Классификация муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании муниципальной службы и муниципальных должностей. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1. Дать понятия муниципальной службе. Муниципальным должностям
2. Рассмотреть принципы муниципальной службы
3. Охарактеризовать правовые источники муниципальной службы
4. Рассмотреть функции муниципальной службы
5. Дать понятие и рассмотреть виды муниципальных должностей
6. Дать общую характеристику должностей муниципальной службы
7. Рассмотреть приём на муниципальную службу, основания её прекращения

Оглавление

Введение 3
1 Муниципальная служба в Российской федерации 6
2 Муниципальные должности Российской федерации 15
2.2 Общая характеристика и классификация должностей муниципальной службы 24
Заключение 34
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная муниципальное.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Классификация муниципальных должностей устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Федеральный закон от 8 января 1998г. нацеливает субъектов Федерации на проведение соотношения муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к должностям муниципальной и государственной службы (п. 2 ст. 8). Соотносимость государственных и муниципальных должностей необходима уже потому, что между государственной и муниципальной службами нет и не может быть жесткой границы. Для муниципальных служащих переход на государственную службу часто означает профессиональный и кадровый рост. Но такой переход не должен означать, что человек вынужден начинать все сначала, теряя, например, прежний стаж муниципальной службы. Этот стаж необходимо перевести в стаж государственной службы, исходя из заранее веденных критериев.

Согласно законодательству Свердловской области классификация  должностей муниципальной службы построена  на разведении понятий «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы» в рамках трех категорий должностей: «А», «Б», «В». Критерий разделения должностей на три категории - степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований. К числу муниципальных должностей относятся должности категории «А», а к должностям муниципальной службы - должности категорий «Б» и «В». Необходимо отметить, что федеральный законодатель не разводит понятия «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы».

Должности категории «А» (муниципальные должности) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселения, сельсовета, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе.

Введение в  состав должностей категории «А»  должности депутата представительного  органа требует пояснения в связи с тем, что статус муниципального служащего несовместим с любым депутатским мандатом, - это правило не распространяется только на глав муниципальных образований. Системное толкование норм законодательства о муниципальной службе позволяет снять противоречие двух вышеизложенных правил за счет следующего вывода: муниципальные служащие не могут быть депутатами в силу несовместимости их должностей с депутатским мандатом, а депутаты местных представительных органов могут быть при определенных условиях муниципальными служащими. Однако это касается лишь тех должностей в рамках представительного органа, которые, во-первых, замещаются на постоянной основе, а во-вторых, обеспечивают непосредственное осуществление полномочий представительного органа (освобожденные депутаты, работающие в должностях председателя Думы, заместителей председателя Думы, председателей ее постоянных комитетов и т. п.). При этом в уставе муниципального образования, регламенте Думы и других документах обязательно должно быть закреплено правило о необходимости замещения данных думских должностей только депутатами.

Должности категорий «Б» и «В» именуются не муниципальными должностями, а должностями муниципальной службы. Должности категории «Б» устанавливаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А». К ним относятся должности помощника главы муниципального образования советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей: вновь пришедший глава свободен в подборе кандидатов на названные должности, поскольку муниципальная служба на должностях категории «Б» ограничивается сроком, на который назначаются или избираются главы муниципальных образований. С уходом прежнего главы истекает и срок полномочий служащих на должностях категории «Б».

Должности категории  «В» устанавливаются для обеспечения  исполнения полномочий органов местного самоуправления. К этой категории  относятся все иные должности, не попадающие в категории «А» и  «Б». Должности категории «В» делятся на пять видов:

1) высшие должности  (заместитель главы муниципального  образования, управляющий делами (руководитель аппарата) администрации  главы муниципального образования,  представительного органа местного  самоуправления муниципального образования, глава администрации района в городе);

2) главные должности  (начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, заместитель  главы администрации района в  городе, глава администрации поселка,  сельсовета, поселения);

3) ведущие должности (заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь, заместитель главы администрации поселка, сельсовета, поселения);

4) старшие должности  (помощник, главный специалист, ведущий  специалист, заместитель начальника (заведующего) сектора в составе  управления, комитета, отдела);

5) младшие должности  (специалисты I, II категории, просто  специалисты).

Например, Законом  Московской области от 31 июля 1997 г. «О муниципальных должностях и муниципальной  службе в Московской области» Вестник  Московской областной Думы. 1997. №10. С. 6 - 24. утвержден Единый реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Московской области.

Высшие главные  должности муниципальной службы устанавливаются уставом и нормативными правовыми актами муниципального образования  в соответствии с законами Московской области; ведущие и старшие должности  устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и законами Московской области; наконец, младшие должности устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с его уставом.

Закон об основах  муниципальной службы предусматривает  установление законами субъектов Федерации  соотношения муниципальных должностей муниципальной службы и государственных  должностей государственной службы. При этом учитываются квалификационные требования, предъявляемые к соответствующим должностям муниципальной и государственной служб.

