Деятельность органов местного управления и самоуправления района по повышению эффективности занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2 стр.
1. ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………....5 стр.
1.1 Понятие занятости и факторы ее определяющие……………………5 стр.
1.2 Показатели занятости………………………………………………....8 стр.
1.3. Эффективность политики занятости…………………………………...9 стр.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА…….....13 стр.
2.1 Роль государства на рынке труда……………………………………..13 стр.
2.2 Основные направления государственной политики занятости……17 стр.
2.3 Государственные национальные и региональные программы
занятости……………………………………………………………………19 стр.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………..24 стр.
3.1 Структура занятости населения и динамика важнейших показателей занятости…………………………………………………………………. 24 стр.
3.2 Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год……………………………………………………..30 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….35 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….37 стр.

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 74.62 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

"Деятельность органов местного управления и самоуправления района по повышению эффективности занятости населения" 
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2 стр.

  1. ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………....5 стр.
    1. Понятие занятости и факторы ее определяющие……………………5 стр.
    2. Показатели занятости………………………………………………....8 стр.

1.3. Эффективность  политики занятости…………………………………...9 стр.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА…….....13 стр.

2.1 Роль государства на рынке труда……………………………………..13 стр.

2.2 Основные  направления государственной политики  занятости……17 стр. 

2.3 Государственные  национальные и региональные  программы 

занятости……………………………………………………………………19 стр. 

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………..24 стр.

3.1 Структура  занятости населения и динамика  важнейших показателей занятости…………………………………………………………………. 24 стр.

3.2 Государственная   программа содействия занятости  населения Республики Беларусь  на 2011 год……………………………………………………..30 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….35 стр.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….37 стр. 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Новые условия хозяйствования, обусловленные  началом экономического роста в  РБ, поставили перед экономической  наукой и практикой много сложных  и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения  экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

     Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

     Исследование  государственной политики занятости  актуально в силу важности достижения наиболее полного использования  трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.

     Поставленная  цель предопределяет необходимость  решение следующих задач:

     – определить сущность понятия занятости;

     – рассмотреть важнейшие показатели занятости;

     – выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населения в РБ;

     – исследовать роль государства на рынке труда;

     – проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2009–2010,2011 гг.;

     Методологической  и теоретической основой исследования послужили: работы белорусских и  зарубежных авторов, периодические  издания, статистические сборники Республики Беларусь, Государственные программы занятости на 2005–2010,2011 годы. 
 

 

  1. ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ЯВЛЕНИЕ
 

     1.1 Понятие занятости и факторы ее определяющие 

     Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости  – важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

     Согласно  Закону о занятости населения  Республики Беларусь понятие занятости  трактуется, как деятельность граждан  Республики Беларусь, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу[21].

     Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан [9, с 5–6].

     В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют

     понятиям  полной и эффективной занятости. Полная занятость – это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Эффективная же занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [5, с 8].

     Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление  от условий полной и эффективной  занятости. Если предложение превышает  спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.

     Помимо  традиционной формы занятости различают  и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды:

     а) сезонная занятость – занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;

     б) поденная занятость, связана с работой  на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме  оплаты труда;

     в) периодическая занятость – чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;

     г) временная занятость, характеризующаяся  тем, что работник занят деятельностью  лишь в течение некоторого периода  времени, но этот период не предопределен  сезонностью работ;

     д) занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;

     е) самозанятость – занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда [5, с 11].

     Экономические факторы занятости связаны с  особенностями размещения и развития производительных сил. В их число  входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного  хозяйства, экономическое стимулирование и др.

     Размещение  производительных сил по территории предопределяет возможности населения  в удовлетворении желания трудиться  в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности  и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.

     Преимущественное  развитие отдельных отраслей народного  хозяйства прямо отражается на характере  занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к  тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.

     Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, – это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.

     Социальные  факторы занятости связаны с  особенностями формирования системы  условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень  развития сферы обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования  населения, национальные традиции, уровень  развития здравоохранения и др.

     Общемировые факторы занятости связаны с  особенностями способа производства материальных благ. В их составе  выделяют такие взаимосвязанные  факторы, как форма собственности  на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей  силы и др. [1, с 13–15].

 

      1.2 Показатели занятости 

     Выделяют  различные показатели занятости, которые  характеризуют состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью  которых анализируется и прогнозируется занятость. К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, занятое население, численность принятых на работу, численность уволенных, безработные.

     В общей численности населения  можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные  работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы.

     В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы, за выслугу лет, по возрасту в связи  с особыми условиями труда  и на льготных основаниях), а также  работающие лица старше и младше трудоспособного  возраста.

     Экономически  активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров. К экономически активному населению относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите.

     К населению, занятому в экономике, относятся  лица, работающие в организациях; индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму; лица, занятые в  личном подсобном хозяйстве.

     В РБ в 2009 г. в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной [4, с 104].

     Данные  о численности трудовых ресурсов, экономически активного населения  и численности населения, занятого в экономике, формируются один раз  в год при расчёте баланса  трудовых ресурсов и приводятся в  среднегодовом исчислении. В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчётном периоде в организацию приказом нанимателя о приеме на работу.

     В численность уволенных включаются все работники, оставившие работу в  организации независимо от оснований  прекращения трудового договора, уход или перевод которых оформлен приказом.

     К безработным, зарегистрированным в  органах по труду, занятости и  социальной защите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие  на территории РБ, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органе по труду, занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней [12, с 76].

Информация о работе Деятельность органов местного управления и самоуправления района по повышению эффективности занятости населения