Предмет муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Предмет, метод и система муниципального права, его источники и участники. Местные референдумы и муниципальные выборы. Муниципально-правовые нормы и отношения.

Оглавление

1-Введение 2 стр
2- Понятие отрасли муниципального права 5 стр
1) Предмет, метод и система муниципального права 6 стр
2) Источники муниципального права,
муниципально-правовые нормы и отношения 8 стр
3) Участники муниципально-правовых отношений,
местные референдумы и муниципальные выборы 12 стр
3-Заключение 17 стр
4-Список используемой литературы 18 стр

Файлы: 1 файл

Муниципальное право к.docx

— 40.83 Кб (Скачать)

-Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования.   

 Источники муниципального  права можно также классифицировать  и по другим основаниям: по  юридической силе, по предметам  ведения местного самоуправления, которые в этих источниках  затрагиваются , по кругу субъектов, их принявших, особое место среди источников муниципального  права занимают договоры, которые могут заключать между собой Мо, а также Мо и другие субъекты права.

 

    Система источников муниципального права. 
Выделяют четыре группы нормативно-правовых актов с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений. 
К нормативно - правовым актам первого уровня относятся международные нормы, например Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.85 г., ратифицированная Федеральным Законом от 11.04.98 г. № 55-ФЗ. Значение Хартии как источника муниципального права состоит в следующем: 
- устанавливает и закрепляет общепризнанные принципы существования местного самоуправления в политико-правовой системе государств; 
- определяет минимальные гарантии местного самоуправления, требуемые от органов государственной власти; 
- имеет приоритет перед национальным правом. 
Второй уровень представлен федеральным законодательством, содержащим муниципальные нормы права. Среди данных актов первостепенное значение Конституции как источника муниципального права состоит в том, что она: 
- придает институту местного самоуправления статус одной из основ конституционного строя, закрепляя постулат о том, что органы местного самоуправления являются формой осуществления народом своей власти, формой реализации его суверенитета. Таким образом определена природа и "естественный" характер местного самоуправления в нашем государстве; 
- выделяет два основополагающих принципа местного самоуправления: самостоятельность в пределах своих полномочий и "невключенность" в систему органов государственной власти; 
- очерчивает рамки компетенции местного самоуправления, закрепляя перечень основных вопросов местного значения; 
- определяет основные гарантии местного самоуправления. 
К следующему подуровню относят федеральные законы, содержащие нормы муниципального права.

а) специальные муниципальные  законы

б) отраслевые законы

Значение этого подуровня  состоит в следующем: 
- детализирует, конкретизирует положения, содержащиеся в Конституции РФ; 
- определяет понятие и принципы местного самоуправления в РФ, предметы ведения РФ, субъектов федерации и органов местного самоуправления в сфере организации и осуществления местного самоуправления в РФ, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления, гарантии осуществления местного самоуправления и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, регулирует прочие вопросы; 
- создает возможность для дальнейшего правового регулирования указанных отношений на региональном уровне. 
К третьему подуровню относятся иные федеральные нормативно-правовые акты. Данные источники: 
- применительно к специфике конкретного региона развивают и дополняют соответствующие положения Конституции и федерального законодательства; 
- создают возможность для дальнейшего правового регулирования отношений местного самоуправления на локальном уровне. 
Источниками четвертого уровня выступают так называемые локальные нормативные акты. Речь идет о нормативных установлениях, регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления и исходящих от самого населения муниципальных образований и органов местного самоуправления. Среди локальных нормативных актов, являющихся источниками муниципального права, на первом месте стоит Устав муниципального образования.

 
     Устав - это документ комплексного характера, наиболее полно отражающий правовой статус муниципальных образований. Устав имеет сложную юридическую природу. С одной стороны, он носит локальный характер: 
- создается на основе федерального и регионального законодательства; 
- не должен противоречить федеральному и региональному законодательству; 
- действует только на территории соответствующего муниципального образования. 
С другой стороны, это: 
- документ высшей юридической силы на данной территории; 
- все другие муниципальные нормативно-правовые акты принимаются на его основе и во его исполнение; 
- все другие акты не могут ему противоречить под страхом признания недействительными;

 
    Второй формой муниципального права являются муниципально-правовые договоры - двусторонние или многосторонние соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления.  
Муниципально-правовые договоры могут заключаться между органами местного самоуправления, между государственными органами и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления и другими субъектами права.

 
     Муниципально-правовые нормы. 
Муниципально-правовые нормы - это правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. 
По характеру предписаний делятся на: 
- управомочивающие (например, органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью - ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"); 
- обязывающие (например, наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным - ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"); 
- запрещающие (например, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленный ст.133 Конституции Российской Федерации). 
По степени определенности содержащихся в них предписаний: 
- императивные (например, обязательность рассмотрения органами государственной власти обращений органов местного самоуправления - ст. 45 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"); 
- диспозитивные (например, установление возможности осуществления полномочий главой муниципального образования - ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

 

 
     Муниципально-правовые отношения. 
Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в муниципальных образованиях.  
Субъектами муниципально-правовых отношений выступают: муниципальные образования, население муниципальных образований, органы местного самоуправления, граждане, члены выборных представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие, органы территориального общественного самоуправления, ассоциации и союзы муниципальных образований, государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности.

