Деятельность органов местного управления и самоуправления района по повышению эффективности занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, решение которой является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2 стр.
1. ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………....5 стр.
1.1 Понятие занятости и факторы ее определяющие……………………5 стр.
1.2 Показатели занятости………………………………………………....8 стр.
1.3. Эффективность политики занятости…………………………………...9 стр.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА…….....13 стр.
2.1 Роль государства на рынке труда……………………………………..13 стр.
2.2 Основные направления государственной политики занятости……17 стр.
2.3 Государственные национальные и региональные программы
занятости……………………………………………………………………19 стр.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………..24 стр.
3.1 Структура занятости населения и динамика важнейших показателей занятости…………………………………………………………………. 24 стр.
3.2 Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год……………………………………………………..30 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….35 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….37 стр.

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 74.62 Кб (Скачать)

     Таким образом, занятость представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  наиболее прямое и сильное воздействие  на каждого человека. А показатели занятости населения являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны. 

     1.3 Эффективность политики занятости

     Одной из функций государства при возрастании  безработицы становится регулирование  занятости, устранение негативных последствий  безработицы.

     Эффективная политика занятости должна обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам страны; содействовать  такой занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную защиту в области занятости; взаимодействовать  с другими направлениями социальной политики.

     Регулирующие  воздействия государства на занятость  можно разделить на два типа –  активное и пассивное.

     Политика  пассивного регулирования занятости  ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Иногда ее называют моделью смягчения  последствий безработицы. Реализуется она посредством двух форм:

     1) социальное страхование по случаю потери работы, обеспечивающее выплату временных пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют в более чем 70 % развитых стран и являются основным источником помощи при потере работы. При защите от безработицы в страховой форме конкретные размеры пособий часто зависят от величины взносов в страховые фонды и от степени нуждаемости в помощи;

     2) социальная помощь – применяется к оставшимся безработными длительный период в виде материальной помощи.[13, c. 10].

     Существенно отличается политика активного регулирования, при которой государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в  трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и  т. д. Государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е. системы механизмов и правил, играя по которым все  участники рынков труда и образовательных  услуг добьются максимального эффекта  для общества в целом.

     Задача  государственной политики занятости  заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной  занятости при минимальных издержках, к которым следует отнести  безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.

     При этом используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую  силу и метод сокращения предложения  рабочей силы.[7, c. 123].

     Повышение спроса на рабочую силу достигается  с помощью мер экономического характера и мер по созданию нетрадиционной занятости.

     Экономическими  мерами выступают:

     - большая свобода работодателей  в решении вопросов занятости  (условия приема-увольнения, график  работ и т. п.);

     - установление льготного налогообложения,  необходимо увеличение спроса  на рабочую силу;

     - государственные выплаты предпринимателям  на создание новых рабочих  мест;

     - установление различного рода  дотаций и льгот при обеспечении  занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежи, инвалидов);

     - обучение и переквалификация.

     Мерами  по созданию нетрадиционной занятости  являются: общественные работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость  по вызову.

     Чаще  всего эти нетрадиционные работы являются общедоступными видами временного трудоустройства, не требующими специальной  профессиональной подготовки и оплачиваемыми  по ставке, составляющей от трети до половины средней ставки заработной платы по стране, но выполняющими функцию  включения безработного в сферу  трудовой активности. Следует при  этом иметь в виду, что искусственное  увеличение рабочих мест само по себе не гарантирует улучшение ситуации в сфере занятости, не говоря уже об эффективности экономики в целом. .[15, c. 19].

     К мерам по сокращению предложения  рабочей силы на рынке труда относятся:

  1. расширение и углубление программ по подготовке кадров, включая профессиональную подготовку. Система подготовки должна отвечать ряду требований: адекватность структуре экономики, адаптивность к изменению условий труда, вариативность источников финансирования – государственные и предпринимательские;
  2. введение творческих и учебных отпусков (эта и указанная выше меры, способствующие сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечат ее более высокую продуктивность завтра);
  3. повышение пособий и/или сроков отпусков по уходу за детьми;
  4. введение частичного и/или досрочного пенсионного обеспечения в случае потери работы.

     На  рынке труда различают еще  и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов  деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие на рынок  труда).[19, c. 32]. 
 
 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА  ТРУДА
 

     2.1 Роль государства на рынке труда 

     Рынок труда – общественно-экономическая  форма движения трудовых ресурсов (рабочей  силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория  рынок труда представляет собой  систему производственных отношений  между работниками (с собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения. [5, с 45]

     Система государственного регулирования на макроуровне включает в себя взаимосвязанные  подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.

     Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера  отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования  данных отношений.

     Основными законодательными и нормативно-методическими  документами по регулированию рынка  труда являются: Закон о занятости  населения РБ, Положение о порядке  образования и использования  государственного фонда содействия занятости РБ, Положение о порядке  и условиях выплаты безработным  пособий и материальной помощи, Положение  об организации профессионального  обучения безработных, Положение о  порядке регистрации безработных, Положении об организации оплачиваемых общественных работ и др.

     Перспективная подсистема устанавливает цели регулирования  рынка труда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов, обеспечивает получение системного эффекта от их применения. Она предполагает разработку государственных программ социально-экономического развития народного  хозяйства и его отраслей, государственных  республиканских и региональных программ занятости, включая систему  создания рабочих мест для отдельных  категорий граждан, учет их наличия, профориентацию, переквалификацию и  переподготовку кадров; систем налоговых  льгот на доходы, инвестируемые в  данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.

     Оперативное регулирование направлено на заботу о том, насколько эффективно работают механизмы, связанные с организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течение  которого человек занят поиском  работы. Государство принимает на себя ответственность за развитие профессионального  обучения и переквалификации, налаживает трудоустройство, осуществляя постоянный контроль над состоянием рынка труда, финансирует исследование проблем  занятости, а также стимулирует  разработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительные рабочие места и льготное налогообложение  малого бизнеса, обеспечивающего работой  население. [8, с 124]

     Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

  • оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения;
  • профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
  • бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости;
  • развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

     Разрабатываемые правительством программы (программы  занятости, структурной перестройки, поддержки предпринимательства  и др.) предусматривают конкретную последовательность мер по совершенствованию  регуляторов рынка труда и  занятости населения в республике. В первую очередь они направлены на:

  • создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и в сфере обслуживания населения и производства;
  • эффективную поддержку малого и среднего предпринимательства;
  • территориальное развитие единого рынка труда (повышение мобильности рабочей силы путем отмены прописки, развития рынка жилья, стимулирования развития промыслов и производств в сельской местности);
  • развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройки экономики;
  • формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающих экономическую независимость работников;
  • углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);
  • совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.

     Наиболее  важным условием действенного регулирования  рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В  соответствии с рекомендациями Международной  организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения  при осуществлении государственной  политики занятости необходимо руководствоваться  следующими принципами:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам страны в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
  • содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека; является экономически целесообразной и производительной;
  • добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;
  • содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа связано с развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом общих закономерностей динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований к качествам работника в условиях рыночной экономики, а также с формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовность к переобучению в случае необходимости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение социальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • единство ответственности. Означает наличие четырех условий: координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями; участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления; межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране. [6, с 140]
 
    1. Государственные национальные и региональные программы занятости

Информация о работе Деятельность органов местного управления и самоуправления района по повышению эффективности занятости населения