Муниципальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:42, шпаргалка

Краткое описание

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Файлы: 1 файл

shpargalki-po-municipal._nomu-p_.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

- конструктивное сотрудничество  и взаимодействие муниципальных органов, должностных лиц местного самоуправления     с     политическими     партиями, общественными    организациями    и    движениями, действующими   на   территории    соответствующего муниципального образования.

 

  

14. Понятие и  виды организационных форм осуществления местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется в различных формах, которые составляют его организационные основы.

Так, в соответствии со ст.З  Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органЫг местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

В ст. 130 ч.2 Конституции РФ организационные формы осуществления  местного самоуправления в РФ получили    более    четкое    закрепление:    местное самоуправление   осуществляется   гражданами   путем референдума,    выборов,    других    форм   прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В Европейской Хартии, в  частности, закреплено, что местное  самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными  им  исполнительными  органами.  Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где <то допускается по закону>.

Таким образом, местное самоуправление может осуществляться как непосредственно (прямо) населением, так и органами местного самоуправления.

ФЗ № 154 закрепляет уже  более детально систему организационных    форм    осуществления    местного самоуправления в РФ, которые можно разделить на две основные группы.

Первую группу составляют прямые (или непосредственные)     формы     осуществления     населением муниципального образования местного самоуправления. К *ним относятся: местный референдум; муниципальные выборы: собрания, конференции и сходы граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Втираю группу организационных  форм осуществления  местного  самоуправления  в  РФ  образуют представительные    выборные    органы    местного самоуправления, иные органы местного самоуправления, выборные   и   иные   должностные   лица   местного самоуправления.

Несмотря   на   определенные   различия,   все организационные  формы     осуществления  местного самоуправления находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, составляют единую систему, единый муниципалитет. 

24. Муниципальные  выборы.

Наряду с референдумом высшей непосредственной формой народовластия в нашей стране являются выборы, в том числе и муниципальные выборы. Муниципальные выборы в РФ - это выборы депутатов    представительных    органов    местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Правовой основой муниципальных  выборов является Конституция РФ (стЗ. 32 и др.) ФЗ № 154 <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФУ> (статьи 23, 57 и др.), ФЗ от 26.10.94 № 56 <Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ>, ФЗ от 23.10.96 № 138 <Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления> и утвержденное этим ФЗ <Временное положение    о    проведении    выборов    депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах    РФ,    не    обеспечивших   реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть

избранными в органы местного самоуправления>, другие федеральные законы, а также соответствующие нормы конституций и уставов субъектов РФ, их законы о выборах в органы местного самоуправления и, наконец, уставы муниципальных  образований  в  части,  касающейся муниципальных выборов на территории соответствующих муниципальных образований.

Выборы   депутатов   представительных   органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами РФ, проживающими   на   территории   соответствующих муниципальных образований, на <основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие избирателей в муниципальных выборах носит добровольный характер.

Муниципальные    выборы    проводятся    по территориальному принципу при непосредственном участии граждан муниципального образования в организации и проведении  муниципальных  выборов,  а  также  по мажоритарному   пропорциональному или смешанному принципу.

Право избирать депутатов  представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного    самоуправления    принадлежит    каждому гражданину РФ, постоянно проживающему на территории соответствующего     муниципального     образования, достигшему на день выборов 18 лет и обладающему активным избирательным правом.

Что касается пассивного избирательного права, то кандидатом в депутаты представительного  органа местного самоуправления может  быть любой гражданин РФ, обладающий избирательным правом, достигший 18-летнего возраста; минимальный возраст кандидата на должность главы муниципального образования не может превышать 21 года.

Сроки   обязательного   проживания   указанных кандидатов     на     территории     соответствующего муниципального образования не могут превышать одного года. Никаких других ограничений устанавливаться не должно. Но дополнительные гарантии избирательных прав граждан могут устанавливаться законами субъектов РФ.

Детальный порядок проведения муниципальных выборов определяется специальными избирательными законами субъектов РФ (например, Свердловский Областной закон от 26.10.95  <О выборах органов местного самоуправления в Свердловской области>).

Федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов РФ гарантируют  проведение муниципальных выборов. 

32. Организация  работы представительных органов  местного самоуправления

В соответствии с ФЗ ^ 154 представительный ОМС состоит из депутатов, является коллегиальным выборным органом. Следовательно, работа депутатов этого органа может быть организована, прежде всего, в форме совместной их деятельности. В качестве таковой ныне действующие представительные ОМС используют, как правило, форму заседаний (иногда - сессий). Заседание, как правило, является основной организационно-правовой формой деятельности представительных ОМС (думы. собрания депутатов, муниципального совета и др.).

Наряду с такой формой работы представительных ОМС. как их заседания, работа депутатов осуществляется также в составе определенных групп, то есть депутатских комитетов, комиссий и т.п. Заседания последних являются организационно-правовой формой деятельности депутатов представительных ОМС.

Организационно-групповой  формой деятельности депутатов представительного  ОМС следует также считать  так называемые “публичные слушания”, которые проводятся либо в рамках всего представительного ОМС, либо в рамках отдельных его комитетов и комиссий, по вопросам. относящимся к ведению данных муниципальных органов.

Наконец, деятельность депутатов  представительного ОМС   может   носить   индивидуальный   характер, осуществляться в форме приема избирателей в своем избирательном округе, рассмотрения их жалоб, заявлений, обращение депутата  с  запросами  и  вопросами  к должностным лицам местного самоуправления и органов государственной власти, выступления депутата перед своими избирателями с отчетом о своей работе и работе представительного ОМС и др. 

38. Глава муниципального  образования, иные выборные должностные  лица местного самоуправления

1 - Уставом муниципального  образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. 2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Глава муниципального  образования и иные выборные  должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

4. Наименование главы муниципального  образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

5. Глава муниципального  образования и другие выборные  должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. 

34. Статус депутата, члена выборного органа местного  самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутату, члену  выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу  местного самоуправления гарантируются  условия для беспрепятственного  и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

3. Полномочия депутата, члена  выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.

Полномочия выборного  должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

4. Глава муниципального  образования, депутат, член выборного  органа местного самоуправления, другие выборные должностные  лица местного самоуправления  в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

5. Уставами муниципальных  образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

6. Статус депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

7 Депутаты члены выборных  органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного  самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключение’.’ случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

8. Депутатам и членам  выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

 

  

23. Местный референдум.

Высшей непосредственной формой муниципальной демократии является местный референдум, под которым понимается голосование граждан, проживающих    на    территории    соответствующего муниципального образования,  по наиболее важным вопросам местного значения.

Что   является   правовой   основой   местного референдума? Это, прежде всего. Конституция РФ (статьи 3, 32 и др.), ФЗ № 154 (статья 22 и др.), законы субъектов РФ о местном референдуме, а также уставы соответствующих муниципальных образований.

Одним из важных вопросов местного референдума является его предмет, то есть те вопросы, которые могут , выноситься на голосование или которые не могут выноситься на голосование. К сожалению, в действующем законодательстве субьектов РФ нет по лому вопрос) единства, как и по разному указываются сами вопросы. которые могут выноситься на местный референдум, или не могут быть его предметом.

Информация о работе Муниципальное право