Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании муниципальной службы и муниципальных должностей. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1. Дать понятия муниципальной службе. Муниципальным должностям
2. Рассмотреть принципы муниципальной службы
3. Охарактеризовать правовые источники муниципальной службы
4. Рассмотреть функции муниципальной службы
5. Дать понятие и рассмотреть виды муниципальных должностей
6. Дать общую характеристику должностей муниципальной службы
7. Рассмотреть приём на муниципальную службу, основания её прекращения
Введение 3
1 Муниципальная служба в Российской федерации 6
2 Муниципальные должности Российской федерации 15
2.2 Общая характеристика и классификация должностей муниципальной службы 24
Заключение 34
Список используемой литературы
Трудовое право |
Особенности регулирования труда муниципальных служащих |
<< Назад Содержание Вперед >> |
1.2 Муниципальный
служащий: понятие, классификация
муниципальных должностей |
Начиная рассмотрение правового статуса муниципального служащего, неминуемо возникает вопрос, до сих пор окончательно не решенный в юридической литературе – является ли муниципальный служащий государственным служащим – то есть, является ли муниципальная служба государственной? В настоящее время в нормативных актах закреплены такие понятия: «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий», «муниципальная должность». Все они, по сути, обозначают деятельность лиц, занятых осуществлением функций по обеспечению исполнения полномочий государственных органов - государственные служащие и органов местного самоуправления - муниципальные служащие. В.А.Козбаненко заключает, что данные ныне действующим российским законодательством понятия объединяют всех служащих, занятых на профессиональной основе исполнением различных управленческих функций в органах государственной власти и органах местного самоуправления[1]. И государственная, и муниципальная служба, по мнению исследователя, относятся к публичной службе, однако муниципальная служба не является разновидностью государственной. Аналогичного мнения придерживаются авторы учебника «Служебное право» Б.Н.Габричидзе и А.Г.Чернявский, считая, что муниципальная служба – это есть специфическая разновидность службы, не являющаяся государственной, в органах местного самоуправления муниципальных образований: городских и сельских поселений и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций[2]. ФЗ
«О государственной гражданской
службе» в п.2 ст.3 четко закрепляет,
что государственная Но есть и полярные мнения. Так, Ю.Н.Старилов[3] относит «муниципальную службу» к «государственной службе». То есть широкое понятие «государственная служба» охватывает и «муниципальную службу» как частную ее разновидность. По мнению исследователя, сама модель российской публичной службы, когда государственная и муниципальная служба разделены специальными законодательными актами является значительной проблемой, и поэтому необходимо выровнять статус государственных и муниципальных служащих[4]. Подтверждение
возможности существования Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством: 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единства ограничений
и обязательств при 3) единства требований
к профессиональной подготовке,
переподготовке и повышению 4) учета стажа
муниципальной службы при 5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих; 6) соотносительности
основных условий В некоторых субъектах РФ законодательные акты регулируют одновременно и государственную и муниципальную службу. Например, Закон Воронежской области от 19 января 1995г. «О государственной и муниципальной службе Воронежской области» регулирует отношения в сфере государственной службы области, а также муниципальной службы в органах местного самоуправления[5]. На наш взгляд, с точки зрения административного, конституционного права, безусловно, муниципальные служащие являются государственными служащими, поскольку де-факто служат государству (пусть и в лице его отдельных представителей – жителей конкретного района, города, селения, являющегося муниципальным образованием). Муниципальные служащие подчиняются единым государственным законам, законам субъекта федерации, в котором расположено данное муниципальное образование. Муниципальные служащие являются представителями, носителями властных полномочий, управленцами на данной территории – то есть представляют собой третье, нижайшее звено публичной власти страны. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации (федеральная власть), государственной власти субъектов РФ (региональная власть) и местного самоуправления (муниципальная власть). Эти три уровня публичной власти России организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их по существу одинаковая – органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории)[6]. При всем этом, действующее законодательство, как было сказано выше, не включает муниципальную службу в государственную гражданскую службу, и на этом основывается разделение в статусе тех и иных служащих. Нас в данном исследовании интересует, прежде всего, особенности регулирования труда муниципальных служащих, поэтому подробнее остановимся именно на законодательных основах регулирования социально-полезной деятельности работников органа местного самоуправления. Для обозначения работника органа местного самоуправления законодатель использует понятия «служащий», «должностное лицо». В связи с этим на практике возникает вопрос о четком разграничении понятий «муниципальный служащий» и «муниципальное должностное лицо». Как совершенно справедливо отмечает С.