Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:59, доклад
На современном этапе истории российское общество пытается встать на путь становления и развития правового государства, вырабатываются базовые концепции демократического устройства, регулирующие основные вопросы в области гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Введение
На современном этапе
истории российское общество пытается
встать на путь становления и развития
правового государства, вырабатываются
базовые концепции
Демократическое, правовое государство, гражданское общество может решать свои основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления как местного, так и общественного. Жители населенных пунктов должны иметь возможность самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы организации своей жизни, используя формы как прямой демократии, так и через избранные ими органы самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен определяться возможностями их реализации и ничем иным. Только при таком подходе возможно оптимальное сочетание интересов государства в целом и его граждан. Только такой подход обеспечивает в максимальном объеме права, свободы и интересы граждан. Актуальность выбора данной темы очевидна.
Целью работы является рассмотрение и раскрытия понятия муниципальной службы, ее основных задач, функций и прочих ее составляющих, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
1. Понятие и принципы
Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
В советское время на уровне местного управления работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были «государственные служащие местных органов государственной власти».
С принятием в 1990-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления: нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.
Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.
Так как муниципальная служба - профессиональная деятельность, у муниципальной службы есть присущие ей задачи:
1. обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.
2. обеспечение исполнения
Конституции РФ, федерального, субъектов
федерации и местного
3. обеспечение жизнедеятельности муниципального образования и удовлетворение потребностей населения.
4. обеспечение самостоятельности решения населением вопросов местного значения.
5. защита прав и
интересов муниципального
6. обеспечение принципа
профессионализма и
С точки зрения задач, муниципальная служба представлена в социальном аспекте как профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами; в политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений; правовом - юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.
Эта служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.
Муниципальная служба организуется на основе принципов, которые закреплены в федеральном и региональном законодательстве о муниципальных служащих:
1. принцип верховенства
Конституции РФ и законов над
иными правовыми актами. Это очень
важный принцип, т.к. нет
2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, и их непосредственного действия.
3. принцип законности.
4. принцип самостоятельности
органов местного
5. принцип гласности и учета общественного мнения при осуществлении муниципальной службы.
6. принцип профессионализма,
компетентности муниципальных
7. принцип равного
доступа граждан к
8. принцип ответственности
муниципальных служащих за
9. принцип связи с учетом исторических и местных традиций, в тоже время единство основных требований, предъявляемых к муниципальным служащим.
10. принцип правовой и муниципальной защищенности муниципальных служащих.
11. принцип внепартийности муниципальной службы.
2. Функции муниципальной службы
муниципальная служба местное самоуправление
Под функциями муниципальной
службы следует понимать основные направления
практической реализации правовых норм
института муниципальной
Исполнительная и
Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит, прежде всего, в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.
3. Правовые источники
Правовыми источниками муниципальной службы являются внешние формы выражения муниципального нормотворчества, то есть исходящие от органов местного самоуправления официально-документальные формы выражения и установления правовых норм.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.
Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.
В систему правовых актов о муниципальной службе входят уставы и положения о дисциплине в конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции и т.д.
4. Вопросы муниципальной службы
Вопросы муниципальной службы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. В ведении субъектов РФ находится:
1. субъекты принимают
свое законодательство о
2. контроль за соблюдением муниципальным образованием законодательства о муниципальной службе (общероссийского, субъектов РФ, соответствие уставов муниципального образования законодательству РФ и субъектов РФ);
3. принятие программ развития муниципальной службы;
4. полномочия по утверждению реестра муниципальных должностей муниципальной службы;
5. установление соотношения
муниципальных должностей
6. утверждение минимально необходимых расходов на муниципальную службу, которые включаются в минимальные местные бюджеты;
7. установление квалификационных
разрядов и порядка их
8. руководство профессиональной
подготовкой, переподготовкой
9. методическая помощь,
которую субъекты должны
10. иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством о муниципальной службе.
Предметы ведения
1. правовое регулирование
вопросов муниципальной службы
в соответствии с
а) условия и порядок прохождения муниципальной службы;
б) правовой статус муниципального служащего;
в) требование к муниципальным должностям муниципальной службы.
2. непосредственное управление муниципальной службой.
3. установление и обеспечение гарантий для муниципальных служащих данного муниципального образования.
4. иные вопросы, отнесенные
к ведению муниципального
Финансирование муниципальной службы производится исключительно за счет средств местного бюджета, поэтому объем финансирования муниципальной службы зависит от муниципального образования, однако у субъектов РФ есть возможность влиять на размер оплаты, прежде всего через установление минимальных необходимых расходов на муниципальную службу, которые являются составной частью минимальных местных бюджетов. У вышестоящего бюджета, посредством бюджетного регулирования есть возможность влиять на размер зарплаты муниципальных служащих посредством дотаций и субвенций.
5. Понятие и структура института муниципальной службы
Институт муниципальной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения местного самоуправления, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике органов власти, то есть он обеспечивает функционирование местного самоуправления.
Институт муниципальной
службы состоит из первичных единичных
юридических положений –
Итак, институт муниципальной службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы муниципальной службы, статуса муниципальных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения муниципальной службы.