Классификация муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании муниципальной службы и муниципальных должностей. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1. Дать понятия муниципальной службе. Муниципальным должностям
2. Рассмотреть принципы муниципальной службы
3. Охарактеризовать правовые источники муниципальной службы
4. Рассмотреть функции муниципальной службы
5. Дать понятие и рассмотреть виды муниципальных должностей
6. Дать общую характеристику должностей муниципальной службы
7. Рассмотреть приём на муниципальную службу, основания её прекращения

Оглавление

Введение 3
1 Муниципальная служба в Российской федерации 6
2 Муниципальные должности Российской федерации 15
2.2 Общая характеристика и классификация должностей муниципальной службы 24
Заключение 34
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная муниципальное.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовое право 
 
Дипломные

Особенности регулирования труда муниципальных служащих

<< Назад    Содержание    Вперед >>

1.2 Муниципальный  служащий: понятие, классификация  муниципальных должностей муниципальной  служб

Начиная рассмотрение правового статуса  муниципального служащего, неминуемо  возникает вопрос, до сих пор окончательно не решенный в юридической литературе – является ли муниципальный служащий государственным служащим – то есть, является ли муниципальная служба государственной?

В настоящее время  в нормативных актах закреплены такие понятия: «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий», «муниципальная должность». Все они, по сути, обозначают деятельность лиц, занятых осуществлением функций по обеспечению исполнения полномочий государственных органов - государственные служащие и органов местного самоуправления - муниципальные служащие. В.А.Козбаненко заключает, что данные ныне действующим российским законодательством понятия объединяют всех служащих, занятых на профессиональной основе исполнением различных управленческих функций в органах государственной власти и органах местного самоуправления[1].

И государственная, и муниципальная служба, по мнению исследователя, относятся к публичной службе, однако муниципальная служба не является разновидностью государственной. Аналогичного мнения придерживаются авторы учебника «Служебное право» Б.Н.Габричидзе и А.Г.Чернявский, считая, что муниципальная служба – это есть специфическая разновидность службы, не являющаяся государственной, в органах местного самоуправления муниципальных образований: городских и сельских поселений и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций[2].

ФЗ  «О государственной гражданской  службе» в п.2 ст.3 четко закрепляет, что государственная гражданская  служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. О какой-либо «государственной гражданской муниципальной службе» речь в данном законе не идет. Таким образом, муниципальная служба не является, по мнению законодателя, государственной.

Но  есть и полярные мнения. Так, Ю.Н.Старилов[3] относит «муниципальную службу» к «государственной службе». То есть широкое понятие «государственная служба» охватывает и «муниципальную службу» как частную ее разновидность. По мнению исследователя, сама модель российской публичной службы, когда государственная и муниципальная служба разделены специальными законодательными актами является значительной проблемой, и поэтому необходимо выровнять статус государственных и муниципальных служащих[4].

Подтверждение возможности существования такого мнения основывается и на том, что  муниципальная и государственная службы тесно взаимосвязаны, что закрепляется ст.7 ФЗ «О государственной гражданской службе», из которой следует следующее:

Взаимосвязь гражданской  службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных  квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений  и обязательств при прохождении  гражданской службы и муниципальной  службы;

3) единства требований  к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа  муниципальной службы при исчислении  стажа гражданской службы и  стажа гражданской службы при  исчислении стажа муниципальной  службы;

5) соотносительности  основных условий оплаты труда  и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности  основных условий государственного  пенсионного обеспечения граждан,  проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную  службу, и их семей в случае  потери кормильца.

В некоторых субъектах  РФ законодательные акты регулируют одновременно и государственную  и муниципальную службу. Например, Закон Воронежской области от 19 января 1995г. «О государственной и  муниципальной службе Воронежской  области» регулирует отношения в сфере государственной службы области, а также муниципальной службы в органах местного самоуправления[5].

На наш взгляд, с точки зрения административного, конституционного права, безусловно, муниципальные служащие являются государственными служащими, поскольку де-факто служат государству (пусть и в лице его отдельных представителей – жителей конкретного района, города, селения, являющегося муниципальным образованием). Муниципальные служащие подчиняются единым государственным законам, законам субъекта федерации, в котором расположено данное муниципальное образование. Муниципальные служащие являются представителями, носителями властных полномочий, управленцами на данной территории – то есть представляют собой третье, нижайшее звено публичной власти страны.