Г. Соловьев[7], проблемы правового статуса должностных лиц местного самоуправления - не только сугубо теоретические. Актуальность им придает тот факт, что в последнее время большое распространение получила коррупция в среде должностных лиц местного самоуправления. Следует указать и на серьезную опасность, которую представляет взаимопроникновение муниципально-властных и предпринимательских структур, факты злоупотреблений должностными лицами органов местного самоуправления. Достаточно часто в муниципальных образованиях встречаются случаи вхождения руководящих работников органов местного самоуправления в число учредителей и участников органов управления коммерческими структурами. Поэтому важно определить правовое положение муниципального служащего, муниципального должностного лица. Итак, обратимся к Закону. Согласно ст.2 и 7 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. При этом под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальными служащими не являются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления. Профессиональная
деятельность предполагает выполнение
социально-значимых действий, связанных
с выполнением исполнительно- Согласно ст.8 указанного Федерального закона муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ. Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность муниципального служащего может быть: - выборной, т.е. замещаемой в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; - невыборной, т.е. должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Законодатель рассматривает
как муниципальную службу тольк То есть получается, что хотя и выбираемые должности, и невыбираемые должности работников органа местного самоуправления объединены законодателем под понятием «муниципальный служащий», регламентация их правового статуса происходит различными нормативно-правовыми актами. Возникает достаточно странная ситуация, когда одни лица, занимающие муниципальные должности, относятся к категории муниципальных служащих, а другие, также занимающие муниципальные должности, к указанной категории не относятся. По мнению АН.Кокотова и А.С.Саломаткина подобный подход вряд ли можно признать оптимальным. Выборный характер ряда муниципальных должностей предопределяет только особенности правоположения замещающих их лиц в рамках муниципальной службы. Тот же глава муниципального образования наделен законодательно закрепляемыми за ним властными полномочиями, но он же обладает правами, обязанностями по службе, носящими служебный характер (право на денежное содержание, на отпуск, на пенсионное обеспечение; обязанность представлять необходимые документы в кадровую службу соответствующих органов местного самоуправления и т.д.). Поэтому логично распространять на лиц, замещающих выборные муниципальные должности, общий статус муниципальных служащих с необходимыми из него изъятиями и его дополнением особыми служебными правами, обязанностями названных лиц. Последние же следует закреплять не в нормативных актах, посвященных вопросам муниципальной службы, а в актах о статусе депутатов, глав муниципальных образований. К особенностям прохождения службы главами муниципальных образований относится, например, то, что они вступают в должность на основании собственных актов и актов об их избрании, принимаемых соответствующими избирательными комиссиями, нераспространение на них квалификационных разрядов, отсутствие практики их аттестации, особый порядок их увольнения как выборных должностных лиц[9]. В практических
целях принято различать Такой подход, кстати, является наиболее обоснованным с точки зрения правовой логики и именно он доминирует в практике муниципального управления. Уголовное
законодательство также делает достаточно
строгое различие между «должностными
лицами» и просто «служащими». Так,
Уголовный кодекс в примечании к
ст. 258 дает определение понятия « Что же касается лиц, занимающих определенное «служебное положение», то это государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, служащие различных общественных объединений, фондов, иных некоммерческих организаций, служащие коммерческих организаций, не относящиеся к числу лиц, осуществляющих управленческие функции[10]. Вернемся к законодательному определению муниципального служащего, уже приведенному выше. Итак, к муниципальным служащим относятся лица: - граждане Российской Федерации; - достигшие совершеннолетия (18 лет); - исполняющие
обязанности по муниципальной
должности муниципальной - порядок
исполнения должности - получающий денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета. Не являются муниципальными служащими лица, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лица, исполняющие в органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления. Аналогичное определение муниципального служащего присутствует в каждом региональном законе о муниципальной службе. Так, согласно ст.8 Закона Ханты-мансийского автономного округа - Югры о муниципальной службе в Ханты-мансийском автономном округе – Югре[11], муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, исполняющий в порядке, определенном в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами автономного округа, настоящим Законом, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования; муниципальными служащими автономного округа признаются лица, замещающие должности муниципальной службы, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным законом автономного округа. То есть, в определении присутствует только дополнительное указание на региональную принадлежность, в остальном же определение идентично данному в федеральном законе. