Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:19, контрольная работа
Предмет, метод и система муниципального права, его источники и участники. Местные референдумы и муниципальные выборы. Муниципально-правовые нормы и отношения.
1-Введение 2 стр
2- Понятие отрасли муниципального права 5 стр
1) Предмет, метод и система муниципального права 6 стр
2) Источники муниципального права,
муниципально-правовые нормы и отношения 8 стр
3) Участники муниципально-правовых отношений,
местные референдумы и муниципальные выборы 12 стр
3-Заключение 17 стр
4-Список используемой литературы 18 стр
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
ИНСТИТУТ ______________________________
Кафедра трудового права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Муниципальное право
Вариант № 2
на тему: «Предмет муниципального права.»
Выполнила студентка 2 курса
Группы 210
Зачётная книжка № _______
Кутузова И.А.
Санкт-Петербург
2012
План
1-Введение
2- Понятие отрасли
муниципального права
1) Предмет, метод и система муниципального права 6 стр
2) Источники муниципального права,
муниципально-правовые нормы и отношения 8 стр
3) Участники муниципально-правовых отношений,
местные референдумы и
муниципальные выборы
3-Заключение
4-Список используемой
литературы
Введение
Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.
Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.
Муниципальное право - комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Предмет муниципального права - отношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления -деятельность населения, которая:
а) признается и гарантируется Конституцией РФ;
б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;
в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;
г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Понятие «муниципальное право» — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.
Термины «муниципалитет», «муниципальное хозяйство» отражали политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Слово «муниципалитет» происходит от латинского «мипизарют». «Мипиз» по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а «сарю» — беру, принимаю. Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина «муниципалитет» относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.
В настоящее время «муниципалитеты» — это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское самоуправление. В законодательстве Российской федерации термин «муниципальный» применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не «муниципалитет», «муниципальные органы», «муниципальное право», а «местное самоуправление», «органы местного самоуправления». Но, вместе с тем, в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г. устанавливает, что термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления .
Термин «муниципальное право Российской Федерации» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации, и, во-вторых, так именуется научная дисциплина — совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. Кроме того, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Однако каждое из этих понятий — и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.
Понятие отрасли муниципального права.
К концу 90-х годов
в системе российского права обособилась
новая отрасль - муниципальное право.
Согласно наиболее распространенному
в теории права мнению ученых отрасли
права должны обладать собственными, присущими
только им предметом и методом правового
регулирования, позволяющими разграничить
конкретные отрасли. В учебной литературе
отрасль характеризуется в виде совокупности
норм, регулирующих определенную группу
общественных отношений.
В названной новой
отрасли употребляется термин "муниципальный".
Слово это происходит от латинского "municipium".
В республиканскую эпоху римской истории
так назывались города, пользовавшиеся
правами самоуправления.
Муниципальное право - комплексная
отрасль права.
Муниципальное право не является профилирующей
(основной) самостоятельной отраслью права,
поскольку у него отсутствует собственный
основной метод регулирования. Согласно
утвердившейся в юридической литературе
позиции, муниципальное право представляет
собой комплексное правовое образование.
"Муниципальное право
Российской Федерации - это комплексная
отрасль российского права, представляющая
совокупность правовых норм, закрепляющих
и регулирующих общественные отношения,
возникающие в процессе организации местного
самоуправления и решения населением
муниципальных образований непосредственно,
через выборные и другие органы местного
самоуправления вопросов местного значения,
а также в процессе реализации отдельных
государственных полномочий, которыми
могут наделяться органы местного самоуправления".
1)Предмет, метод и система муниципального права.
В процессе структуризации
системы права, деления его на отрасли,
ведущим фактором выступает предмет правового
регулирования, под которым понимается
круг однородных общественных отношений.
Предметом муниципального права являются
однородные отношения, возникающие в процессе
реализации населением права на местное
самоуправление. Ряд авторов выделяют
четыре группы общественных отношений,
составляющих предмет муниципального
права.
Отношения, связанные:
а) со способностью местного населения
непосредственно решать вопросы местного
значения (выборы, местные референдумы
и др.);
б) с организацией и деятельностью органов,
выборных должностных лиц местного самоуправления;
в) с функционированием различных отраслей
местного хозяйства через определение
компетенции муниципальных образований
и статуса различных объектов муниципального
имущества;
г) с осуществлением органами местного
самоуправления отдельных государственных
полномочий.