Народ Российской Федерации  осуществляет свою власть через систему  публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной  власти Российской Федерации (федеральная власть), государственной власти субъектов РФ (региональная власть) и местного самоуправления (муниципальная власть). Эти три уровня публичной власти России организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их по существу одинаковая – органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории)[6].

При всем этом, действующее законодательство, как было сказано выше, не включает муниципальную службу в государственную гражданскую службу, и на этом основывается разделение в статусе тех и иных служащих. Нас в данном исследовании интересует, прежде всего, особенности регулирования труда муниципальных служащих, поэтому подробнее остановимся именно на законодательных основах регулирования социально-полезной деятельности работников органа местного самоуправления.

Для обозначения  работника органа местного самоуправления законодатель использует понятия «служащий», «должностное лицо». В связи с этим на практике возникает вопрос о четком разграничении понятий «муниципальный служащий» и «муниципальное должностное лицо». Как совершенно справедливо отмечает С.Г. Соловьев[7], проблемы правового статуса должностных лиц местного самоуправления - не только сугубо теоретические. Актуальность им придает тот факт, что в последнее время большое распространение получила коррупция в среде должностных лиц местного самоуправления. Следует указать и на серьезную опасность, которую представляет взаимопроникновение муниципально-властных и предпринимательских структур, факты злоупотреблений должностными лицами органов местного самоуправления. Достаточно часто в муниципальных образованиях встречаются случаи вхождения руководящих работников органов местного самоуправления в число учредителей и участников органов управления коммерческими структурами. Поэтому важно определить правовое положение муниципального служащего, муниципального должностного лица.

Итак, обратимся  к Закону. Согласно ст.2 и 7 ФЗ «Об  основах муниципальной службы в  Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. При этом под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальными служащими не являются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

Профессиональная  деятельность предполагает выполнение социально-значимых действий, связанных с выполнением исполнительно-распорядительных, административно-хозяйственных, планово-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций в соответствие с квалификацией муниципальных служащих[8].

Согласно ст.8 указанного Федерального закона муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность муниципального служащего может быть:

- выборной, т.е. замещаемой в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

- невыборной, т.е. должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Законодатель рассматривает  как муниципальную службу только профессиональную деятельность на так называемых иных муниципальных должностях (т.е. невыборных – т.е. тех, на которых граждане работают по трудовому договору). Профессиональная деятельность главы муниципального образования, иных выборных лиц местного самоуправления, депутатов под понятие муниципальной службы не попадает. В ч.2 ст.2 Закона указывается, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным Законом не устанавливается. Здесь должны действовать особые акты.

То есть получается, что хотя и выбираемые должности, и невыбираемые должности работников органа местного самоуправления объединены законодателем под понятием «муниципальный служащий», регламентация их правового статуса происходит различными нормативно-правовыми актами. Возникает достаточно странная ситуация, когда одни лица, занимающие муниципальные должности, относятся к категории муниципальных служащих, а другие, также занимающие муниципальные должности, к указанной категории не относятся.

По  мнению АН.Кокотова и А.С.Саломаткина  подобный подход вряд ли можно признать оптимальным. Выборный характер ряда муниципальных  должностей предопределяет только особенности правоположения замещающих их лиц в рамках муниципальной службы. Тот же глава муниципального образования наделен законодательно закрепляемыми за ним властными полномочиями, но он же обладает правами, обязанностями по службе, носящими служебный характер (право на денежное содержание, на отпуск, на пенсионное обеспечение; обязанность представлять необходимые документы в кадровую службу соответствующих органов местного самоуправления и т.д.). Поэтому логично распространять на лиц, замещающих выборные муниципальные должности, общий статус муниципальных служащих с необходимыми из него изъятиями и его дополнением особыми служебными правами, обязанностями названных лиц. Последние же следует закреплять не в нормативных актах, посвященных вопросам муниципальной службы, а в актах о статусе депутатов, глав муниципальных образований. К особенностям прохождения службы главами муниципальных образований относится, например, то, что они вступают в должность на основании собственных актов и актов об их избрании, принимаемых соответствующими избирательными комиссиями, нераспространение на них квалификационных разрядов, отсутствие практики их аттестации, особый порядок их увольнения как выборных должностных лиц[9].

В практических целях принято различать понятия  муниципальный «служащий» и «должностное лицо», относя к первой группе работников по трудовому договору, а ко второй – лиц, избранных на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Большинство исследователей придерживаются того мнения, что из состава муниципальных служащих исключаются лица, замещающие выборные должности местного самоуправления (главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления, иные выборные должностные лица).

