Муниципальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:42, шпаргалка

Краткое описание

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Файлы: 1 файл

shpargalki-po-municipal._nomu-p_.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

В статье 1  зафиксировано  обязательство сторон соблюдать  статьи Хартии в том порядке и  в объеме, как это преду смотрено статьей 12.

Часть 1 Хартии называется <Конституционные  и законодательные   основы  местного   самоуправления>. которая включает статьи с 3 по II. В этих статьях сформулированы   основополагающие   принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий, финансовая основа, правовая защита и др.

Часть II   включает так  называемые <Особые положения> (статьи 12-14). Среди них важное значение имеют  положения статьи 12, закрепляющей обязательства сторон соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии, в числе которых по меньшей мере десять должны быть выбраны из следующих статей и пунктов: ст.2, ст.З п.1, п.2, ст.4 п.1,2 и 4,ст.5, ст.7 п.1, ст.8 п.2, ст.9 п.1,2 и 3, ст.Ю

п.1, ст. II. При этом сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать и уведомить об этом Генерального Секретаря Совета Европы.

Положения Части III касаются вопросов процедур-ного характера, связанных  с порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или иной стороны. 

1. Понятие местного  самоуправления

Необходимо отметить, что  как в нашей стране, так и  за рубежом, трудно сегодня найти  какое-либо универсальное определение   понятия   местного   (муниципального) самоуправления. Так, в законе бывшего Союза ССР <Об общих начётах местного самоуправления и местного хозяйства>, принятого в 1990 году, была дана следующая формулировка: <Местное (территориальное) самоуправление

это   самоорганизация   граждан   для   решения непосредственно  или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей админнстративно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы.

Российский закон о  местном самоуправлении 1991 года практически  многие положения союзного закона повторил, однако, кое-что изменил в определении понятия местного    самоуправления    в    РФ:    <Местное (территориальное) самоуправление в РФ - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе

Конституции РФ и законов  РФ, конституций и законов республик  в составе РФ>.

В этом определении (в отличие  от предыдущего), во-первых, местное  самоуправление понимается не как

<самоорганизация граждан>, а как <система организации деятельности граждан>. Во вторых, в словосочетании <всех вопросов местного значения> исключено слово <всех>. Что касается указания в определении лишь на республики в составе РФ, то в то время еще не подписан был Федеративный договор, который значительно расширил субъектный состав РФ.

В ФЗ № 154 от 12 августа 1995 года определение понятия   местного   самоуправления   сформулировано следующим образом: <Местное самоуправление в РФ -признаваемая  и  гарантированная  Конституцией  РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного с самоуправления вопросов местного значения. исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций>.

Особенностью данного  определения является то, что в  нем нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Одним из недостатков всех трех определений является отсутствие в них указания на то, в каких  территориальных   пределах   осуществляется   местное самоуправление.

Оригинальное   определение   понятия   местного самоуправления сформулировано в Европейской Хартии местного самоуправления: <Под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регулировать и управлять в рамках закона и под свою собственную ответственность значительной частью государственных дел в интересах местного населения>.

В данном определении, во-первых, достаточно четко указано   на   правосубъектность   органов   местного самоуправления, это <право  и реальная способность>; во-вторых. что органы местного самоуправления <регулируют>, то есть имеют право издавать в рамках своей компетенции локальные нормативные акты, а также <управлять>, то есть осуществлять           исполнительно-распорядительные. управленческие функции.

И еще одна особенность  в указанном определении: в отличие от российских субъектов осуществления местного самоуправления признается не население, а органы местного самоуправления.

Обобщив все вышесказанное  о понятии местного самоуправления, можно выделить ряд характерных для него признаков (применительно, естественно, к РФ). Итак. местное самоуправление в РФ это:

1) самоорганизация или  организация деятельности граждан РФ:

2) в городских, сельских  поселениях и на других территориях;

3) для самостоятельного решения вопросов местного значения;

4) либо непосредственно,  либо через органы местного  самоуправления; 5) под свою собственную ответственность;

6) на основе Конституции  РФ и законов РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ. а также уставов муниципальных образований;

7) достаточной материальной  и финансовой базы;

8) исходя из интересов  населения;

9) его исторических, национально-этнических  и иных местных особенностей  и традиций. 