Приведенная классификация  должностей дается в законодательном  утверждаемом едином реестре. Думается, что перечни должностей каждой категории  и вида, содержащиеся в реестре, не могут рассматриваться как закрытые и исчерпывающие. В реестре более важны не перечни конкретных должностей, а принципы разделения последних на отдельные категории и виды.

2. Кадры сферы управления

2.1 Признаки, классификация, квалификационные разряды

Согласно закону об основах муниципальной службы муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 7).

Таким образом, главным признаком муниципального служащего является то, что он занимает должность муниципальной службы, исполняет обязанности по этой должности.

К муниципальным  должностям муниципальной службы относятся  должности в органах местного самоуправления, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнения этих обязанностей.

Закон не относит  к муниципальным служащим лиц, замещающих выборные муниципальные должности. Их статус определяется специальным законодательством. Не относятся к категории муниципальных служащих руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций, ибо муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий, а также лица, которые исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и не замещают муниципальные должности муниципальной службы.

Другой  признак муниципального служащего - исполнение и обеспечение полномочий местного самоуправления. Эта деятельность является профессиональной, осуществляемой на постоянной основе и в порядке, который определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Наконец, еще одним признаком муниципального служащего является то, что денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей он получается из средств местного бюджета, ибо именно за счет этих средств финансируется муниципальная служба. При этом минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов.

Классификация муниципальных служащих возможна по различным основаниям.

В зависимости  от характера и объема полномочий муниципальные служащие подразделяются на руководителей и специалистов.

Руководители - это должностные лица местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления. К ним относятся руководители органов местного самоуправления, их структурные подразделения, заместители данных руководителей (назначенный глава администрации муниципального образования, его заместители, начальник (заведующий) отдела, службы, его заместители и др.).

Специалисты обеспечивают полномочия органов, выборных должностных лиц местного самоуправления (консультант главы муниципального образования, консультант управления (отдела, службы), главный, ведущий специалисты и др.).

В зависимости  от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, необходимых для замещения муниципальной должности муниципальной службы, муниципальные служащие подразделяются на группы соответственно делению муниципальных должностей муниципальной службы. По этому критерию они подразделяются на муниципальных служащих, замещающих (например, в Московской области) высшие должности; главные должности; ведущие должности; старшие должности; младшие должности.

Муниципальных служащих можно подразделить с учетом их квалификационных разрядов.

Изложенная выше дробная классификация муниципальных  должностей определяется необходимостью деятельностной специализации, мобильности  в работе муниципального аппарата, его иерархичностью. Она также  необходима для того, чтобы стимулировать  профессиональный рост муниципальных служащих, четко задавать его направленность и планировать достижение ими отдельных должностных ступеней. Однако сама по себе классификация должностей все-таки недостаточна для решения последней задачи, поскольку она уделяет основное внимание не исполнителю, не лицу, а самой организационной структуре с ее ячейками - должностямиБельский К. С. О ранговом отборе государственных служащих // Проблемы становления государственной и муниципальной власти в России. Екатеринбург, 1995. С. 10.. Классификацию должностей необходимо подкреплять перечнем званий или квалификационных разрядов, обозначающих не само по себе место гражданина должностной иерархии, а уровень его управленческого мастерства.

Не случайно поэтому Федеральный закон от 8 января 1998г. предусматривает помимо классификации муниципальных должностей муниципальной службы квалификационные разряды для муниципальных служащих. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на так называемые иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. 2 ст. 9).

В идее квалификационных разрядов главный акцент делается на исполнителя, учитываются такие  его данные, как образование, стаж работы, повышение квалификации, личные заслуги. Имея определенный разряд (звание, чин, класс), исполнитель - муниципальный служащий может претендовать на определенную должность, и руководство обязано считаться с этими претензиями Бельский К. С. Указ. соч. С. 10..

Квалификационные  разряды присваиваются муниципальным  служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовке муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Таким образом, занятие муниципальными служащими конкретных должностей предполагает в качестве одного из своих оснований наличие у названных служащих определенных квалификационных разрядов, а если последние субъекты Федерации не установлены, то соответствие муниципальных служащих нормативно установлены квалификационным требованиям.

Квалификационные  разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципального служащего на иные должности муниципальной службы, поступлении на государственную службу области, а также при увольнении устанавливаются законом субъекта РФ в соответствии с федеральными законами.

Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия аттестуемого занимаемой должности либо должности, на которую он претендует, а также включения муниципального служащего в резерв для замещения вышестоящей должности муниципальной службы.

Аттестация в  органах местного самоуправления проводится аттестационной комиссией, формируемой в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Федерации и муниципальных образований. Законами субъектов Федерации предусмотрено, что аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (Московская область, Новгородская область и др.).

Порядок и условия  проведения аттестации устанавливаются  нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с  федеральным законодательством  и законодательством субъектов РФ.

Квалификационный  экзамен проводит аттестационная комиссия для присвоения квалификационного разряда, в том числе очередного. Так, в соответствии с Законом Московской области «О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области» аттестационная комиссия проводит не реже одного раза в шесть месяцев квалификационный экзамен в следующих случаях:

Информация о работе Классификация муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды муниципальных служащих