Такой подход, кстати, является наиболее обоснованным с точки зрения правовой логики и  именно он доминирует в практике муниципального управления.

Уголовное законодательство также делает достаточно строгое различие между «должностными  лицами» и просто «служащими». Так, Уголовный кодекс в примечании к  ст. 258 дает определение понятия «должностное лицо», относя к этой категории «лиц, осуществляющих функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, занимающие государственные должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и т.п.

Что же касается лиц, занимающих определенное «служебное положение», то это государственные  служащие, служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к  числу должностных лиц, служащие различных общественных объединений, фондов, иных некоммерческих организаций, служащие коммерческих организаций, не относящиеся к числу лиц, осуществляющих управленческие функции[10].

Вернемся  к законодательному определению муниципального служащего, уже приведенному выше. Итак, к муниципальным служащим относятся лица:

- граждане  Российской Федерации;

- достигшие  совершеннолетия (18 лет);

- исполняющие  обязанности по муниципальной  должности муниципальной службы, при этом

- порядок  исполнения должности определен  уставом муниципального образования  в соответствие с федеральным  и региональным законодательством;

- получающий  денежное вознаграждение, выплачиваемое  из средств местного бюджета.

Не  являются муниципальными служащими лица, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лица, исполняющие в органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

Аналогичное определение муниципального служащего  присутствует в каждом региональном законе о муниципальной службе. Так, согласно ст.8 Закона Ханты-мансийского  автономного округа - Югры о муниципальной  службе в Ханты-мансийском автономном округе – Югре[11], муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, исполняющий в порядке, определенном в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами автономного округа, настоящим Законом, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования; муниципальными служащими автономного округа признаются лица, замещающие должности муниципальной службы, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным законом автономного округа. То есть, в определении присутствует только дополнительное указание на региональную принадлежность, в остальном же определение идентично данному в федеральном законе.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В реестре  муниципальных должностей муниципальной  службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Взглянем  для примера на реестр муниципальных  должностей в ХМАО-Югре, установленный  Законом ХМАО-Югры «О муниципальных  должностях и реестре муниципальных  должностей муниципальной службы в ХМАО-Югре»[12] (Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 22 ноября 2005 года). Так, к примеру, согласно Приложению 1 в Перечень муниципальных должностей в городских округах и муниципальных районах входят:

1. Глава  муниципального образования.

2. Председатель  Думы муниципального образования.

3. Заместитель  председателя Думы муниципального  образования.

4. Депутат  Думы муниципального образования.

5. Председатель избирательной комиссии муниципального образования.

6. Секретарь  избирательной комиссии муниципального  образования.

7. Председатель  контрольного органа муниципального  образования, сформированного на  муниципальных выборах.

8. Заместитель  председателя контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах.

9. Член  контрольного органа муниципального  образования, сформированного на  муниципальных выборах.

Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.

Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий. Большинство исследователей относят в эту категорию и выборных должностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

Помощники (советники) - должности, учреждаемые  для содействия должностным лицам  местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию  входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности.

Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального  обеспечения осуществления органом  местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие  специалисты - должности, учреждаемые  для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения  деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий[13].

Приведем  пример реестра муниципальных должностей муниципальной службы из Приложении 3 к Закону ХМАО-Югры (Муниципальные должности муниципальной службы категории «помощники (советники)») – то есть это перечень невыборочных, а работающих по трудовому договору лиц:

1. Муниципальные  должности муниципальной службы  высшей группы, относящиеся к  категории «помощники (советники)»:

1) помощник, советник, консультант главы муниципального  образования;

2) помощник, советник, консультант председателя  Думы муниципального образования;

3) помощник, советник, консультант главы администрации  муниципального образования;

4) пресс-секретарь  главы муниципального образования;

5) пресс-секретарь  председателя Думы муниципального  образования.

2. Муниципальные  должности муниципальной службы  главной группы, относящиеся к  категории «помощники (советники)»:

1) помощник первого  заместителя главы муниципального образования;

2) помощник первого  заместителя главы администрации  муниципального образования;

3) помощник заместителя  главы муниципального образования;

4) помощник заместителя  главы администрации муниципального  образования.

