Классификация муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании муниципальной службы и муниципальных должностей. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1. Дать понятия муниципальной службе. Муниципальным должностям
2. Рассмотреть принципы муниципальной службы
3. Охарактеризовать правовые источники муниципальной службы
4. Рассмотреть функции муниципальной службы
5. Дать понятие и рассмотреть виды муниципальных должностей
6. Дать общую характеристику должностей муниципальной службы
7. Рассмотреть приём на муниципальную службу, основания её прекращения

Оглавление

Введение 3
1 Муниципальная служба в Российской федерации 6
2 Муниципальные должности Российской федерации 15
2.2 Общая характеристика и классификация должностей муниципальной службы 24
Заключение 34
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная муниципальное.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

5. Правовой статус  муниципального служащего и правовой  статус государственного служащего имеют общие черты: стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы; на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего и т. п.

6. Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу должны учитываться органами государственной власти (федеральными и субъектов Федерации) при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальная служба основана на следующих основных принципах, закрепляемых Законом об основах муниципальной  службы:

1) принцип верховенства  Конституции РФ, федеральных законов  и законов субъектов Федерации  над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями. Он вытекает из ч. 2 ст. 4 Конституции РФ и является общим для организации и деятельности государственной, муниципальной и иных видов служебной деятельности в нашем государстве;

2) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия. Как известно, Конституция РФ (ст. 2) признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а согласно ст. 18 права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют деятельность местного самоуправления, а значит, и муниципальных служащих;

3) принцип самостоятельности  органов местного самоуправления  в пределах их полномочий. Конституция  РФ признает и гарантирует  местное самоуправление, его самостоятельность (ст. 12). Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью. Это самостоятельный институт местного самоуправления. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые закон относят к ведению муниципальных образований. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо призваны недействительными решением суда. Самостоятельность местного самоуправления призвана обеспечить возможность муниципальным образованиям, «не нарушая более общих законодательных положений», как провозглашает ст. 6 Европейской Хартии местного самоуправления, самим «определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление»;

4) принцип профессионализма  и компетентности муниципальных  служащих. Он требует от муниципальных  служащих знать свои права и обязанности, повышать уровень своих профессиональных знаний и навыков;

5)принцип ответственности  муниципальных служащих за неисполнение  или ненадлежащие исполнение  своих должностных обязанностей, призванный обеспечить дисциплину  в деятельности муниципальных служащих, формирование чувства их личной ответственности за порученное дело;

6) принцип равного  доступа граждан к муниципальной  службе в соответствии с их  способностями и профессиональной  подготовкой. Он основан на  конституционных положениях о равноправии граждан: граждане РФ имеют равные права на осуществление местного самоуправления, в том числе и право на равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. При этом необходимо отметить, что данный принцип следовало бы закрепить в Конституции РФ: в настоящее время ст. 32 Конституции РФ устанавливает право равного доступа лишь к государственной службе;

7) принцип единства  основных требований, предъявляемых  к муниципальной службе Российской  Федерации, а также учета исторических  и иных местных традиций, предполагающий  единство основ правового статуса  муниципальных служащих: общие перечни ограничений, связанных с муниципальной службой, гарантий и т. д. Данный принцип отражает особенности правового регулирования муниципальной службы не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, а также муниципальных образований, что позволяет в полной мере учитывать при организации муниципальной службы, ее регулировании исторические и иные местные традиции;

8) принцип правовой  и социальной защищенности муниципальных  служащих призван обеспечить  стабильность кадров в органах  местного самоуправления, а также защитить муниципальных служащих от политической конъюктуры, от произвола руководителя, гарантировать муниципальному служащему соответствующие условия работы, пенсионное обеспечение, помощь семье муниципального служащего в случае его смерти, связанной с исполнением им должностных обязанностей, и т.д.;

9) принцип внепартийности  муниципальной службы имеет целью  не допустить перехода муниципальной  службы под контроль политических  организаций.

Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления и об основах муниципальной службы и др., конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Закон об общих  принципах организации местного самоуправления относит к ведению  органов государственной власти Российской Федерации «регулирование основ муниципальной службы» (ст. 4). Это предполагает установление на федеральном уровне положений, определяющих, что следует понимать под муниципальной службой, каковы ее задачи и основные принципы организации, каковы основы статуса муниципальных служащих и т.д. Все эти положения закреплены в Законе об основах муниципальной службы.