Муниципальное
право, являясь комплексной отраслью,
заимствует методы, используемые в различных
отраслях. Поскольку местное самоуправление
охватывает сферу публичного и частного
права, правовое регулирование основано
на сочетании императивного и диспозитивного
методов. Местное самоуправление является
преимущественно публично правовым институтом
и поэтому чаще всего применяется императивный
метод в сочетании с обязывающими и запрещающими
способами регулирования. Помимо названных
двух способов правового регулирования
в теории права выделяется также и третий
- дозволение, т.е. предоставление лицу
права на определенное собственное поведение,
совершение тех или иных действий. Дозволение,
определяющее диспозитивный характер
правового регулирования, также широко
используется в муниципальном праве. Так,
в соответствии со ст.132 Конституции РФ
органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы, осуществляют охрану общественного
порядка.
Императивный и диспозитивный методы
дополняются методом гарантий.
В ст.133 Конституции РФ местное
самоуправление гарантируется правом
на судебную защиту, на компенсацию
дополнительных расходов, возникших
в результате решений, принятых органами
государственной власти.
Система муниципального
права.
Муниципальное право как отрасль права
обладает всеми признаками системного
правового образования. Внутри отрасли
происходит дифференциация права, выражающаяся
в делении ее на ряд правовых институтов.
Как отмечает Д.А.Керимов, "отдельная
правовая норма, как правило, не в состоянии
урегулировать с требуемой полнотой и
всесторонностью то или иное общественное
отношение без сочетания, взаимодействия
с другими правовыми нормами, направленными
на регулирование того же отношения. Совокупность
этих правовых норм, соединенных между
собой в определенное системное целое,
и образует .
При характеристике
системы муниципального права нами выделялась
общая и особенная части.
К общей части относятся следующие муниципально-правовые
институты.
1. Правовые основы местного самоуправления.
2. Территориальные основы местного самоуправления.
3. Организационные основы местного самоуправления.
4. Финансово-экономические основы местного
самоуправления.
5. Гарантии местного самоуправления.
6. Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц.
Наряду с перечисленными институтами,
в систему муниципального права, по нашему
мнению, входит и такой самостоятельный
институт как территориальное общественное
самоуправление населения.
Муниципально-правовые нормы,
регулирующие общественные отношения,
связанные с формированием и деятельностью
территориальных общин, органов территориального
общественного самоуправления населения,
развитием национальных форм общественного
самоуправления, несомненно, имеют свои
особенности, обладают относительной
самостоятельностью, устойчивостью и
автономностью функционирования, т.е.
всеми признаками, присущими правовому
институту.
К особенной части относятся
правовые институты, объединяющие нормы,
регулирующие полномочия органов местного
самоуправления и их должностных лиц.
К ним, в частности, относятся:
а) полномочия органов местного самоуправления
в сфере социально-экономического развития;
б) полномочия органов местного самоуправления
в сфере социально-культурного развития;
в) полномочия органов местного самоуправления
по обеспечению общественной безопасности
и правопорядка.
2) Источники муниципального
права, муниципально-правовые нормы и
отношения.
Понятие источника
муниципального права.
В общей теории права принято различать
понятия источника права в материальном
и формальном, юридическом смыслах. В первом
значении под источником права понимаются
те факторы, которые определяют само содержание
права. К ним принято относить материальные
условия жизни общества, свойственные
ему экономические отношения. В юридическом
смысле в качестве источника права рассматриваются
формы, в которых объективируются и получают
обязательную силу правовые нормы. Формами,
выполняющими такую функцию, выступают
в Российской Федерации соответствующие
нормативно-правовые акты, действующие
в настоящее время и муниципально-правовые
договоры. Таким образом, источниками
муниципального права являются действующие
правовые акты, содержащие нормы муниципального
права и муниципально-правовые договоры.
Источники муниципального
права:
-Международные нормы
-Европейская Хартия о местном самоуправлении
-Федеральные нормы
-Конституция РФ
-Федеральные законы
-Указы Президента, постановления правительств