Подробная и детальная классификация муниципальных должностей муниципальной службы позволяет организовать мобильность в работе муниципального аппарата, разграничить сферы ответственности между сотрудниками. Кроме того, классификация (своеобразный Табель о рангах) является хорошим способом стимулирования профессионального роста муниципальных служащих и четкого задания его направленности и ступеней.

 

 

[1] Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право, 2003 - №3.

[2] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. С.90.; см. также: Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права, 2003 - №5.

[3] Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: БЕК, 1996. С. 133.

[4] Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права, 2004г. - №9.

[5] Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» - Система ГАРАНТ, 2005 г.

[6] Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В.И.Шкатулла. – М.: «Экзамен», 2006. С.64.

[7] Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: вопросы теории и практики // Журнал российского права, 2004 - №8.

[8] Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с.115.

[9] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник – М.: Юристъ, 2005.

[10] Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей) - Издательский Дом ИНФРА-М, 2000.

[11] См. официальную публикацию

[12] См. официальную публикацию

[13] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник – М.: Юристъ, 2005.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Муниципальная  служба

1.1 Понятие, принципы  и правовое регулирование

1.2 Должности  и их классификация

2. Кадры сферы  управления

2.1 Признаки, классификация,  квалификационные разряды

2.2 Прием на муниципальную службу и основания ее прекращения

2.3 Права и обязанности  муниципальных служащих

3. Правовой статус служащих

3.1 Поощрения и гарантии

3.2 Ответственность и взыскания

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В 90-е годы активно  велись поиски способов формирования и деятельности местной власти. В 1990 г. принят закон «Об общих началах  местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В 1991 г. в РСФСР  утвержден Закон о местном  самоуправлении, а в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении закреплены в Конституции РФ. (До принятия Конституции РФ 1993 г. понятие муниципальной службы вообще не существовало, а работники местных органов считались государственными служащими. С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти вопросы муниципальной службы потребовали правового регулирования). На этой основе 12 августа 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в 1998 г. - Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». В декабре 1999 г. Правительством Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Тема курсовой работы «Основы муниципальной службы»  весьма актуальна в наше время. Так  как муниципальная служба в Российской Федерации только формируется и испытывает недостаток в кадрах, обладающих современными профессиональными знаниями. Продолжается период становления системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, несмотря на то, что ограничены финансовые ресурсы, выделяемые на эти цели. Ощущается потребность в развитии профессиональной компетенции, совершенствовании управления профессиональным развитием муниципальных служащих.

Также все еще  остается проблемами неустойчивый характер муниципального управления и несформированность деятельности муниципальной власти в решении главных проблем жизнедеятельности населения.

Для их решения  необходимо законодательно устанавливать  основные положения муниципальной  службы. Что, главным образом, и описывает  в книге «Муниципальное право России» Постовой Н. В. Он рассматривает данный аспект на основании Федеральных Законов и законодательств субъектов Российской Федерации.

Также следует  развивать сферу кадрового потенциала в области муниципального управления. Вести более жесткий отбор на главные должности власти. Позволять населению самому выбирать своих лидеров. Для того чтобы эффективнее функционировала данная система. Об этом наиболее подробно пишет Зотов В. Б. в книге «Система муниципального управления».

В своей работе я также использовала Конституцию РФ и комментарий Бархатовой Е. Ю. к ней, Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который устанавливает общие принципы организации муниципальный службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации. Закон РФ от 06.07.91 №15509 -1 «О местном самоуправлении в РФ». Учебные пособия Выдрина И. В., Кокотова А. И. и Кутафина О. Е., Фадеева В. И. по муниципальному праву Российской Федерации, в которых даются основные положения о муниципальной должности, муниципальной службе и муниципальных служащих. Что явилось главной схемой для написания мной данной работы.

Предметной областью курсовой работы является сама муниципальная  служба, а объектом исследования основной кадровый состав, т. е. муниципальные служащие, как главный ее элемент.

Цель: подробное  знакомство со стилем работы местного самоуправления, а также с сущностью  муниципальной службы.

Задачи: раскрыть основные проблемы муниципальной службы как профессиональной деятельности, а также развития ее кадрового потенциала.

1. Муниципальная служба

Органы местного самоуправления - самостоятельная часть профессионального публично - властного аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей, работающих в этих органах и реализующих их полномочия. Названная деятельность, именуемая службой, понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1993. с. 97..

