Муниципальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:42, шпаргалка

Краткое описание

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Файлы: 1 файл

shpargalki-po-municipal._nomu-p_.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

поселений,     не     являющихся     муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы ТОС. Здесь можно сделать несколько выводов: Во-первых, ТОСН не является муниципальным самоуправлением. Его деятельность носит общественный характер, тогда как муниципальное самоуправление - это властная деятельность, имеющая правовую юридическую значимость.

Во-вторых, - это форма участия    населения отдельных микротерриторий муниципального образования в осуществлении местного самоуправления. Таким образом,

<участие в осуществлении  местного самоуправления> далеко не равнозначно <осуществлению местного самоуправления>.

В-третьих, ТОСН функционирует  под контролем органов местного самоуправления, что прямо закрепляется уставом соответствующего муниципального образования’.

ТОС осуществляется населением как непосредственно (то есть путем созыва собраний, сходов, конференций граждан, проживающих на отдельных микротерриториях муниципального образования), так и через образуемые на

этих  собраниях  органы   ТОС:   советы,   комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домов, улиц, кварталов и т.п.

В   соответствии   с   Уставом   муниципального

образования   указанные   органы   могут   являться юридическими лицами.

Порядок организации и  осуществления ТОСН определяется Уставом  муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.

Наряду с указанными в  ФЗ № 154 формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, ФЗ № 154 и иным федеральным законам, законам субъектов РФ. 

7. Конституционная  модель

Конституционно-правовые основы

Действующие Конституция  РФ и федеральные законы определяют   статус   местного   самоуправления   как относительно самостоятельной системы управления в рамках отдельных муниципальных образований по решению вопросов местного значения, системы, органы которой (то есть органы местного самоуправления) не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

<Местное  самоуправление,  -  пишет академик Топорнин  Б.Н., - не составляет, и по своей  природе не может составить компоненг 1ис\дарС1венной ортанизацпи. Вс^ преувеличения будет правильной формула, согласно которой государственность заканчивается там, где начинается местное самоуправление. Попытки ставить знак равенства между самоуправлением и государственной властью, частые в недалеком прошлом, не дали сколько-нибудь ощутимого результата прежде всего вследствие концептуальной уязвимости>’. В соответствии с конституционными нормами в РФ не только     признается     местное     (муниципальное) самоуправление, муниципальная собственность, в том числе и на землю, финансовая и бюджетная самостоятельность ОМС,  но и  обеспечивается их защищенность и гарантированность.

Это полностью сообразуется с проводимой в нашей стране политикой  в области местного самоуправления, а также    с    международно-правовыми    стандартами, сформулированными в Европейской Хартии местного самоуправления.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 6 марта 1997 года “Порядок во власти - порядок в стране”  подчеркивается, что  “всемерное содействие муниципальному .уровню власти, прежде всего завершение формирования     экономической     базы     местного самоуправления, его правовая защита, является не только конституционной   обязанностью   государства,   но   и важнейшей политической задачей... Отношение к местному самоуправлению как к чему-то второстепенному означает полное непонимание его общегосударственного значения...”

Отмечая конституционные  основы самостоятельности местного самоуправления, вместе с тем необходимо иметь в виду, что органы местного самоуправления и органы государственной власти являются важнейшей формой осуществления народовластия в нашей стране (ст.З Конституций РФ). Отсюда ни о каком абсолютном разделении государственной власти и муниципальной

власти, ОМС и органов государственной власти, их автономности и полной независимости друг от друга, а тем более их противопоставлении, не может быть и речи. И то, и другое   -   составные   части,   элементы   единого конституционного (но не государственного) механизма.

Еще в более раннем своем  Послании Федеральному Собранию  (1994  г.)  “Об  укреплении  Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)”, Президент РФ, подчеркивая самостоятельность местного самоуправления, его органов, вместе с тем отметил, что “это не означает, что государство может полностью отстраниться от правового регулирования структуры,    функций    и    полномочий    местного самоуправления. Нельзя не учитывать, что это не только сфера самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти”.’ 

30. Представит. орган  местного самоуправления.

В ФЗ № 154 дается следующее  определение понятия. представительного  органа местного самоуправления - это  выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его  имени  решения,  действующие  на территории муниципального образования.

Представит. ОМС занимает ведущее место среди и должностных  лиц местн. самоуправления в РФ. Это подтверждается следующими обстоятельствами:

- представительный ОМС - это выборный орган,   а   наличие   выборного   органа   местного самоуправления муниципального образования является обязательным   требованием   закона.   Другие  ОМС. должностные  лица  местного  самоуправления  могут создаваться, а могут не создаваться. Этот вопрос относится к компетенции населения муниципального образования;

- именно представительный  ОМС обладает правом представлять все население муниципального образования, выражать его интересы, выступать от его имени;

- только представит. ОМС обладает определенным объемом исключительных полномочий на решение вопросов местного значения. Никакие другие ОМС и должностные лица не могут обладать исключительными полномочиями, в том числе каким-либо путем присваивать себе исключительные полномочия представительного ОМС;

- среди других ОМС и  должностных лиц местного самоуправления  именно представительный ОМС обладает правотворческой функцией, то есть имеет право    принимать    общеобязательные    локальные нормативные правовые акты по всем вопросам, отнесенным уставом соответствующего муниципального образования к предметам ведения последнего;

- представит. ОМС контролирует  деятельность всех других ОМС и должностных лиц местного самоуправления, действующих на территории соотв. муниципального образования.