3)Участники муниципально-правовых отношений,местные референдумы и муниципальные выборы

     Участники муниципально-правовых отношений

Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений - лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения поп вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения.

Субъекты муниципально-правовых отношений многочисленны и разнообразны. Можно выделить следующие группы субъектов муниципально-правовых отношений:

1) сообщество граждан,  проживающих в пределах муниципального  образования;

2) органы местного самоуправления (представительные и исполнительные);

3) выборные должностные  лица (депутаты, главы муниципальных  образований);

4) органы территориального  общественного самоуправления (домовые  комитеты, советы и т.д.);

5) юридические лица (например, хозяйствующие субъекты, действующие  на

территории муниципального образования);

6) физические лица или  группы лиц (в частности, обращающиеся  в органы

местного самоуправления с правотворческой инициативой);

7) государственные органы  Российской Федерации;

8) государственные органы  субъектов Российской Федерации;

9) различные предприятия,  организации, учреждения.

     Кроме того, необходимо иметь в виду, что особым субъектом муниципально-правовых отношений может быть и муниципальное образование в целом. Так, муниципальное образование обладает правами собственника муниципального имущества; правом иметь свою символику (гербы, эмблемы и др.). От имени муниципального образования как особого субъекта муниципально-правовых отношений выступают: либо население непосредственно, либо органы местного самоуправления.

    Местные референдумы

К формам осуществления местного самоуправления относятся:

1) формы непосредственной  демократии: местный референдум; выборы  органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц; собрания, сходы граждан; митинги; демонстрации; шествия; правотворческая инициатива граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления;

2) формы представительной  демократии: выборные органы местного  самоуправления и выборные должностные лица;

3) местное самоуправление  осуществляется также через исполнительные  органы.

     Местный референдум — это осуществляемое в пределах муниципального образования посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Понятие местного референдума, равно как и понятие других форм осуществления местного самоуправления, обладает своими отличительными признаками. Признаки эти очевидны.

Первый признак — это  непосредственное осуществление гражданами муниципальных образований власти, источником которой в соответствии с Конституцией Российской Федерации является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путем прямого волеизъявления посредством голосования. При этом каждый гражданин, имеющий право решающего голоса, участвует в референдуме лично.

Второй признак состоит  в том, что в референдуме принимают  участие только те граждане, которые проживают на территории данного муниципального образования.

Третий признак указывает  на локальность территории, где проводится местный референдум.

Четвертый признак ограничивает сферу влияния референдума вопросами местного значения. Ибо законодательство о местных референдумах, о местном самоуправлении прямо указывает, что на местных референдумах решаются (обязательный референдум) или обсуждаются (консультативный референдум) вопросы местного значения.

Местные референдумы можно  разделить на две группы: обязательные и консультативные.  Под обязательным референдумом следует понимать местный референдум, результатом которого является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально-правовых отношений. Консультативный референдум, в отличие от обязательного, не имеет такого широкого распространения. Нормы о консультативном референдуме имеются лишь в отдельных законах о местном референдуме и местном самоуправлении субъектов Российской Федерации. Принципы проведения местных референдумов установлены Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдумах, а также на их свободное волеизъявление.

 

     Муниципальные выборы

Второй важнейшей формой непосредственного волеизъявления граждан являются выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Выборы в системе местного самоуправления предназначены для  формирования органов местного самоуправления и избрания должностных лиц местного самоуправления.

Участие граждан, проживающих  на территории муниципального образования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства. Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа сограждан, избиратели участвуют в деле организации управления на своей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого гражданина и судьба муниципального образования в целом. Качественный состав представительных органов зависит как от выбора избирателей, так и от законодательства, на основе которого проводятся выборы.

Назначение выборов осуществляют различные органы и должностные  лица. Такой порядок предусмотрен и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 2 ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии с конституциями, законами, уставами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В связи с этим субъекты Российской Федерации вправе сами определять порядок назначения выборов.

Для организации и проведения выборов органов и должностных  лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии. При проведении выборов депутатов в представительные органы местного самоуправления образуются территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии. При проведении выборов глав муниципальных образований окружные комиссии не образуются. Эти вопросы решаются в субъектах Российской Федерации исходя из местных условий и особенностей, нагрузки на территориальные избирательные комиссии. Положения основных местных стандартов Факторы, предопределяющие особое значение европейских стандартов местного самоуправления для России в рамках проводимой на современном этапе реформы публичной власти, федерализма и местного самоуправления:

1)     усиление  влияния международных норм на  внутреннее российское право  в связи с современными интеграционными процессами,

2)     особенности  конституционной концепции определения  места общепризнанныхПоскольку признанные Россией как членом Совета Европы международные договоры, в той или иной степени затрагивающие вопросы организации местного самоуправления, во многих случаях не могут быть реализованы непосредственно и нуждаются в адаптации в национальном законодательстве (т.е. в имплементации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Критерий для выделения самостоятельной отрасли права - наличие особой группы однородных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права. Предмет муниципального права как отрасли права - группа отличительных общественных отношений, регулируемых нормами муниципального права. 
     В соответствии с принципом народовластия на территории РФ и принципом самостоятельности и независимости каждой ветви власти народ является единственным источником власти. Властные функции народной власти могут проявляться непосредственно через органы государственной власти либо через органы местного самоуправления.

Информация о работе Предмет муниципального права