17. Право граждан  Российской Федерации на осуществление  местного самоуправления

Граждане Российской Федерации  осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявле-ния, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. 2. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществле-ние местного самоуправления как непосредственно, так и через своих пред-ставителей независимо от попа, расы, национальности, языка, происхожде-ния, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 3. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избран-ными в органы местного самоуправления. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципаль-ной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного само-управления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с доку-ментами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и дру-гой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. 

21.  Полномочия  субъектов РФ

К полномочиям органов  государственной власти субъектов  РФ в области местного самоуправления относятся:

- принятие и изменение  законов субъектов РФ о местном  самоуправлении, контроль за их  соблюдением;

- обеспечение соответствия  законов субъектов РФ о местном  самоуправлении Конституции РФ  и законам РФ;

- регулирование порядка  передачи и передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность;

- регулирование отношений  между бюджетами субъектов РФ  и местными бюджетами;

- обеспечение сбалансированности  минимальных местных бюджетов  на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

- наделение ОМС законом  отдельными полномочиями субъектов РФ, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией:

- принятие региональных  программ развития местного самоуправления;

- защита прав граждан  на осуществление местного самоуправления;

- обеспечение гарантий  финансовой самостоятельности местного самоуправления;

обеспечение   государственных   минимальных социальных стандартов;

- установление и изменение  порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ’ и наименований;

- компенсация местному  самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ;

- регулирование законами  в соответствии с ФЗ ^ 154 особенностей  организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

- законодательство о муниципальной  службе;

- принятие и изменение  законов субъектов РФ об административных   правонарушениях   по   вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

- установление порядка  регистрации уставов муниципальных  образований. 

2. Принципы местного  самоуправления в РФ

Принципы   местного   самоуправления   -   это, обусловленные   природой   местного   самоуправления. коренные начала и идеи. лежащие в основе организации и деятельности    местного    сообщества,    населения соответствующих  городских  и  сельских поселений, формируемых им муниципальных органов, осуществляющих под свою ответственность управление местными делами.

В основе организации и  функционирования местною самоуправления в РФ лежат следующие принципы:

- неукоснительное соблюдение  прав и свобод человека и  гражданина на любой муниципальной  территории, в том числе права граждан на осуществление местного самоуправления;

- выборность муниципальных  органов и главы муниципального   образования,   а   также   избрание непосредственно населением на ключевые посты других муниципальных должностных лиц (например, руководителя Муниципальной милиции, руководителя муниципальной

налоговой   службы,   главного   санитарного   врача  муниципального образования и других);

- полновластие органов  местного самоуправления в пределах  установленной для них законом  компетенции;

- подконтрольность и подотчетность  всех сторон деятельности органов  и должностных лиц местного самоуправления       населению       соответствующего муниципального образования;

- законность в организации  и деятельности муниципальных образований, органов и должностных лиц местного   самоуправления.   Суть   этого   принципа применительно к местному самоуправлению состоит в том, что, во-первых, создание муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления должны носить легитимный, то есть предусмотренный законом, характер; во-вторых, компетенция органов местного самоуправления не может определяться или изменяться иначе как на основании закона; в-третьих, законность здесь означает также то, муниципальные органы должны обладать в пределах своих полномочий самостоятельностью и   определенной   независимостью   на   территории муниципального образования от каких-либо волевых, не предусмотренных    законом,    влияний,    давлений, командований. В то же время органы и должностные лица местного самоуправления должны нести ответственность за свои действия и решения в установленном законом порядке;

-  подконтрольность  представительным  органам местного самоуправления  деятельности всех других муниципальных  органов, их подразделений, должностных лиц местного самоуправления;

- приоритет правовых актов  представительных органов местного  самоуправления (принятых, безусловно, в рамках их компетенции) над  актами всех других муниципальных  органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального

образования;

- экономическая и финансовая  самостоятельность местного самоуправления;

- соответствие материальных  и финансовых ресурсов местного самоуправления установленным законом для него полномочиям;

- принцип гласности, публичности в организации и функционировании местного самоуправления, его органов и должностных лиц:

учет   в   деятельности   органов   местного самоуправления не только интересов местного населения, но также общефедеральных и региональных интересов на территории      соответствующего      муниципального образования.

- принцип государственной  поддержки местного самоуправления;

Информация о работе Муниципальное право