Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 16:56, реферат
Слово «муниципалитет» происходит от латинского «мипизарют». «Мипиз» по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а «сарю» – беру, принимаю. Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина «муниципалитет» относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.
Введение
Слово «муниципалитет» происходит от латинского «мипизарют». «Мипиз» по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а «сарю» – беру, принимаю. Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина «муниципалитет» относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.
Термин
«муниципальное право Российской Федерации»
употребляется в двух основных значениях.
Во-первых, так называется совокупность
правовых норм, регулирующих определенную
область общественных отношений и составляющих
отрасль правовой системы Российской
Федерации, и, во-вторых, так именуется
научная дисциплина – совокупность научных
теорий и знаний, обобщающих данную область
общественных отношений, практику реализации
норм муниципального права. Кроме того,
в соответствии с наименованием отрасли
права и научной дисциплины муниципальным
правом называется учебная дисциплина,
изучение которой предусматривается учебными
планами юридических вузов. Все эти понятия
тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо
имеют общий источник: одну и ту же сферу
общественных отношений, в которых находит
свое воплощение местное самоуправление
– признаваемая и гарантируемая государством
самостоятельная и под свою ответственность
деятельность населения муниципальных
образований по решению вопросов местного
значения. Однако каждое из этих понятий
– и отрасль права, и научная дисциплина,
и учебная дисциплина, носящее одно и то
же наименование, имеет свое специфическое
содержание, свой предмет.
Глава 1. Муниципальное право.
К
концу 90-х годов в системе
Муниципальное
право является составной частью
юриспруденции. Наука муниципального
права относится к числу
Предметом муниципального права являются однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества, которую Конституция Российской Федерации определяет как “местное самоуправление”.1
Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права.
Среди этих проблем важнейшими являются следующие:
- понятие местного (муниципального) самоуправления;
- соотношение его с государственным управлением;
- соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований;
-
проблемы территориальных
- полномочия и предметы ведения муниципальных образований и разграничение их с органами государственной власти;
-
характер и формы
-
изучение, обобщение практики
Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.
Особенности
предмета муниципально-правового
Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных (самостоятельных) отраслей права, поскольку у него отсутствует собственный основной метод регулирования. Его место в системе права России определяется тем, что это комплексная отрасль права, возникшая на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также в результате развития законодательства о местном самоуправлении.
В этом ракурсе оно является вторичным, производным от других отраслей права и поэтому оно, во-первых, является комплексным, а во-вторых, тесно взаимодействует с такими отраслями права как: конституционное, административное, гражданское, налоговое и др.
По мнению И.В. Выдрина и А.Н. Кокотова комплексность муниципального права обусловлена, во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер - финансов, налогов, землепользование и др., а во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм.
Муниципальное право тесно взаимосвязано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законом административной правосубъектностью.
Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Взаимодействие
муниципального права с такими отраслями
права, как финансовое, земельное, экологическое,
хозяйственное право
Можно
привести определение муниципального
права, данное О.Е. Кутафиным и В.И.Фадеевым.
"Муниципальное право Российской Федерации
- это комплексная отрасль российского
права, представляющая совокупность правовых
норм, закрепляющих и регулирующих общественные
отношения, возникающие в процессе организации
местного самоуправления и решения населением
муниципальных образований непосредственно,
через выборные и другие органы местного
самоуправления вопросов местного значения,
а также в процессе реализации отдельных
государственных полномочий, которыми
могут наделяться органы местного самоуправления".2
Местное самоуправление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной (муниципальной) власти.
Ибо местное самоуправление — это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационные формы осуществления которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации.
Выделяют четыре группы общественных отношений, составляющих предмет муниципального права.
Отношения, связанные:
а) со способностью местного населения непосредственно решать вопросы местного значения (выборы, местные референдумы и др.). Перечень вопросов, которые решаются (или могут решаться) населением непосредственно, а также формы и институты прямой демократии, обеспечивающие выражение воли граждан по данным вопросам, закрепляются в уставах местного самоуправления муниципальных образований на основе федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении;
б) с организацией и с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы;
в)
с функционированием различных
отраслей местного хозяйства через
определение компетенции
г) с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, а также в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления законодательных и правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.3
Существует более дробная классификация отношений местного самоуправления, составляющих предмет отрасли муниципального права:
-
отношения, связанные с местом
местного самоуправления в
-
договорные отношения по
-
отношения, связанные с
-
отношения, связанные с
- отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;
-
отношения в сфере местных
налогов, местного бюджета,
-
отношения, вытекающие из
-
практика деятельности
Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования.
Во-первых,
данные отношения имеют локально-