К компетенции  органов государственной власти субъектов Федерации относится законодательство о муниципальной службе (ст. 5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Законодательное регулирование вопросов муниципальной  службы осуществляется субъектами Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Законодательство  субъектов Федерации включает, как  правило, не только законы о муниципальной  службе, но и законы об аттестации муниципальных  служащих, о системе оплаты труда  муниципальных служащих. Законами субъектов Федерации утверждаются реестры муниципальных должностей муниципальной службы, устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Законодательство  о муниципальной службе относит  к ее правовой основе уставы муниципальных  образований, а также иные нормативные  правовые акты муниципальных образований.

В соответствии с законодательством муниципальные  образования определяют порядок  прохождения муниципальной службы, требования к муниципальным должностям, права и обязанности, виды поощрений  муниципального служащего и др.

1.2 Должности  и их классификация

Итак, под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998г.). При этом ст. 1 Закона определяет, что муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за выполнение этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Служебная деятельность осуществляется на основе замещения  должности - необходимого элемента любой  управленческой структуры, включая  и структуру местного самоуправления. Муниципальная должность, определение  который дает Закон об основах муниципальной службы, характеризуется следующими признаками:

1) она устанавливается  уставом муниципального образования,  иными нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления  в соответствии с законом субъекта  РФ;

2) она предполагает ответственность за исполнение связанных с ней обязанностей;

3) она замещается  на постоянной основе в установленном  законом порядке;

4) с ней связан  определенный комплекс обязанностей  и соответствующих им прав, необходимых,  чтобы обеспечить осуществление задач и функций местного самоуправления.

Закон подразделяет все муниципальные должности  на два вида:

· выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительных или иных выборных органов местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов (председатель представительного органа местного самоуправления и др.). Статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, Законом об основах муниципальной службы не устанавливается, ибо муниципальная служба осуществляется на муниципальной должности, не являющейся выборной;

· иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора - муниципальные должности муниципальной службы.

Закон, определяя  муниципальную должность, подразделяет их также на две группы: а) должности  с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения; б) должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов местного самоуправления.

В первом случае речь идет о должностях выборных лиц  местного самоуправления, т.е. должностных  лиц, избранных населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенных согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Во втором случае имеются в виду должности муниципальной службы, т.е. должности в органах местного самоуправления. Лица, их замещающие - муниципальные служащие, - осуществляют профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Таким образом, муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Федеральный законодатель помимо понятий «муниципальная служба», «муниципальная должность» вводит понятие  «муниципальный служащий». Итак, федеральный  законодатель рассматривает как  муниципальную службу только профессиональную деятельность на так называемых иных муниципальных должностях. В ч. 2 ст. 2 анализируемого Закона указывается, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным Законом не устанавливается. Думается, что это не совсем оптимальный подход. Выборный характер ряда муниципальных должностей предопределяет только особенности правоположения замещающих их лиц как муниципальных служащих. К примеру, тот же глава муниципального образования наделен законодательно закрепленными за ним властными полномочиями, но он же обладает правами и обязанностями по службе, относящимися к сфере трудового права (право на денежное содержание, на отпуск, на пенсионное обеспечение; обязанность представлять необходимые документы в кадровую службу соответствующих органов местного самоуправления и т. д.). Поэтому вполне логично в сфере муниципальной службы распространять на лиц, занимающих выборные муниципальные должности, общий правовой статус муниципальных служащих с необходимыми изъятиями из него и дополнением его особыми служебными правами, обязанностями названных лиц. А вот последние как раз и стоит закреплять не в нормативных правовых актах, специально посвященных вопросам муниципальной службы, а в актах о статусе депутатов, глав муниципальных образований и т. п. К особенностям прохождения службы главами муниципальных образований относится, например, то, что они вступают в должность на основании собственных актов и актов об их избрании, принимаемых соответствующими избирательными комиссиями; не присвоение им квалификационных разрядов, отсутствие практики их аттестации; особый порядок их увольнения как выборных должностных лиц.

В свете сказанного примечательна формулировка п. 3 ст. 1 Закона Воронежской области «О муниципальной службе Воронежской области», гласящая, что нормы настоящего Закона распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, на депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выполняющих свои обязанности выборного лица на постоянной штатной основе, в части, не противоречащей их статусу выборного лица в соответствии с федеральным и областным законодательством и уставом муниципального образования.

Постоянный, профессиональный характер деятельности муниципальных  служащих на муниципальных должностях означает включение упомянутых должностей в штатное расписание соответствующих органов местного самоуправления. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается, как правило, главой муниципального образования в соответствии со структурой управления, закрепленной в уставе муниципального образования. Однако в штатное расписание в целях технического обеспечения деятельности муниципальных органов могут включаться должности, не относящиеся к муниципальным должностям (например, п. 4 ст. 6 Закон Воронежской области).

Информация о работе Классификация муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды муниципальных служащих