир, Гуджарат, Пенджаб и Тамилнад.

     Публичная власть в штатах и союзных территориях

     В каждом из 25 штатов страны высшими органами власти являются: губернатор, легислатура  штата, совет министров и высший суд штата.

     Высшим  должностным лицом штата является губернатор. Он назначается Президентом  Республики сроком на пять лет с  возможностью повторных назначений в последующем. Губернатор должен быть гражданином Индии не моложе 35 лет, не занимать какой-либо иной оплачиваемой должности и не являться депутатом  Парламента страны или легислатуры  штата.

     В качестве представителя Союза губернатор осуществляет контроль за управлением и законодательством штата; он назначает главного министра и по его предложению министров штата; он вправе в любое время сместить их (ст. 164); губернатор является составной частью легислатуры штата; созывает и распускает законодательное собрание штата; направляет ему послания (ст. 175); он утверждает законопроекты (ст. 200) и т. д. Губернатор обладает правом как абсолютного, так и отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых легислатурой штата. Выражая интересы Союза, в соответствии со ст. 201 губернатор вправе направить любой законопроект на одобрение президентом страны. Губернатор назначает окружных судей. Важно отметить то, что губернатор является гарантом интересов Федерации в штате.

     Высшим  законодательным органом штата  является легислатура, которая может  состоять из двух палат: законодательного собрания и законодательного совета, а также губернатора. Конституция  прямо не предусматривает обязательного  наличия верхней палаты в каждом штате. Законодательные собрания имеются  во всех штатах, в то время как  законодательные советы — лишь в  половине из них. В рамках предписанной им компетенции легислатуры штатов издают законы по вопросам, отнесенным приложением VII к Конституции к сфере исключительной компетенции штатов или совместной компетенции Союза и штатов. На заседаниях палат председательствуют избираемые их составами, соответственно, спикер законодательного собрания или председатель законодательного совета. Законодательный совет легислатуры штата обладает правом отлагательного вето и может задержать принятие любого нефинансового законопроекта на четыре месяца, а финансового — на 14 дней.

     Губернатор  обязан назначить лидера партии, заручившейся поддержкой большинства в законодательном  собрании штата, главным министром, а по представлению последнего —  осталь ных членов правительства штата. Число министров в штатах Конституцией не определено. На практике оно колеблется от 6 до 14 человек.

     Согласно  прочно установившемуся обычаю, губернатор должен действовать в соответствии с «советами» министров правительства  штата. Поэтому, как и на федеральном  уровне, именно правительство является главным органом, фактически осуществляющим государственную власть в штате.

     Систему органов союзной территории возглавляет  назначаемый президентом и действующий  от его имени управляющий. Решением центрального Парламента для союзных  территорий могут создаваться свои легислатуры, советы министров и  высшие суды. Несмотря на то, что советы министров и легислатуры союзных  территорий могут давать советы управляющим, последние остаются полностью подчиненными Президенту (фактически — Премьер-министру Союза), который вправе издавать обязательные для исполнения правила по вопросам управления союзными территориями. Высшую законодательную власть в союзных  территориях осуществляет федеральный  Парламент, а высший суд союзной  территории является лишь подчиненным  Верховному суду средним звеном единой судебной системы страны.

     Местное самоуправление и управление

     Каждый  штат делится на округа. Губернатор по указанию правительства штата  для управления несколькими округами (обычно 7—8) назначает комиссара, который  считается высшим должностным лицом  округа и подчиняется правительству  штата. Заместитель комиссара осуществляет сбор налогов, набор в армию, предоставляет ссуды и распределяет помощь между нуждающимися, надзирает за тюрьмами, осуществляет некоторые судебные полномочия и т. д.

     Территории  округов подразделяются на талуки и тексилы. Лишь в некоторых штатах в округах имеются выборные советы.

     72 крупных города выделены из  окружного подчинения, и в них  образованы муниципальные корпорации  — старейшие, наиболее представительные  и автономные органы самоуправления  в Индии. Население этих городов избирает на срок 3—5 лет Генеральный совет, члены которого из своего состава выбирают мэра города и его заместителей сроком, как правило, на один год. Главным управляющим корпорации, в руках которого сосредоточена исполнительная власть, является назначаемый правительством штата комиссар корпорации. В каждой муниципальной корпорации имеются комиссии по важнейшим направлениям ее деятельности: по вопросам образования, здравоохранения, финансам, санитарии, текущим вопросам и т. д.

     В городах с населением более 10 тыс. человек жители избирают муниципальные  советы, компетенция которых значительно  уже. В стране насчитывается около 1500 муниципальных советов.

     В руководящих принципах политики государства Конституция Индии (ст. 40) предусматривает создание деревенских  пан-чаятов — традиционных органов местного самоуправления — и наделение этих органов властью, необходимой для их функционирования в качестве единиц управления. Полномочия панчаятов охватывают некоторые вопросы сельского хозяйства, здравоохранения, санитарии, благоустройства и отдельные сугубо местные проблемы жизни общины.

     В настоящее время панчаятами охвачено более 95% всего сельского населения. В большинстве штатов панчаятская система состоит из трех уровней: низшего — деревенские панчаяты (которых насчитывается 225 832), среднего — панчаят самити (т. е. панчаят на уровне такого административного района, как талук, — их в стране 4414) и высшего — зила паришад (панчаят на уровне крупного административно-территориального подразделения — округа, которых в Индии 274).

     Наиболее  распространенный элемент системы  панчаятов — деревенский панчаят  — организационно состоит из трех основных органов: общего собрания деревни, исполнительного комитета панчаята и судебного панчаята, или сельского  суда. Повседневная работа панчаята обычно осуществляется председателем и  комитетами, которые состоят из специалистов и проводят большую общественно  полезную работу.

     В начале 90-х гг. XX в. началась широкомасштабная конституционная реформа системы  панчаятов и муниципалитетов. 73-я  и 74-я поправки к Конституции Индии 1992 г. внесли в Основной закон 34 новые статьи и два приложения (XI и XII), направленных на унификацию прежде слишком пестрой и сложной схемы местного самоуправления и его более оптимальное включение в механизмы, осуществляющие реформы в экономике, сельском хозяйстве и структуре управления современной Индией.

     В соответствии с п. d ст. 243 в редакции 73-й поправки к Конституции панчаят  представляет собой институт самоуправления для сельской местности. Обновленная  конституционная схема панчаятов  предусмотрела три уровня панчаятов, действующих в каждом штате и  союзной территории: низшего —  как и ранее, панчаята на уровне деревни  — грам сабха; среднего — на промежуточном уровне (ранее — панчаят самити) и высшего — на уровне сельского района (ранее — зила паришад) (ст. 243Ь).

     За  представителями зарегистрированных (наиболее социально отсталых) каст и племен в панчаятах резервируется  число мест, соответствующее их доле в населении данного панчаята, а для женщин предусмотрено резервирование  '/3 всех мест и должностей председателей  панчаятов. Легислатура штата может  также законом штата по своему усмотрению резервировать места  и посты в панчаятах для  иных представителей социально отсталых слоев населения.

     Панчаяты  избираются сроком на пять лет прямым голосованием граждан, достигших 18 лет  и проживающих на территории панчаята.

Информация о работе Муниципальное право Индии