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица. Взглянем для примера на реестр муниципальных должностей в ХМАО-Югре, установленный Законом ХМАО-Югры «О муниципальных должностях и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в ХМАО-Югре»[12] (Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 22 ноября 2005 года). Так, к примеру, согласно Приложению 1 в Перечень муниципальных должностей в городских округах и муниципальных районах входят: 1. Глава муниципального образования. 2. Председатель
Думы муниципального 3. Заместитель
председателя Думы 4. Депутат
Думы муниципального 5. Председатель избирательной комиссии муниципального образования. 6. Секретарь
избирательной комиссии 7. Председатель
контрольного органа 8. Заместитель председателя контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах. 9. Член
контрольного органа Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты. Руководители
- должности руководителей и Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности. Специалисты
- должности, учреждаемые для Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий[13]. Приведем
пример реестра муниципальных 1. Муниципальные
должности муниципальной 1) помощник,
советник, консультант главы 2) помощник,
советник, консультант председателя
Думы муниципального 3) помощник,
советник, консультант главы 4) пресс-секретарь
главы муниципального 5) пресс-секретарь
председателя Думы 2. Муниципальные
должности муниципальной 1) помощник первого заместителя главы муниципального образования; 2) помощник первого
заместителя главы 3) помощник заместителя
главы муниципального 4) помощник заместителя
главы администрации Подробная и детальная классификация муниципальных должностей муниципальной службы позволяет организовать мобильность в работе муниципального аппарата, разграничить сферы ответственности между сотрудниками. Кроме того, классификация (своеобразный Табель о рангах) является хорошим способом стимулирования профессионального роста муниципальных служащих и четкого задания его направленности и ступеней.
[1] Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право, 2003 - №3. [2] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. С.90.; см. также: Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права, 2003 - №5. [3] Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: БЕК, 1996. С. 133. [4] Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права, 2004г. - №9. [5] Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» - Система ГАРАНТ, 2005 г. [6] Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В.И.Шкатулла. – М.: «Экзамен», 2006. С.64. [7] Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: вопросы теории и практики // Журнал российского права, 2004 - №8. [8] Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с.115. [9] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник – М.: Юристъ, 2005. [10] Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей) - Издательский Дом ИНФРА-М, 2000. [11] См. официальную публикацию [12] См. официальную публикацию [13] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник – М.: Юристъ, 2005. |
Содержание
Введение
1. Муниципальная служба
1.1 Понятие, принципы и правовое регулирование
1.2 Должности и их классификация
2. Кадры сферы управления
2.1 Признаки, классификация, квалификационные разряды
2.2 Прием на муниципальную службу и основания ее прекращения
2.3 Права и обязанности муниципальных служащих
3. Правовой статус служащих
3.1 Поощрения и гарантии
3.2 Ответственность и взыскания
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В 90-е годы активно велись поиски способов формирования и деятельности местной власти. В 1990 г. принят закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В 1991 г. в РСФСР утвержден Закон о местном самоуправлении, а в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении закреплены в Конституции РФ. (До принятия Конституции РФ 1993 г. понятие муниципальной службы вообще не существовало, а работники местных органов считались государственными служащими. С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти вопросы муниципальной службы потребовали правового регулирования). На этой основе 12 августа 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в 1998 г. - Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». В декабре 1999 г. Правительством Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Тема курсовой работы «Основы муниципальной службы» весьма актуальна в наше время. Так как муниципальная служба в Российской Федерации только формируется и испытывает недостаток в кадрах, обладающих современными профессиональными знаниями. Продолжается период становления системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, несмотря на то, что ограничены финансовые ресурсы, выделяемые на эти цели. Ощущается потребность в развитии профессиональной компетенции, совершенствовании управления профессиональным развитием муниципальных служащих.
Также все еще остается проблемами неустойчивый характер муниципального управления и несформированность деятельности муниципальной власти в решении главных проблем жизнедеятельности населения.