-   представит.  ОМС   -  это коллегиальный орган,  он принимает свои решения  только в коллегиальном порядке.

 Представит. ОМС состоит  из депутатов, которые избираются  гражданами РФ, облад. избирательным  правом и проживающими на территории  соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никаким другим путем, кроме указанного выше, представительный орган формироваться не должен. В противном случае такой орган вряд ли следует считать представительным ОМС.

Численный   состав   представительного   ОМС определяется уставом муниципального образования. Однако, в соответствии с ФЗ № 154 (ст.5 8), численный состав представительного    ОМС,    избираемого    впервые, устанавливается   законодательным   (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

 Несколько основных  критериев, по которым необходимо определять численный состав того или иного представительного ОМС.

1) количество населения,  проживающего на   территории   соответствующего   муниципального образования. Принятый ФЗ от 23.10.96 №138 <Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными   в   органы   местного   самоуправления>. устанавливает в этом отношении следующие рамки:

- в составе 50 депутатов  - для муниципальных образований, имеющих численность населения более 500 тысяч человек;

- 30 депутатов - для муниципальных  образований. имеющих численность  населения от 200 тысяч до 500 тысяч  человек;

- 20 депутатов - для муниципальных  образований. имеющих численность населения от 50 до 200 тысяч человек:

- 10 депутатов - для муниципальных  образований, имеющих численность  населения от 10 до 50 тысяч человек;

- 7 депутатов - для муниципальных  образований. имеющих численность  населения менее 10 тысяч человек.

2) численный состав представительного  ОМС зависит от объема тех  полномочий, которые в соответствии  с действующим законодательством и Уставом образования   им предстоит осуществлять.

3) наличием в  местном бюджете средств на  содержание того или иного по численному составу представительного ОМС.

4), немаловажное значение  в определении численного состава представительного ОМС  играет территория соответствующего муниципального образования; ее   пространственные   пределы,   географические   и климатические условия и т.п.

Безусловно, что в решении  этого вопроса могут учитываться  и другие специфические особенности, условия и традиции конкретных муниципальных образований.

 Наименования представительных  ОМС, как впрочем и других ОМС устанавливаются  уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. (дума, собрание представителей, муниципальные советы, комитеты, земское собрание и т.п.). 

52. Муницип. Органы  в заруб. Странах.

Международно-правовые стандарты и практика зарубежных стран, касающиеся компетенции муниципальных органов

Вопросы   компетенции   (полномочий)   органов местного самоуправления занимают важное место  в правовом  регулировании  и   практике  деятельности зарубежных стран.

Применительно к Европе общие  положения и стандарты в данной области достаточно четко и полно  сформулированы   в  Европейской   Хартии   местного самоуправления. Так. в преамбуле Хартии указывается, что органы местного самоуправления должны иметь “широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимых для этого средств”.

В  статье  4  Хартии  вопросы  компетенции детализируются следующим образом:

- основные полномочия  органов местного самоуправ-ления устанавливаются Конституцией или законом. Однако это положение не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий (п.1);

- органы местного самоуправления, в пределах установленных законом,  обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти (п.2);

- предоставляемые органам  местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть оспорены или ограни-чены   иным   органом   власти,   центральным   или региональным, только в пределах, установленных законом (п.4). Эти и другие положения данного международно-правового акта являются обязательными для соблюдения странами, подписавшими его.

В различных зарубежных странах  полномочия местных органов обычно закрепляются специальными законами, а также законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управления. В самом общем виде они могут устанавливаться и в конституциях. В федеративных государствах полномочия (компетенция) местных органов чаще всего регулируются актами субъектов федерации. В англосаксонских странах, в первую очередь в Великобритании,   важным   источником   компетенции местных органов являются судебные прецеденты, во многом конкретизирующие   компетенцию   местных   органов, устанавливаемую парламентскими актами. 

16. Финансовой и  экономические основы местного самоуправления РФ

Финансовые ресурсы местного самоуправления в РФ складываются из:

- бюджетных средств органов  местного самоуправления;

- внебюджетных средств  органов местного самоуправления;

- валютных средств органов  местного самоуправления;

- получаемых органами  местного самоуправления кредитных  ресурсов.

Среди указанных финансовых ресурсов главное значение и роль играют бюджетные средства.

Эти средства составляют местный  бюджет. Местный бюджет представляет собой форму образования и  расходования денежных средств для  обеспечения функций органов  местного самоуправления. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Как уже подчеркивалось, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением   осуществляются   органами   местного самоуправления    самостоятельно.    Самостоятельность местного бюджета как части бюджетной системы ЕФ обеспечивается:

- наличием собственных источников доходов;

- правом определять направления  использования и расходования  бюджетных средств;

- нравом использовать  по своему усмотрению доходы  местного бюджета, полученные  дополнительно в ходе исполнения его; эти средства изъятию не подлежат;

Информация о работе Муниципальное право