Служба в органах  местного самоуправления именуется  муниципальной службой. Отправным  пунктом в регулировании отношений  муниципальной службы является Федеральный  закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224., положения которого детализируется в законодательстве субъектов Федерации. (Правда, во многих субъектах Федерации соответствующие законы были приняты ранее федерального акта.) В Воронежской области, например, действует Закон «О муниципальной службе в Воронежской области» от 15 апреля 1996г. Собрание законодательства Воронежской области. 1997. № 2. В Свердловской области отношение муниципальной службы регулируется областным Законом «О муниципальной службе в Свердловской области» от 3 апреля 1996г. Областная газета. 1996. 9 апрель., рядом иных нормативных актов, среди которых областные законы «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области» от 7 августа 1996г., «Об аттестации государственных и муниципальных служащих в Свердловской области» от 20 января 1997г., «О стаже государственной, муниципальной службы Свердловской области» от 21 января 1997г. Областная газета. 1996. 14 август; 1997. 28 январь; 29 январь.

1.1 Понятие,  принципы и правовое регулирование

Муниципальная служба - новый вид службы в Российской Федерации.

До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления  местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальной службы» в законодательстве не использовалось, ибо: служащие местных органов власти - местных Советов и исполнительных комитетов - являлись государственными служащими.

Учреждение муниципальной  службы, обособление ее от государственной  службы обусловлено формированием  в России местного самоуправления как  специфического уровня власти, особой формы публичной власти. Вместе с  тем первые законы о местном самоуправлении - об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР и о местном самоуправлении в РСФСР - не использовали понятие «муниципальная служба».

Служба в органах  местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Конституция РФ с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного самоуправления установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Эта норма в совокупности с другими конституционными положениями о местном самоуправлении (ст. 3, 130, 131, 132, 133 и др.) послужила основой для формирования модели местного самоуправления, которая существенно отличается от той, что была закреплена в Законе РСФСР о местном самоуправлении. Тем самым были заложены правовые основы для учреждения нового вида служебной деятельности в нашем обществе: муниципальной службы.

В соответствии с Конституцией РФ законодательство разграничивает государственную службу и муниципальную службу: Федеральный  закон от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно же Закону об общих принципах организации местного самоуправления муниципальная служба - это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения  муниципальных служащих в Российской Федерации устанавливает Закон об основах муниципальной службы. В соответствии с ним муниципальная служба осуществляется на муниципальных должностях, не являющихся выборными.

Муниципальной службе присущи следующие отличительные  черты и признаки, которые предопределяются конституционным статусом местного самоуправления, его местом и ролью в системе народовластия.

1. Муниципальная  служба учреждается и функционирует  в сфере публичной власти, ибо  муниципальная деятельность является  публично-властной деятельностью. Эта черта муниципальной службы сближает ее с государственной службой, тоже относящейся к сфере публичной власти. Муниципальная власть (местное самоуправление) и власть государственная - формы публичной власти.

2. Муниципальная  служба имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления. К ним относится, прежде всего, обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, что предполагает наличие системы эффективного функционирования демократических институтов управления, позволяющих выражать интересы и волю местного населения. Важную роль в этой системе играет муниципальная служба, которая выполняет роль одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления.

К основным задачам  муниципальной службы относится обеспечение (наряду с государственной службой) прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования. Эта задача вытекает из положения ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют деятельность не только государственной власти, но и местного самоуправления.

На муниципальную  службу возлагается основная тяжесть  работы по подготовке, принятию, исполнению и контролю решений органов местного самоуправления. При этом следует  учитывать, что в ведении муниципальных образований находятся не только вопросы местного значения, но и отдельные государственные полномочия, которыми, согласно ст. 132 Конституции РФ, могут наделяться законом органы местного самоуправления.

Муниципальная служба призвана также стоять на защите прав и законных интересов муниципального образования, его населения. Государство устанавливает конституционный запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантирует его право на судебную защиту, которое должны использовать органы местного самоуправления в случае нарушения полномочий местного самоуправления, законных интересов населения муниципального образования.

3. Система правового  регулирования муниципальной службы  имеет три уровня: федеральный,  субъектов РФ и муниципальный. Это, конечно, не может не обусловливать при наличии общих основ определенные различия в статусе муниципальных служащих различных муниципальных образований.

4. Вопросы формирования  личного состава муниципальной  службы, аттестации муниципальных  служащих, а также и некоторые другие решаются муниципальными образованиями самостоятельно на основе законодательства о муниципальной службе и ее собственных нормативных правовых актов.

Информация о работе Классификация муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды муниципальных служащих