Для их решения необходимо законодательно устанавливать основные положения муниципальной службы. Что, главным образом, и описывает в книге «Муниципальное право России» Постовой Н. В. Он рассматривает данный аспект на основании Федеральных Законов и законодательств субъектов Российской Федерации.
Также следует
развивать сферу кадрового
В своей работе я также использовала Конституцию РФ и комментарий Бархатовой Е. Ю. к ней, Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который устанавливает общие принципы организации муниципальный службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации. Закон РФ от 06.07.91 №15509 -1 «О местном самоуправлении в РФ». Учебные пособия Выдрина И. В., Кокотова А. И. и Кутафина О. Е., Фадеева В. И. по муниципальному праву Российской Федерации, в которых даются основные положения о муниципальной должности, муниципальной службе и муниципальных служащих. Что явилось главной схемой для написания мной данной работы.
Предметной областью курсовой работы является сама муниципальная служба, а объектом исследования основной кадровый состав, т. е. муниципальные служащие, как главный ее элемент.
Цель: подробное знакомство со стилем работы местного самоуправления, а также с сущностью муниципальной службы.
Задачи: раскрыть основные проблемы муниципальной службы как профессиональной деятельности, а также развития ее кадрового потенциала.
1. Муниципальная служба
Органы местного самоуправления - самостоятельная часть профессионального публично - властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в этих органах и реализующих их полномочия. Названная деятельность, именуемая службой, понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1993. с. 97..
Служба в органах
местного самоуправления именуется
муниципальной службой. Отправным
пунктом в регулировании
1.1 Понятие,
принципы и правовое
Муниципальная служба - новый вид службы в Российской Федерации.
До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальной службы» в законодательстве не использовалось, ибо: служащие местных органов власти - местных Советов и исполнительных комитетов - являлись государственными служащими.
Учреждение муниципальной службы, обособление ее от государственной службы обусловлено формированием в России местного самоуправления как специфического уровня власти, особой формы публичной власти. Вместе с тем первые законы о местном самоуправлении - об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР и о местном самоуправлении в РСФСР - не использовали понятие «муниципальная служба».
Служба в органах
местного самоуправления трактовалась
первоначально как часть
Конституция РФ с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного самоуправления установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Эта норма в совокупности с другими конституционными положениями о местном самоуправлении (ст. 3, 130, 131, 132, 133 и др.) послужила основой для формирования модели местного самоуправления, которая существенно отличается от той, что была закреплена в Законе РСФСР о местном самоуправлении. Тем самым были заложены правовые основы для учреждения нового вида служебной деятельности в нашем обществе: муниципальной службы.
В соответствии с Конституцией РФ законодательство разграничивает государственную службу и муниципальную службу: Федеральный закон от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно же Закону об общих принципах организации местного самоуправления муниципальная служба - это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Общие принципы
организации муниципальной
Муниципальной
службе присущи следующие
1. Муниципальная
служба учреждается и
2. Муниципальная служба имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления. К ним относится, прежде всего, обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, что предполагает наличие системы эффективного функционирования демократических институтов управления, позволяющих выражать интересы и волю местного населения. Важную роль в этой системе играет муниципальная служба, которая выполняет роль одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления.
К основным задачам муниципальной службы относится обеспечение (наряду с государственной службой) прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования. Эта задача вытекает из положения ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют деятельность не только государственной власти, но и местного самоуправления.
На муниципальную службу возлагается основная тяжесть работы по подготовке, принятию, исполнению и контролю решений органов местного самоуправления. При этом следует учитывать, что в ведении муниципальных образований находятся не только вопросы местного значения, но и отдельные государственные полномочия, которыми, согласно ст. 132 Конституции РФ, могут наделяться законом органы местного самоуправления.
Муниципальная служба призвана также стоять на защите прав и законных интересов муниципального образования, его населения. Государство устанавливает конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантирует его право на судебную защиту, которое должны использовать органы местного самоуправления в случае нарушения полномочий местного самоуправления, законных интересов населения муниципального образования.
3. Система правового
регулирования муниципальной
4. Вопросы формирования личного состава муниципальной службы, аттестации муниципальных служащих, а также и некоторые другие решаются муниципальными образованиями самостоятельно на основе законодательства о муниципальной службе и ее собственных нормативных правовых актов.